Новейшая история Русской Православной Церкви. Лекция №37

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций Новейшая история Русской Православной Церкви (1917-2000)

Поместный Собор 1945 год.

  1. Новый статус государственно-церковных отношений. Открытие Собора 1945 года 31 января в день Афанасия и Кирилла Александрийских. Речь Георгия Григорьевича Карпова.
  2. Избрание патриархом митрополита Алексия (Симанского). Личность патриарха Алекси́я I
  3. Устав Русской Православной Церкви 1945 года.

О подготовке к Собору мы говорили в прошлый раз; конец 1944 года – гачало 1945 года можно назвать предсоборным периодом, так как архиерейский собор 21‑23 ноября только подтвердил статус местоблюстителя митрополита Алекси́я, то есть признали за благо завещание покойного патриарха Сергия.

Такой несколько каверзный вопрос: зачем государству, сталинскому, ещё при незаконченной II‑й мировой войне, этот поместный Собор? Как будто архиерейским собором в ноябре 1944 года нельзя было избрать патриарха по той же схеме, как был избран Сергий (и все православные предстоятели это избрание признали).

Однако всё было сделано даже помпезно. Неслыханное дело на Руси после Большого Московского Собора (1666-1667 годы) – присутствуют три патриарха: Христофор Александрийский, Александр Антиохийский, грузинский Калистрат и митрополит Иосиф Скоплянский (Сербский Патриархат), и серьёзная представительная делегация из Константинополя во главе с митрополитом Германом, представительная делегация от Иерусалимского патриархата (м. Феодосий Тиро‑Сидонский), Вениамин Федченков, митрополит Северо-Американский и Алеутский. Конечно же, приглашения представителям других православныхных Церквей рассылаются по дипломатической почте, естественно, размещением их в Москве занимаются государственные чиновники, готовятся подарки и так далее – приём на высшем уровне.

Является ли это помпезное действо только сталинским фасадом? Или – это какая то очень дальновидная политика расчётливого, хотя по своему азартного политического игрока? На этом Соборе 1945 года будет подчёркнуто определённое преемство с Собором 1917-1918 годов. На Собор специально приглашены все оставшиеся в живых члены Собора 1917-1918 годов во главе с протоиереем Станиславским, которые тоже принесут поздравление новоизбранному патриарху. Оставили, так сказать, в тени Дмитрия Ивановича Боголюбова, который произнёс на Соборе 1917-1918 годов громовую речь против социализма[1].

На открытии Собора 1917-1918 годов выступал с речью Карташов – министр исповеданий и речь его была вполне содержательной. По сравнению с ним Георгий Карпов — человек явно не министерского масштаба, чиновник средней руки, но он, как представитель правительства, тоже говорит речь.

Что же ему велели сказать? Буквально: “Все события, которые происходят в жизни Церкви, во взаимоотношениях между Церковью и государством, не представляют чего‑то случайного, неожиданного, не носят временного характера, не являются тактическим манёвром, как пытаются представить это дело некоторые недоброжелатели или как это выражается иногда в обывательских рассуждениях. Эти мероприятия вытекают из той тенденции, которая наметилась ещё до войны и которая получила своё развитие во время войны.”

“До войны” – это значит в 1939-1941 годах, это когда Сергий сказал, что “Церковь доживает последние дни. Что раньше они нас душили, но выполняли свои обещания, сейчас они нас душат, но обещаний своих уже не выполняют”.

То есть, Карпов как бы ссылается на некий тандем между государством и Церковью. Тандем государства и Церкви сложился, так или иначе, в 1939-1940 годах, так как после подписания договора Молотова — Риббентропа Патриархии велели осваивать новые территории, посылать туда архиереев: Алексий Сергеев поехал в Бессарабию, Сергий Воскресенский – в Прибалтику, Николай Ярушевич – на Западную Украину. В это время ещё не было разгромлено обновленчество, но никого из обновленцев на новые территории не послали. Последний член правительства, который как‑то покровительствовал обновленцам, был Рыков, но его уже к тому времени расстреляли. То есть, в принципе, Карпов говорил всё правильно, но всё же надо учитывать обстановку и ситуацию.

