Новейшая история Русской Православной Церкви. Лекция №23

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций Новейшая история Русской Православной Церкви (1917-2000)

Митрополит Сергий (Страгородский), новый кормчий корабля церковного Русской Православной Церкви.

  1. Завещание-распоряжение митрополита Петра Крутицкого, патриаршего местоблюстителя (от 6 декабря 1925 года). Арест митрополита Петра Крутицкого.
  2. Декабрь 1925 года. Оформление григорианского раскола. Существо и намерение новой бесчинствующей группы. – Правительственная политика “разложения тихоновской части церковников”.
  3. Окружное послание «григориан» (декабрь 1925 года). Вопрос о соборности.
  4. Борьба митрополита Сергия с григорианским расколом.

Если говорить о Сергии Страгородском, то главу его деятельности, посвященную философско-религиозным собраниям 1901-1903 годов, можно назвать “пастырь русской интеллигенции”; главу, начиная с его предстоятельства, – “Божий ратник” (из Некрасова “Железная дорога”: “Всё претерпели мы, Божии ратники”); краткий период его патриаршества можно назвать его же словами: “программа Духа Святого”[1].

Завещание Петра Крутицкого было написано наспех, так как грозные публикации в газетах пошли с середины ноября 1925 года и написано было так: “Мы предлагаем самому Петру Крутицкому ответить нам и снять с себя обвинения в контрреволюционности и черносотенстве”. Причем, совершенно не разъяснялось, в чём заключались черносотенство и контрреволюционность.

Каким образом власть предержащие могли обвинять его даже в какой-либо нелояльности по отношению к ним, когда все его заявления – это вопль о его лояльности? Да никто в этом и не сомневался. Обвинения в газетах существовали для советских читателей, то есть, для детей: конечно, испорченных, искалеченных. Но власть всех считала только детьми и даже не подростками.

Фактически решалась двойная задача. После смерти Ленина и устранения Троцкого с первых ролей — на уничтожение Церкви, тем более, физическое, никто не работал. Работали на ее умаление и на подбор кандидатур, то есть искали, с кем предстоит работать в будущем; и поэтому сажали. Это был испытательный прием.

Ведь даже маршала Рокоссовского, одного из создателей победы над фашизмом, в 1939 году трижды водили на расстрел: расстрел-то был не настоящий, но он-то этого не знал.

Сергия Страгородского сажали четыре раза, доносов было предостаточно и, в том числе, их подписывали и наши новомученики, вроде Феофана Тулякова, что он был английский шпион. Но четыре посадки привели к тому, что Сергий телесно несколько поправился, а так – сидел, служил наизусть, составлял молитвы, стихи писать начал. Но стихи не светские, в отличие от Григория Богослова, а только акафисты в стихах. В период заключения Сергий сочинил акафист “Умилению Божией Матери” – Серафимо-Дивеевская икона (Нижегородская) — и акафист Боголюбской Божией Матери (по месту служения Владимирской кафедре).

У Сергия жизнь до 1925 года была достаточно спокойной. Сын и внук Арзамасских протоиереев; а так как отец был священником в Алексеевском женском монастыре, то в этом монастыре он провел свое детство. Затем духовное училище, Нижегородская духовная семинария, Санкт-Петербургская Духовная Академия.

Сергий после окончания Академии выпросился в Японию и там сразу же попал под руководство святого человека — святителя Николая (Касаткина) – миссионера и апостола Японии. В Японии Сергий был на разных послушаниях, был даже корабельным священником; японцам читал по-японски догматическое богословие. Затем был переведен по болезни в Афины настоятелем посольской церкви, но опять выпросился в Японию.

В 1899 году Сергия призвали в Петербург по личному ходатайству митрополита Антония (Вадковского), первенствующего члена Синода. Дальше он становится таким опекаемым “владычным сынком во Христе”.

В октябре 1905 года Антоний Вадковский направил Сергия на Финляндскую кафедру, на которой он пребывал до 1917 года, и с 1911 года стал постоянным членом Синода; с 1912 года – председатель предсоборного совещания.

Из всех членов Синода только он один в апреле 1917 года избежал разгона; и это потом ему припомнят за границей. Только во время Собора Синод “сложил свои высокие полномочия” и Сергий был избран в Священный Синод (не Святейший, а Священный), то есть в Синод в составе Высшего Церковного Управления.

Сергий вместе с Евдокимом Мещерским и с Серафимом Мещеряковым признает (16 июня 1922 года) обманное бесчинное ВЦУ Введенского “единственным законным органом управления”. И Сергий за свое уклонение в обновленство принес всенародное покаяние “пред лицем всех людей” и по особому чину.

