История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №6

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

  1. Продолжение эпохи спорадических гонений в период упадка Римской империи (117 – 311 гг.). Миланский эдикт 313 года.
  2. Служение и подвиг христианских апологетов. Отличие от мучеников.

Первенствующая Церковь жила чаяниями скорого пришествия Господа Иисуса Христа во Славе. Этими же чаяниями жили и апостолы (к Фесс. (Солунянам)4,17).

Церковь жила ожиданием скорого второго пришествия Иисуса Христа. «…Оставшиеся в живых…», т.е. они думали, что не успеют даже умереть, как увидят второе пришествие Иисуса Христа. Это чувство переполняло первых христиан. (ап. Петр, П.1,4,7), (ап.Иоанн Богослов, П.1., 2,18).

Но прошли гонения, года, и Господь не пришел защитить Церковь; тем более, Своим явлением апостолу Петру в Риме на Апиевой дороге засвидетельствовал, что Церкви предстоит долгий земной путь, и чтобы утешились верующие и не сетовали. Написано (ап. Петр, П.2, гл.3, ст.9-11) — «…не медлит Господь исполнением обетования».

Маранафа – Господь идет.

Но наступает второе столетие. Таинственно ушел из видимого мира ап. Иоанн Богослов. (Его сначала по его же просьбе засыпали по колени – простились, затем – по грудь – простились, затем – по шею – простились, а, пришедши на второй день – не обрели тела, которое где-то соблюдается, пока не придет Господь).

После смерти императора Траяна кончается имперское поступательное движение Римской империи. Империя была огорожена стеной при императоре Адриане (117 – 138 гг.) и, тем самым, империя показала, что она – государство (ранее превалировало, что империя – вся вселенная). И даже историк Тацит прекращает писать свою историю – Анналы; и умирает с пером в руке, как бы от ужаса и горя – там тоже были свои идеалы о свете, но это был тот свет, свет, который есть тьма (какова же сама тьма!?).

Появляется лжемессия – Баркохба – сын звезды (или Баркосба – сын лжи) и, как обычно, мессия должен был освободить евреев от Рима. В результате, Иерусалим был разрушен и уже не как стены, а до основания и распахан. Люди, которые не были угнаны, поселялись в другом городе – Элия Капитолина (столица Элия – полное имя Адриана: Публий Элий Адриан). Иерусалима не стало.

(Иерусалим не упоминается и на I-м и на II-ом Вселенских Соборах).

И Церковь в 132 г. (в результате прихода лжемессии) сделала вывод, что ожиданием скорого прихода Господа Иисуса Христа могли воспользоваться разные люди (во вред Церкви). Церковь поняла, что предстоит долгий период жизни и, как следствие, — это привело к глубоким изменениям в Церковном сознании — появились апологеты. Апология – оправдание.

138 – 161 гг. – новый император Антоний Пий. (Элий Адриан Антонин Пий) – Пий Благочестивый. Гонения ослабевают по личному распоряжению императора. Он как бы задумался, если христиане не враги человечества, если они не подвержены свальному греху (любите друг друга –внешними понималось именно так), не крадут младенцев, чтобы пить их кровь, то в чем же тогда их вина? И в ответ на такой запрос – первый апологет.

Первый апологет – Иустин Философ (память — 1.06 ст.ст.). Иустин Философ пишет Антонию Пию два послания, которые и назвал апологиями! Таким образом, Церковь начинала активно взаимодействовать с властью. Все последователи Иустина и стали называться апологетами.

И в этом случае, прежде всего, то, что ходатайство направлено к высшей гражданской власти, но оно сразу устанавливает тон – не только благочестивому императору, но и священному сенату и всему народу римскому – дотоле Церковь таких слов не знала, послушание было пассивным. А сейчас, обращение Иустина Философа было уже как бы для легализации христианского общества, то есть о предоставлении Церкви Христовой гражданских прав в Римском государстве. (Когда был веден на казнь Игнатий Богоносец, то он просил не домогаться у властей его освобождения).

Теперь идет разговор в духе паритета — выход на диалог с миром, с властью – это и есть служение апологетов.

Вслед за Иустином Философом выступают Афинагор Афинянин, Октавий, Минуций Феликс. И эти выступления были в разном тоне: у Иустина Философа – достойный, у Афинагора Афиняниа – с некоторым низкопоклонством, но везде идет попытка увещевания высшей гражданской власти. Ранее христиане не очень уважительно относились к власти и законам, могли, например, дать взятку для решения своего вопроса, а теперь пассивная лояльность перерастает в активное взаимодействие с властью.

