Русская Православная Церковь и Великая отечественная война. Часть II.

Назад к списку Статей

Основных вопросов два:

Первая часть.

Как нам осмыслить, особенно поднявшееся в последнее время, искажение (не только грубое, но кощунственное) всей мировой истории, а не только России.

Так вот, после войны с Наполеоном, которая не осталась почему-то в истории как мировая, хотя таковой была. Если посмотреть английские газеты за 1822 и 1823 годы, то увидим, что заголовки всех газет буквально пестрели сообщениями о том, что Наполеона победили три европейские державы: Англия, Австрия и Пруссия, а Россия – только мешала побеждать им Наполеона.

Более того, Англия приложила максимум усилий, чтобы развалить Священный союз[1]. Этот Союз был предтечей ООН. ООН был организован во избежание нового Гитлера, а Священный союз был в своей основе организован во избежание нового Наполеона.

Священный союз (главный проект Александра I) развалился в 1827 году, но трещины стал давать уже в 1822 году. Причина такой недобросовестности, которая, в сущности, базируется на ненависти, потому что этой ненавистью были заражены даже страны, которые были обязаны России своим государственным существованием. Ведь Наполеон все эти немецкие княжества (Саксонию, Баварию и т.д.) лишил суверинета, а Пруссия “плясала” перед ним на “цыпочках”, а Александр I много сделал для восстановления национальной идентичности немецких малых государств.

Александр I и Николай I ратовали за объединение Германии. Тем не менее, в большой статье Тютчева “Россия и Германия” (в 1844 году опубликована) и затем в аналитической записке[2] (к статье “Россия и Германия”) описан германский менталитет.

Фёдор Иванович Тютчев знал Германию не по-наслышке; его дядя Остерман-Толстой увёз Тютчева в 1822 году в Германию (Тютчеву было 19 лет) и вернулся он в Россию в 1846 году. Таким образом, первая половина жизни Тютчева прошла в Германии и главным образом в Мюнхене. Две жены Тютчева были немками: одна урождённая графиня Элеонора Ботмер (Петерсон), другая – урождённая баронесса Эрнестина Пфеффель (Дернберг), причём обе не говорили на русском языке.

Что касается менталитета западных народов и в первую очередь Германии, то вот о чём пишет Фёдор Иванович Тютчев: “Я знаю, что при необходимости найдутся безумцы, готовые с самым серьёзным видом заявить – мы обязаны вас ненавидеть. Ваши устои, начала вашей цивилизации противны нам, немцам, – людям запада. У вас не было ни феодализма, ни папской иерархии; вы не пережили войн священства и империи, религиозных войн и даже инквизиции; вы не участвовали в крестовых походах, не знали рыцарства; четыре столетия назад достигли единства, которого мы ещё ищем, и ваш жизненный принцип не даёт достаточной свободы индивиду и не допускает разделения и раздробления”.

Чем хвалятся-то: — конфликт священства и империи – так это же Каносса[3], а уж хвалиться и инквизицией??!!

Здесь надо иметь в виду мнение большинства – это почти всегда – мнение обывательское. Особенно в европейских странах, склонных к индивидуализму (у них, конечно, соборности искать не нужно). Общее мнение, то, что не укладывается в общие рамки западноевропейского менталитета, западноевропейского уклада, западноевропейской традиции – всё относится к разряду варварства, а варварство надо либо образовывать или искоренять.

Обыватели, которых цитирует Тютчев, не произносят слово “православие” и тем более не произносят слово “православная империя”. А государственный инстинкт великорусской нации – он также государственнический; в отличие, кстати, от украинского. Киев всегда проявлял какое-то поползновение к евроинтеграции и это сразу же видно в династических браках. На ком женат Ярослав Мудрый? – На Ингигерде (причислена к лику святых, но в монашеском имени Анна). Сыновья Ярослава Мудрого: Изяслав женат на польской княжне, Святослав – на немецкой прицессе и только Всеволод женат на дочери Мономаха.

Владимир Мономах: первая жена Гита Уэссекская, т.е. — дочь англосаксонского короля Гарольда II. Приданого у Гиды не было, т.к. Гарольда II выгнал из страны Вильгельм Завоеватель, но в Киеве ценили не приданое, а честный род.

Вторая жена Владимира Мономаха – русская.

Третья – вообще осетинка.

