История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №30

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

Начало христианского просвещения славянских народов. II период.

  1. Архиепископия святителя Мефодия Моравского, ее историческая судьба.
  2. Противление немецкого духовенства и князя Святополка Моравского. Исход борьбы.
  3. Свидетельство и изгнание из Моравии учеников святителя Мефодия. Заключение.

После кончины равноапостольного Кирилла (+ 14 февраля 869 г.) его брату еще предстояли большие труды – и большие скорби. По слову преподобного Исаака Сирина, «никто не всходил на небо, живя прохладно; и путь Божий есть ежедневный крест».

После кончины брата (так и оставшегося для Рима Константином Философом) святой Мефодий еще некоторое время оставался в Риме, в конце 869 года был посвящен в священнический сан и послан (в начале 870 г.) к князю Коцелу в Паннонию. Сразу возникает вопрос: почему не в Моравию, к благочестивому князю Ростиславу, уже принимавшему святых братьев и знавшему, конечно, что их апостольская миссия далеко не завершена.

Но обстоятельства существенно изменились. Весь 869 год в Моравии смуты, война, наконец, междоусобная война. Благоверный князь Ростислав действительно в 869 году ввязался в ненужную – и неудачную войну с Баварией (южно-немецким королевством) и Тюрингией. Поднялось, как бы в помощь ему, целое западнославянское ополчение; но проку от него вышло мало. И вот немцы наступают – и уже осадили Велеград, столицу Моравии. Правда, защитникам удалось город отстоять, осада снята, немцев гонят; да предал Ростислава его племянник Святополк, воспитанный в Германии у Каролингов – потомков Карла Великого. Ростислав был выдан своему врагу, немецкому князю Карломану, ослеплен и заключен в монастырь (в Баварии). Там вскоре и умер (в 870 году).

Необходимое пояснение о Святополке.

Как уже было сказано, воспитан он был в Германии; и по привычкам, по навыкам – немец; впоследствии он всегда (несмотря ни на какие вразумления) будет поддерживать немецкое духовенство – против святителя Мефодия и его учеников.

Это классический пример государя, чуждого стране, — без почвы, без корней, без национального идеала. (В России таков был Петр III – не знавший по-русски, выдававший во время Семилетней войны Германии российские военные секреты и открыто говоривший, что предпочел бы быть поручиком в Германии, чем в России императором).

На этот раз предательство Святополку даром не обошлось. Карломан овладел столицей, разграбил государственную казну и княжеские сокровища в Велеграде. Ясно, что вся ситуация в стране далеко не благоприятствовала духовно-просветительской деятельности.

Всё это как нельзя лучше было известно в Риме. Поэтому святой Мефодий и был послан не в Великую Моравию, а в Паннонию (столица Мосбург близ Балатонского озера).

Но и тут немецкое духовенство всячески затрудняет ему не только проповедь, но и церковно-административную деятельность. Князь Коцел – не хочет ссориться. Естественно, он ищет посредничества у папы и посылает святого Мефодия снова в Рим.

И вот тут, наконец, в 871 году святой Мефодий получает посвящение от папы Адриана II во епископа: архиепископа Моравии и Паннонии. Этого посвящения немецкие епископы не признали. В 873 году они, с некоторым опозданием, подали папе объяснительную записку со ссылкой на Карла Великого, акт 798 года: Паннония причислена Карлом к Зальцбургской епископии.

В ноябре 871 года, то есть немедленно по прибытии в Паннонию, святитель Мефодий был приглашен в Зальцбург на суд; он и поехал. Но оказался обман; немецкие пастыри всегда пренебрегали каноническим послушанием. (Это сказалось и в событиях 1075 – 1077 годов (т.н. «Каносса») и даже и в том, что именно Германия стала очагом реформации). Никакого суда, в сущности, не было; была расправа: прямо на соборе святому Мефодию наносятся удары хлыстом.

