История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №5

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

  1. Спорадические гонения на Церковь. (Спорадические – просыпаются как споры – массовые гонения) 64 г. – 363 г… 64 г. – Нероновы гонения, 363 г. – год смерти Юлиана Отступника.
  2. Служение мучеников Христовой Церкви.

Во время гонений Церковь как бы сжимается, ей уже не до внутрицерковных разбирательств и она, Церковь, отстаивает себя со вне по отношению со внешним.

Хотя до Нерона у императоров были кое-какие понятия о христианах и о Христе, известно, например, что Мария Магдалина в 36 г. посетила императора Тиберия, который скончался в 37 г., и объявила ему, что Христос воскрес, и подарила яйцо. Император Клавдий вообще не видел угрозы от христиан.

Но в 64 г. христиан обвиняют в поджоге Рима и начинаются гонения. Этот геноцид (не обоснованный) не сопровождался никакими разбирательствами, ни судебными, ни следственными, хотя Римское право до сих пор – основа всякого законодательства. То есть настолько все было бессмысленно, что даже к апостолам не имели никаких претензий. И апостол Петр, провожая на казнь свою жену, только твердит ей: «жена, помни Господа».

И как бы в ответ на гонения с июня 68 г. по 70 г. в Риме смута — меняются три императора и с 70 года устанавливается новая династия императоров – Флавиев, которая обеспечивает государственную стабилизацию и Церковь получает передышку от гонений, за исключением некоторых случаев в отдельных областях империи. Известно, что апостола Иоанна Богослова привели к императору Домициану, но он принял его за одного из богов Олимпа и отправил его в ссылку на остров Патмос, где и было написано Откровение.

В 104 г. при императоре Траяне христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений. Но христиане никогда не были и не могли быть тайным обществом, так как Сам Господь требовал открытого исповедания своей веры — (Мф.10,18-20, 27,28, 32,33). И апостол Петр (см. 1-ое Петр 3,15) – «…если кто из внешних будет спрашивать у вас отчет о вашем уповании, то дайте отчет с кротостью и благоговением…». Христианин – свидетель о Христе и словом и делом. Церковь должна быть видна всем – «…не может укрыться град на верху горы…».

Кстати, катакомбы – крипты домов или полуподземные помещения, где в полу производили захоронения.

Богослужения христиан там и происходили, т.к. в этом случае христиане находились под защитой двух римских законов:

  1. Locus religiosus – место религиозных общений (культа) – отсюда по закону брать не могли; — о местах отправления религиозного культа.
  2. Collegium funeiraticium – погребальные места – и отсюда по закону брать не могли.

В Риме эти места были святы, так как в Риме распространено было многобожие – поликонфессиональная империя. (Вообще при развитом законодательстве – хоть один закон, да за нас!). Панихида – всенощная – развилась из древних богослужений.

Христиане не прятались в катакомбах, а проводили Богослужение. (Катакомбная Церковь – придумка Карловчан и не далее, как в ~ 30-е годы XX века).

По закону Марка Аврелия христиан преследовали, как уголовников; до этого, как при большевиках – Церкви пытались приписать статью КР (контрреволюция) или АСА (антисоветская агитация), так и при Нероне – поджог Рима, а при Траяне – под тайные общества. До Марка Аврелия, который в 177 г. запретил христианство законом, гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными.

Христиане всегда были лояльны к гражданской власти всех рангов в империи. Эти строки недаром написаны в 54 г. (к римл.,13 ~54 г.), так как Нерон вступил на трон на крови, отравив двоюродного деда и приемного отца Клавдия, убийство которого сопровождалось кощунством, и через 4-е года убил и мать. И даже при таком императоре Церковь была лояльна к власти (1Тим.2) написано именно после убийства матери Нерона. Эта часть послания вошла даже в литургию «…о властях и воинстве … да тихое и безмолвное житие поживем…».

Именно в это время Церковь сформулировала свое отношение к властям на той канонической территории, где она находится. И это не просто лояльное отношение, но — Бога бойтесь – царя чтите. В ответ на гонения христиане не выступали с оружием в руках, не роптали, а каялись даже в мысленном ропоте.

Поведение христиан во время гонений.

Не все христиане были мучениками. Людей, которые отрекались от Христа заранее или не выдерживали пыток, называли отпавшими и так было во все века.