 

Потомство Владимира Мономаха:

от первой жены Гиты: Мстислав Великий и Ярополк;

от второй жены (от русской): Вячеслав;

от третьей жены – Юрий Долгорукий.

 

В это время в Киеве постоянно жили Византийские иерархи, которые были сведущи в канонах Церкви, которые могли объяснить, что для второго брака существует чин о второбрачных и который весьма отличается от чина первобрачных; но для третьего брака вообще чина нет (третий брак не благословляется, а только допускается).

 

И дальше.

Юрий Долгорукий первым браком женат на половчанке: от неё сын – Андрей Боголюбский. Спустя некоторое время Андрей Боголюбский, как старший в роде, пытался решать вопросы с младшими в роде (братьями, племянниками) в приказном порядке, а не в отеческом. В результате, самый колоритный из его двоюродных племянников Мстислав Храбрый говорит: “Идём на суд Господний”, а это практически – объявление войны. И война началась, но позднее после начала нестроений в армии, Андрей Боголюбский снял осаду с Вышгорода и вскоре бояре убили его во Владимире.

Вторая половина XII века – это уже сложившееся противостояние между севером и югом, которое началось со “скандала в благородном семействе”.

Так или иначе, получается, что мнение Европы и влияние Европы восстаёт против национальной идентичности России. И так было всегда.

 

Наши политологи (типа Караганова) это хорошо понимают – санкции против России будут всегда; и этот всегда и постоянно повторяемый принцип – мы вас обязаны ненавидеть.

 

Вторая часть.

Вторая часть будет касаться, так называемой, евроинтеграции.

Во-первых, это дело совершенно невозможное. Во-вторых, это всё абсолютно не нужное.

И тут в качестве иллюстрации нам поможет русская сказка “Теремок”:

“Я мышка-норушка, а я лягушка-квакушка, а я зайчик-побегайчик, а я лисичка-сестричка, а я волк – зубами щёлк”. Теремок-то выглядел хорошо с белыми занавесками – именно так они приняли Петра I; но сидели там звери. Так и до сих пор там нет полноценного мира – постоянно возникают те или иные претензии по земле, например. В том числе все живут скученно, и если в “теремок” пришел медведь, то он первое, что начал делать (даже того не желая) стал обваливать “теремок”.

Россия – феномен другого масштаба и “войти в Европу” она не может; Россия – держава более крупная и, главное, что она православная (и это подчёркивал Тютчев).

Православная вера – это нутро России, её душа; и поэтому тот, кто восстаёт против православной веры (как Хрущёв, например), восстают против России.

 

Знаменитый термин Пушкина – “окно в Европу” оказался пророчеством, т.к. некоторая чуждость России Европе иногда нарушается. И дело в том, что окно – это не дверь, через которую и принято входить. А когда чрезвычайные обстоятельства (война, например), то тут можно и в окно.

В результате: и война с Наполеоном, и I-я мировая война, и II-я мировая война приводят к тому, что заключают всевозможные договоры с Россией; но как только минует опасность, то тут же начинается конфронтация. После II-й мировой войны — тут же Фултонская речь Черчилля, который вводит термин – “холодная война”, которая и продолжалась многие годы, а потом при Горбачёве было объявлено, что мы в ней проиграли.

I-я мировая война. Французские газеты и журналы то и дело помещали карикатуры на Николая II. Знаменитая карикатура: громадный Лев Толстой и маленький император в горностаевой мантии, и горностай тявкает на него как собачёнка.

В 1907 году во Франции вышло стихотворение на русском языке под названием “Песни мстителя”[4] и там были такие строки:

Он трус, он чувствует с запинкой,

Но будет, час расплаты ждёт.

Кто начал царствовать – Ходынкой,

Тот кончит – встав на эшафот.

 

Пророчество, можно сказать.

Все иностранные газеты и журналы поступали в Россию. Тот же Тютчев ведал иностранной цензурой и смог запретить “Коммунистический манифест” Маркса и Энгельса, но прекратить доступ иностранных газет и журналов он не мог. Это противоречило тогдашнему национальному менталитету. Все нападки и насмешки были хорошо известны, но Николай II всё же пожертвовал своей гвардией ради спасения Парижа!

 

Из аналитической записки 1845 года Фёдора Ивановича Тютчева:

…….