Дальше. “Эти мероприятия Советского Правительства, относящиеся к жизни Русской Православной Церкви”…

К этому времени организованы два совета. “Совет по делам Русской Православной Церкви” под председательством Карпова и “Совет по делам культов”, куда входят все христианские конфессии от католиков до адвентистов седьмого дня. То есть, есть Русская Православная Церковь – махина; и есть мелочь — конфессии. Только при Хрущеве началась тенденция по объединению Советов и при Брежневе их объединят, то есть, все религии как бы определят равноправными и равноценными.

Карпов говорит далее: “Эти мероприятия находятся в полном соответствии с конституцией СССР”…

В стране в этот момент действует законодательство 1929 года, но если сравнить с новым уставом Русской Православной Церкви, то окажется, что законы 1929 года и вообще все законодательные акты, начиная с 23 января 1918 года, не учитываются. … “и носят характер одобрения той позиции, которую Церковь заняла в отношении Советского государства в последние десятилетия перед войной и в особенности во время войны, направленной на скорейшее достижение победы над врагом.”

Дальше патриархийный комментарий к речи Карпова. В том, что сказал Карпов и как сказал, нельзя было увидеть ничего иного, кроме действительной благосклонности нашего правительства к православной Церкви, каноническая позиция которой явилась прочным основанием для установления нормальных отношений с государством[2].

В патриархийном комментарии особенно любопытны “слова и словечки”, как сказал бы Достоевский, термин‑то какой выбрали – “благосклонный”. Но речь тут не только о благосклонности, жесткую инструкцию получили чиновники всех уровней, в том числе и чиновники транспортные. Например, когда Вениамин Федченков спросил на аэродроме, что, мол, нелётная погода, не сможем ли мы вылететь завтра, чтобы мне не опоздать, ему ответили – “это уж как Всевышний”.

Собор открылся (а случайностей для христианина нет) 31 января, когда совершается церковная память Афанасия и Кирилла Александрийских, то есть великих святителей и церковных строителей.

Характер самого Собора можно определить как характер фасадный, торжественный – торжественно‑фасадный (великолепный хор, подарки). Относительно Собора 1917-1918 годов (об этом можно судить теперь, когда уже опубликованы протоколы Собора) люди не подготовленные, вроде камергера Симанского (отец Алексия I), говорили, что это не церковный Собор, а какой‑то парламент. На Соборе 1917-1918 годов каждый вопрос горячо обсуждается, люди специально записываются на обсуждения, идёт спор. Стиль Собора 1917-1918 годов подготовлен религиозно‑философскими собраниями 1901-1903 годов, а порядок заседаний Собора был был взят с распорядков Государственной Думы.

А здесь! Во‑первых, где Собор совершается территориально? Тот Собор (1917-1918 годов) в Лиховом переулке в здании епархиального управления[3], а Собор 1945 года – в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Какие могут быть обсуждения в храме, дискуссии, споры! Споров и не будет. Например, устав сразу был принят единогласно – его явно никто не обсуждал. В принципе, если бы местоблюститель Алексий попросил другое здание, то вполне возможно, что и дали бы другое здание, но он не попросил.

Пред лицем всех людей, всего православного мира.[4]

Стиль проведения Собора позднее был назван “советско‑византийским”. За границей Георгий Иванов, поэт, который никаких точных данных не имел о жизни десятилетия, то есть с 1943 года по 1953 год, а написал‑таки свои “Стансы” с оглядкой на Пушкина. У Пушкина:

В надежде славы и добра

Гляжу вперёд я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

(“Стансы”)

И кончается:

Семейным сходством будь же горд;

Во всём будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и твёрд,

И памятью, как он, незлобен.

Эти стихи можно поставить эпиграфом ретроспективным умонастроениям нашего высшего духовенства – “Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни” — мёртвые зарыты, а у нас сейчас тишина и согласие.

Причём это согласие торжественное, Сергиевскую формулу поминовения сняли[5] и она стала: “О богопоставленом вожде нашем Иосифе Виссарионовиче”, прямо с отчеством. Без отчества Сталина будут поминать после смерти и по формуле, специально разработанной патриархом и Карповым: “О генералиссимусе Иосифе”.

Георгий Иванов пишет свои стихи:

… Двухсотмильённая Россия, —

“Рай пролетарского труда”,

Благоухает борода

У патриарха Алексия.

Погоны светятся, как встарь,

На каждом красном командире,

И на кремлёвском троне царь

В коммунистическом мундире.