Гонения, которые были от иудейской теократии, были как бы подпольными и происходили, как правило, когда ослабевала власть. Брат Господень апостол Иаков был сброшен со стены Храма в 62 г. как раз в междувластие. При появлении сильного правителя такие гонения прекращались.

Но в 64-м году с Нероном именно власть ополчилась на христиан, но эти гонения фактически только укрепили Церковь. И — (ап. Петр П. 1,4,1-2, 12-16, 19) – увещевание стоять твердо и не только не роптать, но — вашими страданиями вы – соучастники страданий Христовых и вы принимайте их во Славу Божию, как свидетели Христовы. Мысль – гонения укрепляют Церковь! Страдания надо принимать во Славу Божию.

Все мученики напоминают о Христе распятом; именно поэтому, наблюдая за мучениями, то есть, видя свидетельства, язычники часто обращались к вере во Христа. Церковь возрастала на крови мучеников![1]

Не каждый христианин может быть мучеником: и поэтому, не каждый христианин должен стремиться к мученичеству, искать как бы; и такое настроение Церковь стала сразу отсекать. Апостол Петр после первых гонений в 64 г. хотел убежать, но на выходе из Рима встретил Самого Христа въяве и спросил Его: «…Камо грядеши, Господи…», и услышал – «Эо Рома …» — на чистейшей латыни – «…иду вновь распинаться в Рим…».

Это дает нам существо мученического подвига – они распинаются, то есть подвергаются мучениям для назидания братии, для помощи Христу, как соработники Христовы и, если они отказываются от этого соработничества, значит, они вновь приглашают Христа распинаться за них.

Ученики как бы взамен Христа возносятся от земли на кресте (колесуются, сжигаются и т.д. – это и есть вознесение от земли) для привлечения всех, ибо Господь сказал: «…как вознесусь – привлеку всех», (см. Иоанн 12,32) то есть мучаются для спасения рода человеческого.

Мученики как бы вместо Христа распинаются – для вознесения от земли, для привлечения всех и для спасения всех – Церковь стремиться охватить всю землю. Сектантство, кстати, наоборот: стремится отделиться: мы – избранные, а то толпа.

Мученичество – венец всей праведной жизни, но если человек не имеет мученической благодати в теле (пр. Силуан Афонский – что даже тело желает пострадать за Христа), то такой человек не выдерживает мучений.

Священномученик Петр Александрийский (~311 г., память — 25.11 ст.ст.) в своем послании (прав.8,12) дает определение, что такое мученичество и что надо делать. Поэтому, если не призван, то все оставь, предприми все возможные меры, чтобы скрыться – уклониться от мученичества – мученичество не для всех!

Характер гонений, начиная с Траяна и, еще более, с Марка Аврелия, уже не носит тип геноцида, а это значит, что в первую голову, стараются брать, так называемых, зачинщиков, то есть руководителей общин. И VI-й Вселенский Собор на основе послания Петра Александрийского утвердил – если вместо вас пострадал кто-то другой, то вам это не вменяется в вину.

Эта же мысль в (Д. 19,30-32) – когда апостола Павла хотели потащить в цирк на расправу, то его не нашли и вместо него взяли Гайя и Аристарха, а самого Павла – не пустили ученики. А также прецедент апостола Петра – когда его вывел из темницы ангел, то были казнены 16-ть воинов – и он не должен был бежать и спасать их, наоборот, они должны были сами озаботиться и сбежать, увидев, что нет Петра. Да и когда Господь был увезен в Египет Своей Пречистой Матерью и Иосифом Обручником (по Церковному Преданию в сопровождении Иакова), то были убиты 14000 младенцев.

12 правило Петра Александрийского – оправдывает взятку для избежания мучений (деньги — прах), а 13-ое правило Петра Александрийского – оправдывает бегство христиан от мучений.

Люди, которые торопятся пострадать, да еще, не получив мановения Свыше не выдерживают, как правило, пыток и тогда, 11-ое правило Петра Александрийского – епитимии от 40 дней до 4-х лет.

Тех же, которые сами себя повергли в кипящие гонения, но не выдержали пыток, быв побеждены немощью плоти, тех Церковь принимает, как кающихся, то есть приносит за них молитвы и приношения.