Сам Сергий свое уклонение никак не объяснял, но после его смерти выдающиеся эмигрантские канонисты и особенно профессор Троицкий объясняли этот поступок Сергия. Профессор Троицкий в работе “О неправде карловацкого раскола” приводит прямое положение, что человек, не прошедший такого пути умаления (кеносиса), не искусен. Этот путь подобен пути апостола Петра, который тоже отрекся от Господа, когда Господь оставил его Своей непреодолимой благодатью, чтобы возбудить его к покаянию и к пониманию ограниченности любых человеческих сил.

Сергий и становится редкостным молитвенником именно после 1922 года; например, при любом состоянии здоровья всегда вставал в 3 часа ночи и всегда совершал чин 12-ти псалмов. За свое уклонение Сергий прощение получил легко, но искупать его ему пришлось всей своей оставшейся жизнью.

Акт митрополита Петра от 6 декабря 1925 года.[2]

“В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности патриаршего местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. Если сему митрополиту не представится возможность осуществить это, то будет Экзарх Украины Высокопреосвященный митрополит Михаил, а если он будет лишен возможности, то Высокопреосвященный Иосиф, архиепископ Ростовский.

Возношение за богослужением моего имени как патриаршего местоблюстителя остается обязательным”. (По положению Собора 1917-1918 годов, патриарший местоблюститель – предстоятель с несколько умаленными правами; но не так — по смыслу завещания Тихона, где прямо сказано – “полноту моих прав и обязанностей”. Но по положению Собора Заместитель предстоятеля воспринимает полный объем его прав).

Акт был запечатан в особый конверт и положен в сокровенное место до времени его вскрытия. 10 декабря, через три для после издания акта, митрополит Пётр был арестован.

Почему же на первом месте упомянут Сергий? Причин, видимо, две. Именно Сергий постригал Петра Полянского в 1917 году, то есть Сергий отец Петра от Евангелия (тáк называют); и из тех, кто тогда пребывал на свободе старший по хиротонии Михаил Ермаков (1899 года), следующий по хиротонии — Сергий Страгородский (1901 год). Сергий же был постоянным членом Синода еще с 1911 года.

В это время власть использовала как бы выжидательную тактику, так как более половины правящих архиереев не имели права свободного передвижения по стране; именно тихоновские архиереи были связаны подпиской о невыезде. Они осуществляли полный объём своих церковных прав, но были привязаны к месту.

Пакет с актом митрополита Петра был вскрыт сразу же и был доставлен митрополиту Сергию – Сергий назначение принимает; но в Москву его из Нижнего Новгорода не выпускают.

В том же декабре буквально через четыре дня 10 архиереев, бросивших кафедры, пребывают в Москву. Архиереи сначала служат панихиду над могилой патриарха Тихона, а потом прямо в одном из помещений Донского монастыря, из которого давно уже выселен митрополит Пётр Крутицкий, осуществляют “малый церковный собор”. На этом соборе фактически пытаются совершить церковный переворот и, притом, очень серьёзный – отменить всякое единоличное возглавление и вернуться к коллегиальному. Шесть человек должны были составлять коллегию, а четыре остальных – в подчинении.

Среди собравшихся в Москве архиереев главным был Григорий Яцковский (архиепископ Екатеринбургский, архиерей с 1908 года) и по его имени этот будущий раскол стал называться “григорианским”.

Архиереев собрали те, кто занимался “кадрами”; и все архиереи съехались из глубинки, то есть это – архиереи либо лишившиеся кафедр либо викарные епископы. Борис (Рукин) Можайский – викарный архиерей Московской епархии (распоряжался похоронами патриарха Тихона); викарный архиерей Донской епархии епископ Усть-Медведицкий; Переяславский – викарий Владимирской епархии.

Этим архиереям было предложено создать из себя “временный высший церковный совет”. Со стороны “игумена”, который ведал кадрами, — Тучкова — шаг был рискованный.

На верхах власти в это время шла борьба за власть, поэтому все было отпущено на усмотрение Тучкова. (Тучков умер в отставке, выгнанный отовсюду и, будучи полуслепым, просиживал целыми днями на скамейке на Ваганьковом кладбище – единственно, где он мог дышать, так это среди могил).