Кончается призывом к русской читающей публике, прямо к диссидентской публике, — этот призыв зрел двадцать лет и вышел наружу где‑то в 1973 году. Призыв следующий:

Протест сегодня бесполезный,

Победы завтрашней залог!

Стучитесь в занавес железный,

Кричите — Да воскреснет Бог!

Итак, советско‑византийским оказался стиль эпохи — со своим тоном, без эклектики и со своей серьёзной политической направленностью.

Выборы патриарха.

Состав Собора не столь уж многочисленный – 204 человека, включая гостей. Собор считается поместным, поэтому в полном составе архиереи, клир и миряне. Фактически на Соборе – все епархиальные архиереи; каждый архиерей из епархии привозит по два священника и по два мирянина, остальные гости. На Собор пускают без особых препон – все могут смотреть.

Как проходили выборы патриарха Алексия I, который уже принят Сталиным, его кандидатура давно согласована с государственной властью, кандидат он единственный? Сами выборы происходили так. Каждый архиерей, начиная с младших по хиротонии и до самых старших, объявляет своё решение и от лица своей епархии. Кандидат всего один, нет тайного голосования, то есть, голосование торжественное и явное. Примерно так выбирают вождей, почти как в романе Замятина “Мы”, где выбирают торжественным поднятием рук, как будто это парад или демонстрация.

После выборов патриарху приносят поздравления и в том числе старейший епископ РПЦ архиепископ Астраханский Филипп (Ставицкий).

Выбрали Алексия (Симанского) XIII‑м патриархом Русской Православной Церкви. Мы о нём уже говорили и в связи с событиями 1922 года, и в связи со снятием запрета с “революционных священников”, то есть, Введенского, Красницкова и Белкова. Во всяком случае Алексий I в значительной степени был не понятен. Что‑то стало понятным после опубликования его писем к митрополиту Арсению Стадницкому (его духовнику) – это письма 1917-1921 годов.

Во‑первых, оказалось, что он был убеждённый монархист, точнее сказать, в высшей степени традиционный монархист. Он был наивный даже монархист. Например, во время Временного правительства считал, что все наши беды от свержения царя. Отношение его к Сталину тоже как к царю, только несколько иная формула: там царь, здесь богоизбранный вождь. Во всяком случае, что Сталин – император, это ни у кого сомнений не вызывало.

Во‑вторых, Алексий будет до последних минут своей жизни в высшей степени лоялен к власти, но Промысел Божий будет к нему милостив. После смерти Сталина он не мог серьёзно воспринимать Хрущёва и, тем более, как императора. Скончается Алексий I в апреле 1970 года, то есть Господь благословит его долгой жизнью – более 92‑х лет.

В 1945 году Алексию за 60 лет (1877 года рождения), но чувствует он себя в силе, и работать будет до последнего дня – 10 апреля 1970 года последнее в его жизни заседание Синода, а умер он 17 апреля.

Таким образом, собственно о выборах патриарха говорить нельзя, можно говорить, что новый поставленный патриарх всё же всеми признан. Через некоторое время он получит письмо Евлогия (Георгиевского) из Парижа и тоже с поздравлениями и с горячим желанием восстановить каноническое общение.

В общем, останется в оппозиции только митрополит Анастасий (Грибановский) — хотя какой он митрополит, ведь митрополичий клобук ему вручили в Сербской патриархии за чаем, то есть фактически он мог считаться митрополитом только Сербской Церкви (Карловацкий раскол).

В кулуарных совещаниях Алексий I договорится и с патриархом Христофором, и с патриархом Александром, и с митрополитом Иосифом Скоплянским, и с митрополитом Германом, со всеми полномочными представителями православных патриархатов, чтобы Анастасия не только не признавать, не только литургического и канонического общения с ним не допускать, но и вообще его игнорировать. Анастасий это поймёт и в Югославии ещё (Сталин с Тито рассорятся позднее), а тут по приказу Тито расстрелян один из карловацких иерархов епископ Гермоген за связи со сторонниками Павелича. После чего Анастасий переехал в Мюнхен, а после начала холодной войны перебрался в Америку. Тогда они все назывались “раскольники карловацкой ориентации”, но в Сремских Карловцах им делать было нечего, так как там могли поставить к стенке и других.

