О патриархе Пимене.

Print Friendly, PDF & Email

Назад к списку Статей

Преамбула.

“Вот я и дети, которых дал мне Бог” (посл. К евреям гл.2, ст.13).

Начнём с вершины хрущёвского правления: 12 апреля 1961 года – полёт Гагарина в космос (нынешний день космонавтики). В том же году: 17 – 31 октября 1961 года состоялся XXII-й съезд КПСС. На нём было принято решение, что быть членом КПСС и верование в Бога – вещи не совместные. В уставе КПСС, принятом на XXII-м съезде сказано так: “Член КПСС обязан вести решительную борьбу с религиозными предрассудками и также с остатками частнособственнической психологии”. И в программе партии, принятой на том же съезде: “Партия использует все доступные средства для преодоления религиозных предрассудков. Следует разъяснять несостоятельность религиозных верований”.

Хрущёв в 1962 году обещал показать по телевизору последнего попа, а в 1961 году он обещал построить коммунизм через 20-ть лет.

В уставе сказано, что член партии обязан “Вести решительную борьбу с любыми проявлениями буржуазной идеологии, с остатками частнособственнической психологии, религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого, соблюдать принципы коммунистической морали, ставить общественные интересы выше личных;”

Патриарх Алексий I 1877 года рождения, а Хрущёв – 1894 года рождения. В 1963 году патриарху 86 лет – вот проблема: ждать ли его смерти или его-то и показать по телевизору.

Но человек предполагает, а Бог располагает. 14 октября 1964 года в день Покрова Божией Матери Хрущёва в результате дворцового переворота сняли с работы и даже не показали по телевизору.

Хрущеву в качестве постоянного места жительства в подмосковном селе Перово-Дальнее[1].

Новые власти: Брежнев, Косыгин. События 1968 года в Чехословакии, к которым подключили и патриарха Алексия, которому поручили сочинить нечто подобное пушкинскому “Клеветникам России”, только в прозе[2]. Патриарху Алексию уже за 90 лет и ему надо думать о преемнике. Патриарший престол завещать нельзя: правило 23 Антиохийского собора[3].

Правило 23.

Епископу не позволяется, вместо себя, поставляти другаго, в преемника себе, хотя бы он был и при конце жизни; аще же что таковое соделано будет: то поставление да будет недействительно. Но да соблюдается постановление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не инако, разве с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойнаго, по кончине преставльшагося.

Но назначить Местоблюстителя патриаршего престола можно и прецеденты есть. У патриарха Алексия был духовный друг – схимонахиня Мария Маковкина[4]; профессиональная медсестра, участница в качестве сестры милосердия I-ой мировой войны, уроженка Санкт-Петербурга, духовное чадо преподобного Варнавы Гефсиманского[5].

Кстати, преподобный Варнава категорически не благословил её идти в монастырь; сказал: “Она девушка интеллигентная и будет жить в городе самостоятельно”. После революции она осталась жить в Петрограде, работала медсестрой, вынесла ленинградскую блокаду. Во время войны пребывала неотлучно в Никольском соборе (в терминологии петербуржцев – Никола Морской). Молилась непрестанно у иконы Николая Чудотворца. Эта икона находится на первом этаже собора и поныне.

В 1952 году по благословению преподобного Варнавы Мария оставила квартиру, пенсию и переселилась в собор Николы Морского, где и пребывала неотлучно в непрестанной молитве и иногда отдыхала за ящиком 1 (1,5) часа в сутки. Сообщено мне Клавдией Георгиевной Петруненковой, в монашестве – Капитолиной, в схиме – снова Клавдией.

И вот эту-то дивную старицу пригласил на совет о Местоблюстителе патриарх Алексий I. Он и раньше с ней советовался. Она стала молиться и выдала – Гермогена. То есть, архиепископа Гермогена (Голубева), который в это время пребывал в Свято-Успенском монастыре близ города Жировицы. Скончался там же 7 апреля 1978 года.

Патриарх схватился за голову – ведь его могут просто не выпустить из-под ареста. Схимонахиня Мария снова начала молиться и назвала нового кандидата: Антония Блума. Патриарх покачал головой – он же не советский гражданин, а британский подданный и ему могут просто не дать въездной визы. И только уже после третьей попытки схимонахиня Мария назвала имя митрополита Пимена, который и стал Местоблюстителем патриаршего престола.

17 апреля 1970 года патриарх Алексий I преставился ко Господу. 21 апреля совершилось его погребение в крипте Успенского собора Троице‑Сергиевой лавры. Надо было ещё получить государственное соизволение на открытие поместного собора Русской Православной Церкви. Собирается Политбюро и большинство голосов предлагает покончить с патриаршеством. Выступил Алексей Николаевич Косыгин и заявил твёрдо: “Если в стране не будет патриаршества, то мы сгорим” (свидетельство схимонахини Клавдии Петруненковой).

Такого никто не ожидал и “гореть” никому не хотелось. Разрешение на открытие поместного собора было дано.