“И не надо воображать, что, открыто провозглашая наши права, мы тем самым возбудим еще большую враждебность во мнении Запада о нас. Думать так означало бы совсем плохо знать современное состояние умов в Европе. Существо этой враждебности, повторим еще раз, постоянно используемого недоброжелательного отношения к нам, заключается в абсурдном и тем не менее всеобщем мнении, признающем и даже преувеличивающем нашу материальную силу и вместе с тем сомневающемся в том, что такое могущество одушевлено нравственной и самобытной исторической жизнью. Что же, человек так создан, особенно человек нашего времени, что он смиряется перед физической мощью лишь тогда, когда видит в ней нравственное величие”.

Прямо скажем, что своё нравственное величие мы первые оспариваем сами. Это и Чаадаев с его “философическими письмами”; вслед за ним, буквально всё повторяя, Белинский. Например, письмо Белинского к Гоголю (от 15 июля 1847 года). Что там только не написано; например, есть упоминание, что католическая церковь была когда-то чем-то, а Православная никогда ничем.

Если учесть, что Церковь была не раздельной до 15 июля 1054 года, то надо хотя бы это учесть.

Что творилось в Западной Церкви, и в том числе в Риме, в первой половине XI-го века, хорошо знаем; и особенно такую фигуру как Бенедикт IX (Римский папа), которого посвятили в папы в 12-летнем возрасте и в 16 лет он был развращён до конца – по ночам становился разбойником. В 18 лет посватался к своей дальней родственнице; отец предполагаемой невесты поставил условие, чтобы он снял с себя все степени священства и монашество тоже. Папа Бенедикт IX всё это сделал и вернулся к мирскому имени Феофилакт, причём своё папство он продал Григорию VI. Жениться ему не удалось, т.к. предполагаемый тесть сказал, что свою дочь за ночного разбойника он не отдаст. Тогда бывший папа снова начал домогаться папского престола, но это не получилось и в 1047 году скончался в монастыре в Риме. Даже советская история комментирует это так, что много было в Риме пап морально не выдержанных, но Бенедикт IX превзошел всех.

Надо сказать, что нашим западникам-радикалам свойственно невежество. Например, Белинский – три года просидел на первом курсе словесного факультета Московского университета (предъявлял разные медицинские справки) и всё же был отчислен за неуспеваемость (в определённых кругах Белинский был властителем дум).

Русская литература всю середину XIX века была охвачена, так называемым, критическим реализмом.

__________________________________________________________

 

У нас Церковь не просто сделалась национальной, как наблюдалось в других краях, а стала сущностной формой, высшим выражением определённой народности, целого племени, целого мира.

Это подтверждает Достоевский, что именем “православного” русский не просто гордится — он именует себя.

Вот почему позднее Восточная Церковь стала как бы синонимом России, священным именем империи и торжествовала везде, где управляла Россия. Церковь настолько глубоко и проникновенно соединилась с судьбами России, что будет правильно сказать: где существует Православная Церковь, там, в самых разных областях деятельности человека, ощущается присутствие России.

Тютчев про Россию писал так:

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

 

Все действия Запада против России поддерживались внутренней оппозицией интеллигенции (и в начале XIX века, и сейчас), но в настоящее время оппозиция выдыхается – прежде всего из-за христианизации общества (укрепление Церкви).

Сразу после смерти Наполеона в 1821 году он был Пушкиным назван “властителем дум”, российских дум.

Пушкин написал “Клеветникам России” (1832 год – польское восстание). Такое стихотворение у Пушкина только одно и вся пушкинистика этого стихотворения не комментирует и его прочли только в 10-х годах XXI века, т.е. хоть стали на него ссылаться.

Это стихотворение было разослано ко всем европейским дворам и выражало вроде бы мнение русского двора. Но, чтобы пересмотреть отношение к Наполеону, надо преодолеть русскую поэзию (хотя бы первой половины XIX века). Это “Воздушный корабль” Лермонтова и “Ночной смотр” Жуковского. Понятно, что Пушкин и Лермонтов – профессиональные диссиденты; но Жуковский – воспитатель наследника. Что он берёт для перевода: барона Цедлица (“Ночной смотр”) и Беранже “Старый капрал”. Как только перевод Жуковского (“Ночной смотр”) был сделан, Пушкин немедленно его затребовал для своего журнала “Современник”. Именно в “Современнике” его прочёл Денис Давыдов и был в восторге от этих стихов.