Ответ Мефодия был полон спокойного достоинства: «Если бы я знал, что это ваша область, я бы и не пошел в нее, но так как это область св. Петра[1], то мне не в чем оправдываться перед вами».

Итак, святитель Мефодий исповедует каноническую верность Римскому папе; он и впоследствии пронесет ее как знамя во всю свою жизнь. Его заключают под стражу в Швабии и держат там до конца 873 года, то есть около 2-х лет.

За это время и в Риме произошли некоторые изменения. Папа Адриан II был, разумеется в курсе дела (святитель Мефодий пишет и жалуется – в Рим!), но, по-видимому, решил не связываться; а в 873 году он уже и скончался. Но новый папа Иоанн VIII, немедленно по вступлении, посылает клятву на всех этих деятелей Зальцбургского судилища и затворяет все церкви Зальцбургской епископии, пока держат в заключении Мефодия.

К счастью, немецкое духовенство ориентировалось на своего короля Людвига Немецкого; он же не хотел ссориться с папой и предоставил ему полную свободу в устроении Паннонии. Тогда папа восстановил Мефодия в его церковных правах в Паннонии; но напоминает, что пора и в Моравию. Участников же Зальцбургского «собора», и с Мефодием пострадавшим, он вызывает на суд в Рим (конец 873 года – начало 874 года).

Тем временем события в Моравии разворачиваются с большой энергией. Народ поднялся на защиту страны от немецких оккупантов; нашелся и народный герой Славомир, возглавивший освободительное движение. Со своей стороны, Святополк, испытав положение жертвы предательства, опомнился; он вскоре вошел в соглашение с восставшими, выдал им немцев и вновь устроил Моравию самостоятельным государством.

В 879 году заключен, наконец, мир между Моравией и Германией. По условиям этого мира Моравия признана свободной от притязаний баварского духовенства, то есть исключена из состава Пассавской епископии (2-я пол. 874 года).

И вот, наконец, святитель Мефодий в Моравии; он усердно занимается ее церковным устроением, подготовкой кадров священнослужителей, дальнейшим переводом Священного Писания и богослужебных книг.

Евангелие и книги Нового Завета к этому времени уже переведены целиком. Впоследствии, уже в начале 80-х годов, им и его учениками переведены все книги Священного Писания, а учениками – еще и «Номоканон» (собрание церковно-канонических правил).

Святитель Мефодий пребывает в Моравии безотлучно со II-й половины 874-го по 878 год. Вокруг него уже целая плеяда его учеников и помощников, местных уроженцев: Климент, Горазд, Савва, Ангеляр, Наум, Лаврентий (все прославлены во святых, память 27 июля ст.ст.). Совершается успешно перевод Священного Писания: сначала Нового Завета, затем Псалтири. Учениками святого Мефодия переводится уже и Пролог, и назидательная литература.

В конце 874 года заключен союз между Моравским и Чешским княжескими домами – и влияние святого Мефодия распространяется и туда. По преданию, от него приняли крещение чешский князь Боривой и Людмила, жена его (позже, в 927 году приняла мученический конец).

И всё бы это было хорошо, но беда в том, что Святополк, как мы уже упоминали, был человек без почвы и, в глубоком смысле, без корней (в этом смысле он сильно отличался и от нашего Владимира Святого, и от равноапостольного Бориса Болгарского и даже от Симеона Болгарского). В сущности, страна, ее устроение для него всегда отходили на второй план, – а на первом оказывались личная власть, личные удовольствия, отчасти -–личная слава. Святитель Мефодий был ему тяжел; прежде всего, – пастырской строгостью, тем, что призывал к покаянию. А к Церкви, да и к спасению Святополк был равнодушен, пребывая в душе полуязычником.

На первых порах (в конце 874 – начале 875 годов) Мефодий удалил из страны немецких священников, – но они проникают вновь и получают доступ и к князю, потакая его слабостям (в частности, слабости к женскому полу).