Подготовка к заседанию Поместного собора РПЦ проходила интенсивно, но всё-таки потребовала времени.

Пимен знал, что в апреле 1929 года на заседании Сергиева патриаршего Синода были подготовлены материалы для отмены анафематствований на старые обряды (особенно на двоеперстие) и на придерживающихся их христиан.

Эти анафематствования были произнесены на поместном соборе 1656 года и на Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов. Следовательно, их мог снять только равновеликий или больший собор и этот собор и предстояло подготовить.

Ещё в 1969 году митрополит Никодим Ротов[6], досконально разобравшись в материалах соборов 1656 года и Большого Московского собора 1666 – 1667 годов, нашёл существенные погрешности в обвинениях старообрядцев с канонической и с догматической точек зрения.

В результате в мае 1971 года подготовка к поместному собору была закончена. 27 мая 1971 года собор был открыт. Вопрос о снятии клятв со старых обрядов и придерживающихся их православноверующих христиан на соборе возражений не встретил и решение было принято единодушно.

А вопрос об избрании патриарха встретил возражение. В первую очередь со стороны архиепископа Василия Кривошеина[7] — из эмигрантов. Особенно он возражал против того, что патриарх избирается явным, а не тайным голосованием. Пимен во время этой молчаливой дискуссии отсутствовал – встречал в аэропорту кого-то из приехавших иерархов. Пимен был избран патриархом РПЦ (архиепископ Василий остался при своём особом мнении).

В это время схимонахиня Мария Маковкина в течение недели пребывала в непрестанной молитве и ничего не вкушала (пила только воду). Интронизация патриарха Пимена совершилась 3 июня 1971 года в день иконы Владимирской Божией Матери и когда об этом сообщили схимонахине Марии, то она сказала: “Хорошо! Пимен – человек верующий” (сообщено схимонахиней Клавдией Петруненковой). Схимонахиня Мария Маковкина преставилась ко Господу в том же 1971 году; похоронена на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.

У патриарха Пимена оставались помощники, унаследованные от патриарха Алексия I: Анатолий Васильевич Ведерников – бессменный секретарь и референт патриарха Алексия I в течение 25 лет. Анатолия Васильевича Ведерникова пытались отстранить во время местоблюстительства Пимена, но Пимен после интронизации настоял на возвращении Анатолия Васильевича Ведерникова.

Но патриарх Пимен практически остался один; Анатолий Васильевич Ведерников и другие – это только помощники (исполнители), а вот с кем посоветоваться, с кем обсудить тот или иной вопрос, например, кадровый.

Уж если мне, новопросвещённой христианке, уже осенью 1976 года предлагали монашеский постриг и сразу же настоятельство – это каков же должен быть кадровый голод!

Вопросы, которые сразу встали перед патриархом Пименом (при кадровом голоде): проблемы с вернувшимися (изгнанные из своих монастырей, вроде Сампсона Сиверса); проблемы церковного суда; проблемы с наблюдающими из Совета по делам религий: замещение архиерейских кафедр; наблюдение за учебным процессом в трёх семинариях и в двух академиях и т.д.

Причем в это время начало зарождаться и церковное и прицерковное диссидентство. Патриарх Пимен взмолился к Защитнице всех православных христиан о помощи, чтобы управиться со всем этим – и услышал тихий ответ: “Я Сама управлюсь” и в душе его установился мир; и он только усугубил молитву – стал читать Псалтырь ежедневно и целиком и этим он стал приобщаться к своим великим предшественникам и особенно к патриарху Сергию с постоянной мыслью – ему было ещё тяжелее.


[1] Разместили его в особняке, построенном. Иваном Акуловым — Генеральным прокурором СССР, расстрелянным во время репрессий 1937 года.

[2] См. Алексий I, патриарх. Письмо Председателю ЦК ВСЦ господину М.М. Томасу от 14.09.1968.

[3] Поместный собор, состоявшийся в 341 году. Собор был открыт как Вселенский, однако сразу не был признан представителями Западных церквей. Впоследствии за ним признавался лишь статус «Поместного собора». Возглавлял его Евсевий Никомидийский.

[4] Схимонахиня Мария (в миру Мария Павловна Маковкина) родилась в 1884 году в благочестивой семье. С детства стремилась она ко Христу и ещё с отроческих лет хотела принять монашество. Её старшая сестра схимонахиня Марфа (почила о Господе в Петербурге в 1969 году в возрасте 95 лет) около трёх десятилетий подвизалась в Иверском-Выксунском женском монастыре Нижегородской губернии, основанном святым преподобным Варнавой Гефсиманским.

[5] Иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, святой Русской православной церкви.

[6] Иерарх Русской православной церкви; с 9 октября 1963 года митрополит Ленинградский и Ладожский. Председатель отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, Патриарший экзарх Западной Европы. Умер 5 сентября 1978 г. (48 лет), Ватикан.

[7] Иерарх Русской православной церкви, проживавший в Западной Европе; c 31 мая 1960 года архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Учёный-патролог.