Это, можно сказать, – международная политика Московской патриархии, которая, конечно, шла в полном согласии с властями и властями же направлялась. Не надо думать, что здесь какое‑то человекоугодничество, духовное лакейство, нет. Фактически всё равно это связано с международными отношениями, а все международные отношения находятся под самым жестким государственным контролем.

Положение об управлении Русской Православной Церкви, принято поместным Собором 1945 года.

Автором этого церковного документа был митрополит Григорий (Чуков), архиепископ Саратовский и через некоторое время – митрополит Ленинградский. Григорий Чуков бывший протоиерей, одноделец Вениамина Петроградского, приговорённый к расстрелу и благополучно переживший всех своих палачей, активный участник Собора 1945 года. Даже такой человек, как Шаламов, видимо, в свой лагерный период (“Колымские рассказы”), называл Россию “страной чудес”, а в стране чудес возможно всё.

На какие моменты этого устава надо обратить внимание?

Пункт 12. В случае смерти патриарха или иной причины, делающей невозможной исполнение им патриаршей должности,[6] местоблюстителем патриаршего престола становится старейший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода.

То есть, ни о каких завещаниях речи нет и быть не может. Уставом всё подобное пресекается, то есть в полном согласии с 76 апостольским правилом, что “не достоит собственность Божию под власть наследников поставляти”.

У нас сейчас семь постоянных членов Синода, а тогда их было только три: Киевский митрополит (старейшая кафедра), Крутицкий митрополит (потому что – это помогающий патриарху Московскому) и Ленинградский. Местоблюстителем мог стать кто‑то из этих, а если он окажется недостойным? — Так ведь это не патриарх, а местоблюститель.

Пункт 12 корректируется пунктом 14: “По освобождении Патриаршего Престола, Священный Синод под председательством Местоблюстителя ставит вопрос о созыве Собора[7] для выбора нового Патриарха и определяет время созыва не позднее шести месяцев[8] по освобождении Патриаршего Престола”. И пункт 15: “На Соборе, созванном для выбора Патриарха, председательствует Местоблюститель”.

Затем – что такое Синод? О кворуме ни слова не сказано. Сказано, что есть три постоянных членов Синода и затем временные члены Синода вызываются для присутствия на одной сессии, согласно списку архиереев, по старшинству хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии (пункт 20).

Пункт 21. Синодальный год разделяется на две сессии: летняя сессия (март-август) и зимняя сессия (сентябрь-февраль).

Не все архиереи были хотя бы однажды временными членами Синода – нет. Митрополит Мануил Лемешевский, как человек беспокойный, на Синод не вызывался ни разу (умрёт в 1968 году). Кого вызывать на Синод, определяется узким кругом: патриарх, митрополит Крутицкий Николай Ярушевич и протопресвитер Колчицкий – управляющий делами.

Кто сейчас постоянные члены Синода? – Митрополиты Крутицкий, Ленинградский, Киевский, Минский (Белоруссия сейчас с правами экзархата), Кишинёвский (Молдавия также с правами экзархата), председатель Отдела внешних сношений по должности, управляющий делами Московского Патриархата по должности.

Епархии. Что нового вносит этот устав по сравнению с теми положениями о церковном управлении, которые в своё время разработал Собор 1917-1918 годов? Оказывается, что очень многого не узнать. Устав 1945 года явно использует многие парадигмы (образцы) синодального периода. Сбылось слово Сергия как пророчество: “Мы живём по нужде каждого дня”.

В своё время Собор вообще упразднил духовные консистории, тем более что консисторские чиновники в синодальный период получали государственное жалование. Но Собор 1917-1918 годов вводит как единицу церковного управления епархиальное собрание и епархиальный совет. И, наоборот, устав 1945 года упраздняет епархиальные собрания, а епархиальный совет организует сам архиерей, если хочет. И этот епархиальный совет, разумеется без участия мирян, состоит из трёх – пяти пресвитеров, то есть только священники.

Какими делами ведает епархиальный совет? Только теми, которые сам епархиальный архиерей спускает в этот епархиальный совет для подготовки своего решения, в отличие от положения 1917-1918 года, когда дела поступают снизу на рассмотрение епархиального совета и только потом поступают на решение епархиальному архиерею.

Создаётся аналог прежней духовной консистории – это епархиальная канцелярия, но получают жалованье не государственное, а из епархиальной кассы.