Следовательно, надо было найти какого-то, распропагандировать его и чтобы он согласился хотя бы председательствовать на этом Малом Донском соборе. Агентура была поставлена. Например, если Троцкий в свое время нашел Антонина, но тот всегда был “в раскосе”, некоторое время даже ходил под окнами – “подайте безработному архиерею”, то такого выявить было легче.

Таким образом, власти надо было найти человека принципиально не довольного управлением Церковью и с шаткими церковными понятиями; человека, который бы смешивал понятия соборности и коллегиальности.

Соборность начинается со святости – “изволися Духу Святому и нам” (Д.15.28); и соборность заканчивается нравственной ответственностью каждого православного христианина за дела всей Церкви. Но внешнее ограждение соборности осуществляется верностью постановлениям Вселенских Соборов, поместных соборов и Святых Отец, утвержденным VI-м Вселенским (Трулльским) собором.

По Григорию Яцковскому, видимо, сработала целая цепочка агентурных сведений. Григорий Яцковский был очень не доволен восстановлением патриаршества в Русской Православной Церкви, прежнее Синодальное управление ему было ближе; и тесная связь с государством — тоже.

Малый Донской собор состоялся в декабре в день зачатия праведной Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу, то есть 22 декабря. Из десятки было избрано шесть архиереев, которые и должны были составить Временный высший церковный совет. Причем, для собрания они получили разрешение властей.

Архиереи, участвовавшие в собрании, сразу же нарушили 11-е правило Антиохийского собора; то есть, обращаться к высшей гражданской власти имеет право либо предстоятель поместной церкви, либо любой из священнослужителей по поручению предстоятеля.

Все архиереи прекрасно знали, что Сергий назначение принял, что он сразу же разослал уведомление об акте митрополита Петра; и весь епископат Русской Православной Церкви принимает это мирно и выражает свое согласие.

Во временный высший церковный совет вошли: Константин (Булычев) Могилевский, лишенный кафедры; викарный Борис (Рукин) Можайский; Виссарион Зорин – полноправный Симбирский; викарный Переяславский Дамиан (Воскресенский); викарный Каменский Иннокентий (Бусыгин) и викарный Усть-Медведицкий Тихон (Русинов).

Временный высший церковный совет (ВВЦС) вырабатывает специальный наказ из 9-и пунктов.

  1. Временный высший церковный совет является временным органом церковного управления Российской Православной Церкви и находится в каноническом и молитвенном общении с патриаршим местоблюстителем.

Каноническое и молитвенное общение они понимают очень упрощенно – просто возношение его имени за богослужениями. Процентов 80 нашего епископата было без академического образования, только семинарии.

  1. ВВЦС ведает всеми делами православных приходов по всей территории СССР с согласия правительства оного.
  2. ВВЦС ведет дела вероучения, богослужения, церковного просвещения, управления, дисциплины согласно слову Божию и церковным канонам.

Двухсотлетняя привычка к церковному беззаконию привела к тому, что канонисты в Русской Православной Церкви синодального периода были в основном миряне. Сергий Страгородский – это белый волк, он был замечательным канонистом, но к сугубому удивлению своих со-епископов.

  1. ВВЦС ближайшей своей задачей имеет подготовку канонически правильного собора Российской Православной Церкви в ближайшие месяцы.

Если бы они хоть чуть-чуть понимали бы в каноническом праве, то они бы понимали, что совершенный собор созывает предстоятель (Ант. Соб. правило 16‑е). Собор, созванный без ведома предстоятеля и без его благословения, называется самочинным сборищем (Василий Великий, правило 1-е; также Ант. Соб. правило 20‑е).

Императоры Византии давали согласие на собор, а созывал всё равно предстоятель.

  1. ВВЦС имеет попечение о своевременном замещении архиерейских епархиальных кафедр и о пребывании архиереев в пределах их епархий.
  2. ВВЦС обращается ко всей Российской Православной Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями и заботится об установлении общения с православными восточными патриархами.

Это функции дореволюционного Синода.

  1. Имея долг печалования перед государственной властью, ВВЦС возбуждает, где следует, ходатайство по делам Церкви.
  2. ВВЦС отчетом о своей деятельности обязан собору и занимается текущими делами вплоть до избрания собором нового церковного управления.

Не сказано — какого церковного управления. Практически все постановления Собора 1917-1918 года отменены де факто.

  1. ВВЦС может кооптировать в нужных случаях в свой состав представителей духовенства и мирян.

Под документом стоят подписи 12-и архиереев, но из первой десятки архиереев, которые заседали в Донском монастыре, трое не подписали документ. После выработки документа приехали ещё пять архиереев и поэтому набралось 12 подписей.