И вот, в начале 879 года, к Римскому папскому престолу направляется первый донос на Мефодия – сомнение в его правоверии (Мефодий служил по православному обряду, на квасном хлебе); притом, донос подписан князем Святополком, но подготовлен теми немецкими священниками, которые в свое время были Мефодием удалены, но нашли приют у князя Святополка.

Если бы донос исходил только от клириков, то он бы не рассматривался, так как донос подпадал бы под каноническое понятие «ковы» и согласно 18-му правилу IV-го и 34-е правилу VI-го Вселенских Соборов – «за ковы клириков против своего епископа полагается извержение из сана». Но поскольку донос был подписан Святополком, то Римский папа не имел возможности оставить его без последствий.

В это время папский престол занимает папа Иоанн VIII, который как раз и направил Мефодия в Моравию и в Паннонию и после прекращения смут в Моравии напомнил ему, что и Моравия есть также область Мефодия.

Святителя Мефодия вызывают к папе; и циркулярным письмом Римского папы Иоанна VIII от 14 июня 879 года святителю Мефодию дан запрет на богослужения на славянском языке, то есть богослужения разрешаются на языках – латинском и греческом. На национальном языке разрешаются только проповедь и пастырские беседы, а также домашняя молитва. Из соображений икономии допускается славянский язык для треб, но не для литургии. По сравнению с Адрианом II позиция Римского престола явно изменилась.

Но, ведь, это был не первый донос, так как Иоанна VIII осаждали доносами и всяческими жалобами на Мефодия. В сущности, это – снижение тона, по сравнению со своей твердой позицией 873 – 874 годов, – тогда папа закрыл все церкви в епископии и в Франкфуртской и в Пассавской, пока не освободят Мефодия из заключения и не вернут его достоинство, то есть его законную кафедру.

Архиепископ Мефодий отправляется в Рим, получив папский рескрипт от 14 июня 879 года, куда и прибыл к концу 879 года. В это время в начале 879 года Римский престол признал восстановление патриарха Фотия на Константинопольской кафедре (Фотий – учитель Мефодия). То есть с другой стороны, церковно-политическая ситуация развивается. Фотий со своей стороны не позволяет ни единого намека на правомерность подчинения Мефодия Римскому папскому престолу. Если Болгарию отстаивают, что это есть автономная церковь греческого диоцеза, то Моравию и Паннонию Фотий совершенно отпускает.

Мефодий представляет папе свои объяснения (в частности, Символ веры без филиокве). Эти объяснения папой Иоанном VIII и его синклитом признаны. Вообще, папа Иоанн VIII вел себя сообразно правилам икономии – похвалил Святополка за приверженность святой Римской Церкви и верность папе. А затем добавил, что Святополк, как мирянин и, значит, не слишком искушенный в вопросах вероучения и благочестия, мог впасть в ошибку. Поэтому Римский папа своим авторитетом подтвердил правоверие архиепископа Мефодия.

Затем происходит в Риме еще одно непоправимое дело. А именно, святитель Мефодий – единственный епископ на две страны: Моравию и Паннонию; и он, следовательно, может посвящать только пресвитеров и диаконов, но он не может единолично совершить хиротонию нового епископа. Поэтому для помощи Мефодию в Риме посвящается в епископы Викинг (немец), что и явилось источником, в дальнейшем, огромных скорбей.

Папа, при этом, доброжелательно представляет Мефодию свои соображения, что теперь он имеет возможность уже из своих учеников, которые в сане пресвитера и диакона, самостоятельно рукополагать епископов для Моравии и Паннонии. То есть архиепископии даются вполне определенные права автономии, примерно те же самые, что будут потом на Руси (начиная с 1037 года).

Но Русь – это другое дело, так как Германии туда хода не было. Когда приехал святитель Михаил – первый митрополит Киевский, то он сразу приехал с несколькими иерархами и сразу же стал с ними работать по устроению Церкви. Святитель Михаил сначала из греческого духовенства стал готовить добрых пастырей; в том числе сюда входит и умение учитывать местные условия, национальный характер, то есть пастырь должен был иметь некоторые миссионерские навыки.