Пункт 27. Епархиальный Совет, где таковой будет Архиереем образован, состоит из трех — пяти лиц в пресвитерском сане. Задача Епархиального Совета — подготовлять к архиерейскому решению дела, направляемые в Епархиальный Совет для сей цели Епархиальным Архиереем.

Все епархии разделены на округа – благочиния, но никаких благочиннических советов (это тоже творчество Собора 1917-1918 годов) нет.

Пункт 32. По епархиям, где есть возможность, с разрешения надлежащих органов власти, учреждаются Богословско-пастырские курсы для приготовления кандидатов священства по программам, утверждаемым Патриархом.

Что значит “где есть возможность”? — Там, где есть денежные средства, помещения и где нормальные отношения с уполномоченным по делам Русской Православной Церкви. Уполномоченные на местах в то время подчинялись только Москве – Совету во главе с Карповым[9], позднее они подчинялись как Москве, так и местным органам власти.

Все имеющиеся в епархии монастыри руководятся уставом, утверждённым патриархом.

Приходская жизнь, как она определяется уставом 1945 года, представляет собой некий конгломерат: что‑то взято из синодального периода и взяты некоторые наработки Собора 1917-1918 годов.

Пункт 37. Приходская община может быть организована по добровольному согласию верующих по регистрации местной гражданской власти, на основании поданного ими заявления.

После 1961 года не только уполномоченным, но и горисполкомам (сельсоветам) будут приданы разрешительные функции: регистрировать, не регистрировать. В 1945 – 1953 годах процедура регистрации упрощается: если в орган власти входит священникс полномочиями от архиерея и со своей двадцаткой, то двадцатка регистрируется. Если двадцатка собирается спонтанно, то могли и отказать.

Позднее Вениамин Федченков окажется в Рижской епархии, сравнительно благополучной – и схватится за голову в смысле чрезвычайной нехватки кадров: из выпускников пяти семинарий и двух академий невозможно заполнить все приходы.

Кто же является субъектом договора с властями? Поскольку власти передают национализированные храмы и национализированную церковную утварь приходу в безвозмездное пользование – субъектом договора оказывается двадцатка (пункт 39).

Организация приходского совета: в отличие от епархиального совета, которого может вообще не быть, приходской совет нужен обязательно. Приходской совет — выборный из среды двадцатки, самой же двадцаткой. Туда входит староста, помощник старосты и казначей под председательством настоятеля храма. Дополнительные члены приходского совета – три члена ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия (тоже из среды двадцатки) наблюдает за казначеем и старостой, чтобы они не мошенничали.

Пункт 41. Исполнительный орган приходской общины верующих, под непосредственным руководством и наблюдением настоятеля храма и при ответственности перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма[10], ведет церковное хозяйство, заботиться о содержании, отоплении, освещении и ремонте храма и утвари, о снабжении храма всем необходимым для совершения богослужения, как-то: ризница, богослужебные книги, ладан, погребальные венчики, разрешительные молитвы, нательные крестики и пр.; вносит необходимые суммы на приобретение веществ для Св. Мира через Епархиального Архиерея в Патриархию; является ответственным распорядителем денежных средств прихода, следит за правильным учетом и расходованием этих средств; делает взносы и отчисления из приходских средств на церковные и патриотические нужды[11], на содержание причта, если по договору причт получает в вознаграждение за свои труды определенное жалованье от храма; вносит потребные суммы на содержание Епархиального Архиерея и его Управления, на Епархиальные Богословско-пастырские курсы, также на общецерковные нужды: на Патриаршее управление, на содержание духовных учебных заведений при Патриархии.

В то же время пункт 43: “Церковные суммы составляются: из добровольных взносов верующих при тарелочном сборе за богослужениями, таких же взносов на просфоры, свечи и пр., из пожертвований вообще на нужды храма”.

Все привыкли, что это – копейки, оказалось, что не всегда и до 1961 года храмы не нуждались. Были какие‑то негласные благодетели, типа Сергея Павловича Королёва, который всё время искал варианты, чтобы пожертвовать церкви, учитывая, что у священников деньги пачками, наконец, догадался – на Пюхтицы, которые в это время жили бедно.

После 1961 года государственные органы взяли под контроль все денежные средства приходов, а пока до 1953-1955 годов устав 1945 года соблюдался неукоснительно и государственные органы фигурируют дважды.