По постановлению Собора, к пастве может обращаться только законный предстоятель, но они тоже обращаются к пастве и делают это следующим образом.

“Жизнь течет, и умножаются отбросы жизни, сор ее; и рачительный хозяин время от времени пересматривает свое хозяйство. Так и Творец и Промыслитель наш Господь от времени до времени потрясает землю и живущие на ней народы, очищая их от грехов их.

В сознании этой истины верующие пастыри и пасомые[3] в самом начале революции собрались на церковный собор в 17-м году с тем, чтобы упорядочить жизнь церковную. С той же целью они возглавили Русскую Церковь святейшим патриархом Тихоном. Но суетны силы человеческие и деяние их оказалось не концом, а лишь началом болезни.

Патриарх Тихон был человек и как человек не мог не ошибаться, особенно среди бурного течения революции; естественно было искать исправления его ошибок. Но исправления оказались хуже самих ошибок; за исправления взялись люди с не чистыми руками и с не чистым сердцем и повели Церковь по строптивым не чистым путям[4] и вынудили (sic!) патриарха Тихона взять в свои руки кормило церковного управления. Непосильные труда и чрезмерная ответственность истощили жизненные силы патриарха и преждевременно свели его в могилу.

Чувствуя приближение кончины и предвидя невозможность канонического избрания себе преемника, патриарх Тихон назначил местоблюстителем патриаршей кафедры митрополитов: Казанского Кирилла, Ярославского Агафангела и Крутицкого Петра.

Собрание православных епископов, участвовавших в погребении почившего первосвятителя, за отсутствием первых двух, вручило права патриаршего местоблюстителя митрополиту Крутицкому Петру. Но не угодно было Господу успехом благословить труды сего святителя. За время правления его нестроения и бедствия лишь усугубились. Лишенная на пути своих испытаний руководительства святейшего патриарха Тихона, не правимая соборне, ведомая лишь личной волей митрополита Петра, она как бы вернулась к самым темным временам своего бытия. Вся воля святой Церкви как бы затмилась единой человеческой волей.

Наша православная святая соборная и апостольская Церковь, имея главою своею Господа нашего Иисуса Христа и ведомая благодатью Духа Святого, не может, по самой своей природе, заблуждаться и соделывать грех.

Уча верных чад своих послушанию и повиновению власти не за страх, а за совесть, святая Церковь органически, по самой вечной цели своей, чужда и далека сует какой бы то ни было земной политики.

Ввиду сего, мы, находящиеся в Москве, епископы Российской Православной Церкви, 22 декабря 1925 года, помолившись у гроба святейшего патриарха Тихона и обсудив положение церковных дел, решили избрать Высший временный церковный совет для ведения текущих дел Русской Православной Церкви и для подготовки канонически правильного собора не позднее лета 26-го года.

(Поместный собор будет собран только в январе 1945 года и работать он будет только три дня с 28 по 31 января. Собор 1943 года был собором архиерейским и заседал в течение одного дня).

При этом мы твердо решили не входить ни в какие отношения и общения с обновленцами и обновленчеством во всех его видах и крепко стоять на основе слова Божия и священных канонов святой Православной Церкви.

Вместе с тем, мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти-правительству СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений служения благу народа.

Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо народа в меру наших сил, разуменья и возможностей. И сообщая об этом всем верным чадам святой Православной Церкви Российской, мы просим их молитвенной помощи нам в предлежащем нам подвиге благоустроения дел церковных.

Дальше идет цитата из послания к Евреям, гл.13.ст. 20-21.

20Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Под документом подписались 12 человек, но разослан был не сразу, так как сначала обратились к власти за регистрацией своего собора и его решений. Регистрация была получена 2 января 1926 года.

7 января на Рождество это воззвание было опубликовано в газете “Известия” и только из газеты митрополит Сергий узнал об их деяниях.

Сергий уж чтó умел, так это он обладал даром управления, о котором пишет апостол Павел (1Кор.12.28), и владел им виртуозно. Первое, что сделал Сергий, прочитав газетную публикацию, — запросил самих “героев дня” (неделю спустя). Сергий посылает обыкновенный официальный запрос на имя архиепископа Григория следующего содержания.