Иерархам Церкви, клирикам запрещено сознательно искать мучений. Те из клира, которые добровольно вышли на подвиг и пали, а затем хотя и возобновили подвиг, навсегда извергаются из клира — 10-ое правило Петра Александрийского.

Так как – «…оставили стадо Господне и опорочили самих себя, чего никто из апостолов не делал». И даже те, которые выдержали испытания, в Церкви только терпятся, а не ублажаются. То есть они достойны снисхождения, а не ублажения, так как – «…доколе они были не приткновенны, имели прощение в своем безрассудном поступке. Клирики, которые пали, а затем возобновили подвиг, не могут больше священнодействовать, яко бесчинствовавшие и опорочившие самих себя. Отложив тщеславие в смиренномудрии да пекутся о том наипаче, како скончают свое течение…», то есть жизненный путь.

Поэтому, патриарх Сергий, например, должен был сидеть на виду, на видном месте, с известным адресом, а не искать всяких мучений своими поступками. (Он вел церковный корабль и вел его правильно).

Не все убиенные являются мучениками за Христа!

Положительная (катафатическая) характеристика служения мучеников во Христе слагается из:

  1. мановение Духа Святого – призвание Божие Духом Святым на мученический подвиг. (по апостолу (см. Кол.2. 18, 23) – «…никто да не обольщает вас самовольным служением»).

Часто сопровождается явным явлением Христа или ангелов, или через другого человека (Анания и ап. Павел) (2 Тим.,4,6-8). – «…Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».

  1. Воля человека совпадает (согласуется) с Волей Божией.

В ответ на призыв Божий, сердце человека отзывается – «Ей, Господи – твой, Господи», и тогда Воля Божия врождается в сердце человека и становится его собственной и человеческой волей.

См. посл. Игнатия Богоносца к Эфессянам – «…Избавляя меня от рук мучителей, вы покажете мне ненависть. Я ласкаю зверей в надежде, что они съедят мою плоть – я пшеница Божия – пусть измелют меня зубы зверей».

Преподобный Силуан Афонский дает онтологическую подоплеку — «благодать в теле такая, что само тело желает пострадать за Христа, но если человек напрашивается на страдания, не имея мученической благодати, то он либо не выдерживает мучений, либо ожесточается и начинает ненавидеть своих врагов» — утрачивает любовь.

  1. явление Силы и Славы Божией при мучениях.

(Д.7,56) – это свидетельство только Стефана, а в спорадических гонениях часто чудеса были явлены воочию и многим людям (Татьяна – глаз выжил, тело восстановилось).

У нас, конечно, тут же сразу же: Как это могло быть? Как это происходило? Почему страдания у мучеников претворяются в чудо?

Когда Христов свидетель действует, то Сам Господь Иисус Христос берет на Себя все страдания, все наши недуги и поэтому, видимо, нервы замолкают — боли нет, раны исцеляются и т.д., но только именно у свидетелей, а не у всех убиенных за Христа.

Например, Елизавета Федоровна в 1904 г. в Чудовом монастыре получила предсказание от старца Гавриила о том, что ее живой сбросят в колодец, т.е. она уже знала о призыве и ждала мученической кончины, поэтому и смогла до конца выполнить свой долг – пела, перевязывала раны великим князьям, гранаты не разорвались (при раскопках это увидели), а остальные, убитые из царской семьи таких явлений не удостоились.

  1. Любовь и прощение к врагам и гонителям, милосердие к согрешившим братиям.

И Господь Иисус Христос – «…прости, отпусти им Господи, ибо не ведают, что творят» и так и Стефан, и Елизавета Федоровна – двое ее палачей сошли с ума, а сошедшему с ума никто не объяснит, что это он делал на благо мирового пролетариата, но для Царства Небесного – такой человек вполне благонадежен – рассудка нет, а сердце может каяться.

Церковь в своих постановлениях строго относится к согрешившим, но по свидетельству церковного историка Евсевия Памфила, – всех разрешает и никого не вяжет – не превозносится над павшими, но имеет к ним материнское попечение.

Это не противоречит правилу Петра Александрийского; но Церковь относится к чадам своим вслед за ним со строгостью, как отец. Боголюбезные мученики затем проявляют материнское попечение, то есть с материнской снисходительностью относятся к прегрешившим.


[1] мартис — мученик – свидетель.