На случай мошенничества в приходском совете. Пункт 42. …. При наличии злоупотреблений[12], недостачи имущества или денежных средств Ревизионная комиссия составляет акт, который препровождает в местные Горсовет или Сельсовет.

Делается это, прежде всего для того, чтобы у архиерея не было функций сатрапа, так как если человек заворуется, то архиерей может рекомендовать его снять (только), но за воровство государство может и наказать.

Пункт 46. В случае незакономерных действий исполнительного органа в целом или отдельных членов его настоятель храма доносит об этом Епархиальному Архиерею, который, по расследовании непосредственно или чрез благочинного и по сношении с Уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, предлагает общине заменить неисправных членов исполнительного органа новыми лицами.

Пункт 47. В случае смерти настоятеля или перевода его к другому храму исполнительный орган составляет акт о проверке церковного имущества, согласно которому новый настоятель входит в совместное с исполнительным органом заведование этим имуществом.

Все финансовые дела прихода для государства прозрачны, так как вменяется в обязанность хранить деньги не в сейфе, а в банке или в сберкассе на имя данного храма, поскольку некоторые права юридических лиц храмам возвращены.

Этот устав в то время никаких возражений не вызвал. Можно сказать, что он и отражал тогдашние государственно-церковные отношения. В этом уставе нет ни слова о внутрицерковном суде: есть ответственность приходского совета, то есть мирян, но нет ничего об ответственности духовенства.

На Соборе 1917-1918 годов был целый отдел о церковном суде и возглавлял его митрополит Сергий Страгородский, будущий патриарх Сергий. Чем это вызвано? Думаю, что этот устав не является внутренним документом Церкви, так как немедленно согласуется с государственными органами и, видимо, стараются “не выносить сор из избы”. Поэтому в уставе говорится о правах и обязанностях патриарха. Кстати, о праве печалования патриарха, которое было в уставе Собора 1917-1918 года, а здесь такого пункта нет. Хотя, конечно, о печаловании говорили, да и фактически Алексий I ходатайствовал за всех.

Еще в ноябре 1944 года местоблюститель митрополит Алексий требовал и всячески указывал на необходимость соблюдения священных канонов. Для того, чтобы соблюдать священные каноны, надо быть канонистом. В то же время в программы Высших богословских курсов и средних пастырских курсов церковно-каноническое право не включено, учебников по церковно-каноническому праву нет. Церковно-каноническое право в Московской духовной академии введено только в 1992 году.

В качестве комментария к этому уставу на Соборе прозвучали такие слова: Русская Православная Церковь не является государством в государстве на манер Церкви католической и, особенно, Римо-католической в Риме. Русская Православная Церковь не является и параллельно с государством существующей организацией на манер Константинополя в его имперский период и уж тем более не является сетью каких‑то мелких структур на манер протестантских деноминаций типа Англиканской конфессии.

Русская Православная Церковь воспринимает образ церкви-семьи, а в семье есть отеческое попечение. Поэтому в пункте 5 стоит: “Патриарх, в случае нужды, преподает Преосвященным Архиереям братские советы и указания касательно их должности и управления”. То есть, суда фактически и нет. Обыкновенно архиерею предлагалось отеческое вразумление и если он сразу приносит слезное покаяние, то его прощают, если упорствует – его отправляют на покой. Точно так же со священником – если упорствует, то отправляют в отставку, если приносит покаяние, то прощают.


[1] В своё время Сергию именно это поставили на вид и он не назначил Боголюбова ректором Богословского института. Назначили протоиерея Тихона Попова – бывшего обновленца, прошедшего покаяние.

[2] Среди нашего духовенства этого времени преобладают государственники.

[3] Места много и зал заседаний большой.

[4] Потому что есть представитель от всех патриархатов (по латыни это называется легаты).

[5] Сергий скончался 15 мая 1944 года.

[6] Какие могут быть причины: впадение в ересь (очень маловероятна), болезнь.

[7] Не сказано, какой Собор – поместный или архиерейский.

[8] Это потом соблюдать не будут.

[9] Сталин приказал в 1943 году Карпову – не заглядывать в карман духовенству и это очень чётко исполняется на всех уровнях.

[10] В 1976 году церковные здания будут объявлены памятниками истории и культуры и с приходским советом заключается охранный договор.

[11] Облигации тоже приходилось покупать.

[12] Злоупотребления обнаруживает ревизионная комиссия, а не государственные проверки.