Например, Иустин Философ взывает к благочестию Антонина Пия, пусть и языческому, к их любомудрию (то есть – любви к истине) и говорит: «… по вашим же законам – в имени христиане, нет преступления…». (Иустин Философ пострадал при следующем императоре Марке Аврелии в 166 г., а закон против христиан вышел в 177 г.), то есть не в христианах дело. Он буквально требует, чтобы судили нас по строгом и тщательном исследовании, а не по предубеждениям и угодливости людям суеверным (Апология 1, п.2). Ссылался он и на греков, на Платона: «Если правители и народы не будут философствовать, то гражданские общества не могут благоденствовать».

По Иустину, христиане обязаны отчитываться в своей вере, но на языке римской империи (чтобы поняли), а правители должны были определять вину по законам государства. (апостол Петр ранее говорил об отчете перед теми, кто хотел присоединиться к Церкви).

Это вторая новая черта в христианском мышлении, то есть активный диалог в внешними на их же языке.

Третья черта – молитва о вразумлении властей.

Это понятие появилось как раз во время апологетов. «Молясь о том, чтобы вы, будучи при царской власти, были бы одарены и здравым суждением» – так пояснял Иустин Философ (Апология 1,17).

Так поступали и патриарх Тихон, а особенно митрополит, затем патриарх Сергий. Оба обращения патриарха Сергия в 30-е годы к Смидовичу похожи на апологии Иустина Философа, то есть – христианам надо предоставить те же права, что и прочим гражданам, например, священников можно было отнести к пункту 5 – к гражданам свободных профессий (так предлагал патриарх Сергий).

(И империя Рима, и Советское государство – тоталитарные режимы. В таких режимах – все должны быть задействованы – кто не задействован, тот — лишенец).

Итак, от Нерона до Траяна (64 — 117 гг.) церковное сознание отличалось определенной отрешенностью от мирских дел, так как все ожидали, что Господь вот -вот грядет, но Господь сам показал, (ап. Петру в Риме и попущением явления лжемессии), что Церковь ждет долгий временной период существования в мире.

Правление Антония Пия отмечено, как наиболее благоприятное и спокойное для Церкви. (Пpи императоре Пие был введен запрет на аборты, открыты подобия детских домов на полном государственном содержании.)

Затем на трон вступил император Марк Анний Катилий Север — Марк Аврелий (161 — 180 гг.) и в 177 г. подписал закон о явном преследовании христиан. Христиан стали преследовать как уголовников, но сознание Цеpкви от этого не переменилось.

Апология Афинагора Афинянина как раз пришлась на этот период – просил уровнять христиан с прочими, так называемыми философскими школами. Рим знал такие прецеденты, например, в 96 г. Марк Нерва объявил амнистию инакомыслящим – амнистию философам. Под эту амнистию как раз подпал апостол Иоанн Богослов, почему его вернули из ссылки на остров Патмос, и он поселился в Эфесе.

Пий Благочестивый уже отмечал бесстрашие христиан перед внешними проявлениями, на войне, перед стихийными бедствиями и т.д. Таким образом, запрет на гонения Антонином Пием – это его плод вразумления и внешними обстоятельствами, и апологиями Иустина Философа.

И Церковь, адаптируясь к внешним условиям, запрещает крестить рабов без согласия господ, так как не хотели давать повод для гонений, хотя ранее было не так. (см. ап. Павел об Онисиме и Филимоне, Павел крестил Онисима, не спрашивая разрешения Филимона).

Первый официальный запрет крестить рабов сделал Ипполит Римский и это постепенно распространилось на всю Церковь.

Церковь борется с неразумным вожделением скорейшего второго пришествия Христова, притом, само прошение об этом не осуждается, а осуждаются лжепророчества, что, мол, мы вот-вот. Апокалиптические времена не стали считаться сиюминутными. (Откр.гл.6, ст.10). Хотя Апокалипсис толковался и изучался (II-ой век), но у пророка Иеремии, гл.29: «…они пророчествовали, а Я им ничего не говорил…» — это о лжепророках.

Кстати, будущий патриарх, а тогда митрополит, Сергий в послании к Ленинградской пастве от 1.02.29 г. как раз ссылался на гл.29 Иеремии, то есть также борется с ложными, не трезвыми эсхатологическими ожиданиями.

В 180 — 192 гг. — император Коммод (сын Марка Аврелия), последний из династии Антонинов (ничем особо не выделялся). Им завершилась первая стабилизация империи: от Нервы до Коммода.