То же самое было в XX веке в 70-х годах. Если сравнить декабристское движение, то нам практически неизвестны люди из дворян, которые не сочувствовали бы декабристам. Насчитать можно пять человек: Николай Михайлович Карамзин, Фёдор Иванович Тютчев, Алексей Степанович Хомяков. Каких только вопросов он ни касался в “Записках о всемирной истории”, но насчёт декабристов не заикнулся, ни одним словечком.

Иван Васильевич Киреевский. Но только незадолго до смерти в 1849 году он опубликовал явную ложь Бестужева-Марлинского, что он – адъютант Константина Павловича (этого никогда не было) заявил, что Константин Павлович не отрекался от престола и, стало быть, Николай – узурпатор.

И, наконец, Яков Иванович Ростовцев, который предупредил Николая, но не называя ни одного имени; и назвал только срок для возмущения[5].

Ростовцев сообщил всем, что он предупредил Николая, но “ваши имена ему не известны и если вы своё возмущение отмените, то ничего не будет”. Когда об этом доложили Рылееву, то тот сказал, что Ростовцев не виноват, что у него другие убеждения. Николаю Ростовцев сказал, что он действовал по убеждению и никаких наград ему не надо. Но Ростовцеву всю жизнь давали важные поручения и выполнял он их отлично и к 1856 году (коронации Александра II) он был уже – генерал-аншеф и был членом “чёрного кабинета”, который готовил крестьянскую реформу. До 19 февраля 1861 года он не дожил; скончался в 1860 году. Александр II провёл всю ночь у его гроба.

Сравним это с украинским менталитетом. Пестель и Май-Борода – оба украинцы. Дело Пестеля основано главным образом на доносе Май-Бороды. Пестеля повесили, а Май-Борода повесился сам, т.к. его затравили. Против Ростовцева – никто ничего.

В русском менталитете в глубине его заложен государственнический инстинкт и он как раз и сработал. В глубине души он работает и у любых оппозиционеров.

На Украине всё пытаются сейчас “декоммунизировать”, но это – полная чушь. Если посмотреть, что было в эмиграции и рассмотреть полемику князя Трубецкого с профессором Дорошенко (1928 год), то там эти все идеи уже есть. Нам надо, начиная с XII века, знать всё, чтобы более грамотно аргументировать свои решения.

Мы для Запада – загадка. Бисмарк в своём завещании (“только не на Россию”) в России что-то почувствовал и потому отказался от привычной западной мифологемы.


[1] 26 сентября 1815 года, был учрежден Священный союз взаимопомощи всех христианских государей, договор о котором первоначально был подписан монархами России, Пруссии и Австрии. Позже к Союзу присоединятся все европейские государи.

[2] Записка не опубликована – находится в архивах МИД России.

[3]28 января 1077 года в Каносском замке (провинция Эмилия-Романья в Италии) отлученный от церкви император Священной Римской империи Генрих IV, босой и одетый в рубище, получил прощение от папы Григория VII и смог вернуться в лоно церкви.

[4] автор Константин Дмитриевич Бальмонт

[5] Т.Е. 2-я присяга – Константину уже присягнули.

Ерёмина Вера Михайловна: 2021


Библиография.

  1. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Издание Мос. Патриархии, б/м, 1943.
  2. Патриарх Сергий и его духовное наследство. Издание Мос. Патриархии, Москва, 1947.
  3. Переписка Председателя Совета министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. Госполитиздат, Москва, 1957.
  4. Вениамин (Федченков), митрополит На рубеже двух веков. М. «Отчий дом», 1994.
  5. Вениамин (Федченков), митрополит «За православие помилует меня Господь…» Дневниковые записи. Спб., «Царское дело», 1998.
  6. Иоанн (Шаховской), архиепископ, «Город в огне» — соч. в 2-х тт., т. 2, с. 136-170. Изд-е Братства во имя князя Александра Невского, Нижний Новгород, 1999,
  7. М.В. Шкаровский. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. Изд-е Крутицкого Патриаршего подворья, М., 2000.
  8. Страж Дома Господня. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Изд-е Московского Сретенского м-ря, М., 2003.
  9. Ф.И. Тютчев. «Россия и Германия» — в сб. «Ф.И. Тютчев и православие», с. 420-437. Издат. дом «К единству», М., 2005.
  10. М.А. Ривели. Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45. М., 2011.