  1. Соответствует ли напечатанное в “Известиях” действительности? В частности, вошли ли в состав Совета и продолжают в нем оставаться вышеуказанные преосвященные?
  2. Имеете ли Вы и сочувствующие Вам образовать некоторую особую религиозную группу, отдельную от нашей православной Церкви, или же такого отмежевания от Православной Церкви Вами не предполагается?
  3. Если же последнее, то в какие отношения предполагаете Вы стать к законной, по церковной понятиям, православной русской иерархии, временно, впредь до возвращения митрополита Петра к обязанностям патриаршего местоблюстителя, возглавляемой мною, в силу распоряжения местоблюстителя от 6 декабря 1925 года. То есть, предполагаете ли Вы действовать совершенно независимо от нашей иерархии и помимо ее или же общение с нею Вы прерывать не намерены?
  4. Если общение с нашей иерархией Вы прерывать не намерены, то какими каноническими основаниями Вы оправдываете свое начинание и какой канонически бесспорный источник Ваших полномочий Вы можете указать, чтобы возглавляемый Вами “ВВЦС” по своему происхождению и каноническому достоинству существенно отличался от бывшего ВЦС[5] и чтобы православная русская иерархия могла сохранить с вами общение, а верные чада святой нашей Церкви могли бы безопасно за вами следовать?

19 января 1926 года Григорий Яцковский получает этот запрос митрополита Сергия. Григорий направляет епископа Дамиана Переяславского к Сергию в Нижний Новгород, чтобы удостовериться в полученных им полномочиях.

Дамиан приезжает, удостоверяется; Сергий с ним беседует, объясняет ему полное их каноническое и церковное невежество и отпускает его обратно.

Остается только одно – попытаться втянуть Сергия к себе, чтобы Сергий вошел в состав ВВЦС. В ответ на это наглое предложение митрополит Сергий, опираясь на 11-е правило Антиохийского собора, воспрещающее клирикам Церкви помимо законного предстоятеля обращаться к высшей гражданской власти, запрещает их всех в священнослужении (хотя 11-е правило предполагает извержение из сана).

Позднее часть отступников вернется, а часть так и останется в расколе. Григорий Яцковский умрет, всеми забытый.

Главной задачей Политуправления было внести разложение в ряды “тихоновцев” и стравить их между собой. Если во время Собора 1917-1918 года власти пытались натравить мирян на духовенство; в 1922 году не без успеха удалось натравить белое духовенство на епископат; то сейчас решалась задача стравливания епископата тихоновской ориентации.

Например, одна из повесток дня очередного заседания антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б) (конец апреля 1926 года).

“Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной.

Вести линию на раскол между митрополитом Сергием, назначенным Петром временным местоблюстителем, и митрополитом Агафангелом, претендующим на патриаршее местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию — Временный Высший Церковный Совет во главе с архиепископом Григорием, как самостоятельную единицу (курсив наш – В.Е.).

Выступление Агафангела с воззванием к верующим[6] о принятии на себя обязанностей местоблюстителя признать своевременным и целесообразным”.

То есть, были задуманы целых три раскола.

Агафангел на соборе 2000 года причислен к лику святых, но он покаялся в расколах 1926-1928 годов.

Церковный корабль будет трепать очень сильно так называемыми правыми расколами примерно до 1936-1937 годов.


[1] Сергий после интронизации отвечал английским корреспондентам на вопрос — какова же его программа? — Моя программа – программа Духа Святого, мы живем по нужде каждого дня.

[2] Публикацию прот. М. Польского, перепечатанную Г. Штриккером в сборнике “Русская Православная Церковь в советское время”, т.1, с.253-254, М., “Пропилеи”, 1995 г. о якобы двух взаимоисключающих распоряжениях митрополита Петра, выпущенных подряд (с разницей в одни сутки!), я считаю очередным лжесвидетельством, если не преднамеренной клеветой. Ибо, во-первых, т.н. “Завещание” от 5.12.1925 г. не было обнаружено при аресте митрополита Петра, а “появилось” только за границей, именно в США, в конце 40-х годов, то есть уже после II мировой войны; во-вторых, маловероятно, чтобы митрополит Петр во втором распоряжении от 6.12.1925 года, которое и вошло в силу, забыл отменить первое; в-третьих, в позднейшем обращении ко всероссийской пастве (резолюция митрополита Петра от 1 февраля 1926 года на письме архимепископа Григория (Яцковского) Екатеринбургского от 29 января 1926 года) митрополит Петр прямо датирует своё известное всем распоряжение 5‑м декабря.

[3] Такого разделения Православная Церковь не знает: пастыри и пасомые – это католическое.

[4] Это ссылка на обновленцев.

[5] Имеется в виду обновленческий орган.

[6] Имеется в виду послание митрополита Агафангела от 18 апреля 1926 года.