На императорском троне с 192 г. по 284 г. началась карусель — кратковременные царствования (до 3-х дней). Ни один император не смог основать династию, мало кто из них умер своей смертью. Всех гонителей настигает позорная смерть (Валериан — плен у персов, и он использовался в качестве подножки для царя персов, остальные — либо убивали, либо тонули). Агония империи длилась около 100 лет. Характеризовать это можно тем, что Десница Господня нависла над империей и что Господь показывает — все земные царства преходящи, а Церковь — вечна.

Затем наступает вторая стабилизация империи. На троне два императора — Диоклетиан в Никомидии и Максимиан Геркулий в Риме — Августы (правители) Диоклетиан — 284 — 305 гг., Максимиан — 285 — 305 гг., сделав участниками власти еще двух кесарей (цезари – младший император — командующие армией): Голерия в Иллирии и Констанция Хлора (отец императора Константина Великого) в Британии.

Эдиктом Диоклетиана от 27.01.303 г. (это праздник богини Терминалий – богини конца предела) христиане объявлены вне закона, то есть объявил, что христианам положен предел и начался тотальный геноцид против христиан. Жена императора и дочь были христианками, но против них гонений не было – на семью гонения не распространялись.

Но возмущение против этих немотивированных гонений выразили прежде всего сами язычники — мученики, крещенные собственной кровью.

В 305 г. после отставки Диоклетиана (вместе с Максимианом), императором становится Галерий (зять Диоклетиана), который и был как бы вдохновителем гонений на христиан. Эти гонения заняли период с 305 по 311 гг., Галерий заболел, можно сказать, из-за легкого гнойника делали две операции, которые не помогли.

И в 311 г. сам же Галерий выпустил эдикт, прекративший гонения на христиан, то есть – легализовал, но взамен потребовал от христиан молитв о своем здоровье, но это уже не помогло.

В 306 г. скончался цезарь Констанций Хлор (войска, которого были наполнены христианами, и цезарь к ним благоволил – гонений на христиан в подчиненных ему областях не было), успев представить своим войскам в Галлии своего сына Константина и войска ему присягнули.

С 311-313 гг. опять чехарда на троне (Флавий Север, Максимин Даза и т.д.), но в 313 г. Рим имеет двух императоров: Лициния и Константина.

В 313 г. был выпущен Миланский эдикт, основой для которого послужил эдикт Галерия. По Миланскому (313 г.) эдикту император Константин принимал христиан под свою защиту, то есть государственную защиту. Сам Константин в это время оставался понтифекс максимус – верховным жрецом.

Мероприятия Константина — первый фазис легализации христиан.

  1. Константин пока остается язычником и оставляет за собой титул верховного жреца, который носили императоры. Христиан в это время в Римской империи было менее 10 %, но Церковь может теперь открыто проповедовать, открыто совершать Богослужения — это то, что добивались апологеты.
  2. Восстановление исторической справедливости. Например, возвращалось имущество христиан, причём, если имущество ранее изымалось в пользу государства, то возвращалось безвозмездно, а если было продано, то выделялись деньги (компенсация).
  3. Абсолютно все храмы и Церковное имущество возвращались безвозмездно.

Некоторые места, почитаемые христианами, были возвращены тоже — Маврикийский дуб, например. (Кстати, эта легализация весьма похожа на Ельцинскую?!) Таким образом, христиане ставятся в одно положение с прочими религиями и гражданами, то есть язычество существует одновременно с христианством.

И, удивительно, но после I-го Вселенского Собора появились уже языческие апологеты, которые вынуждены были доказывать уже свою правоту! (Аммиан Марцеллин, например).

Сам Константин крестился перед смертью, но его дети от второго брака уже получили христианское воспитание и это – первый шаг к господствующей религии. Известно послание Константина (перед Миланским эдиктом) к римскому народу, где каждому человеку дается право искать истину и выбирать добровольно религию.

И именно в это время Церковь получила предупреждение святых отцов о том, что легализация может народить лже христиан, то есть людей, вступающих в Церковь, но остающихся внутри язычниками по мирочувствию, по сердцу.

Христиане свободны — поэтому не надо уговаривать, заставлять. Нет ничего более свободного, чем религия. Если будешь кого-то заставлять верить, то только опозоришь и оскорбишь религию. (Лактанций).

Были еще краткие гонения пpи Юлиане Отступнике (361-363 гг.).

Юлиан — внук Констанция Хлоpа, но от другой жены, не от Елены

Но тут долготерпение Господа кончилось, и Юлиан умер от незначительной раны в ногу, полученной им пpи проведении рекогносцировки местности. Когда его хоронили, то был сильный земной толчок и его тело вместе с камнями, землей было выброшено из земли. Всеми людьми это было воспринято как явное указание Бога и тело Юлиана Отступника было оставлено на поверхности земли и было склевано птицами.