Ситуация в Моравии и в Паннонии другая – здесь немецкое духовенство двух епископий, то есть Пассавской и Зальцбургской, лишилось источника дохода, а это их не устраивало.

В конце 879 года состоялось новое определение Римского папы о славянском языке, в котором написано: «Нисколько не противно истинной вере и правому учению петь обедни на том же славянском языке», то есть все определение Адриана II было восстановлено, как и постановление Венецианского собора 868 года, — «или читать Евангелие, или чтение (богослужебное) из Ветхого и Нового Заветов в хорошем переводе. И, вообще, отправлять обычные дневные службы. Ибо Тот, Кто создал три языка: еврейский, греческий и латинский — создал и все прочие языки в честь Свою и славу. Впрочем, повелеваем во всех церквах земли твоей, ради вящей торжественности, читать Святое Евангелие сначала на латинском, а потом уже в славянском переводе для тех, кто не в состоянии понимать латинского текста, как это и делается уже в некоторых церквах» (в католической Германии так делается до сих пор). «Если же тебе и твоим вельможам» — это уже обращение к Святополку Моравскому – «предпочтительнее слушать литургию на латинском языке, то мы даем это разрешение» (880 год, Рим).

Святитель Мефодий возвратился в Моравию оправданный, но с епископом Викингом, посвященным во епископа Нитрянского, то есть в области Мефодия. Паства равноапостольного Мефодия потихоньку разбивается и поляризуется на две партии: славянскую и про-немецкую. Сказано: «град, разделившийся сам в себе, не устоит». Пронемецкая партия славян по происхождению, мораван, получила себе возглавителя – епископа Викинга.

В самом Риме в это время прибавка «филиокве» еще не была утверждена и не встречала единодушия и среди Римских пап. Папа Лев III (796 – 816 гг.) решительно восставал против филиокве. Папа Иоанн VIII в переписке с Фотием относительно филиокве занимал вполне разумную позицию, то есть папа отрицает всякие прибавки к Символу веры.

События в Моравии начинают потихоньку напрягаться – растет противостояние, которое может разразиться катастрофой. Оружие клеветы было на время оставлено после оправдания Мефодия, но было принято оружие тайного слуха (по-русски «запечный шепот»). А именно, распространяется слух, что у Викинга – секретные полномочия следить за Мефодием, а дальше две клеветы. Первая, что грамота папы подложная, а вторая, что святитель Мефодий в Риме не признан архиепископом.

Все эти шепоты, слухи вьются вокруг княжеского дворца, но все-таки носителями их является духовенство и, тем самым, навлекает на себя прещения согласно 34-му правилу VI-го Вселенского Собора.

Мефодий жалуется в Рим на ковы и просит у папы не только заступничества, но и соизволения применить каноническое правило. Папа в ответ увещевает его – не давать значения сплетням, не предаваться унынию, но всему радоваться и, в том числе, и козням, по Апостолу – «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». То есть папа прямо ссылается на 1-е послание к Солунянам, глава 5, ст. 16-17 и это делается с намеком, так как Мефодий родом из Салоники. Как бы твоим предкам послано послание апостола Павла, тебе ли забывать!

У Тургенева есть выражение, что есть «случаи, когда деликатность неуместна, хуже грубости». То, что папа Иоанн VIII пошел навстречу главе государства и посвятил Викинга во епископа Нитрянского, это и позволило создать в Моравии сильную оппозицию антимефодиевскую. Эта оппозиция получила доступ ко двору Святополка, которого история гражданская называет первым резко выраженным антинационалистом в славянском мире. (У нас свой такой был Петр III, но ему не дали развернуться).

Начиная с 880 года Мефодий окружен травлей и клеветой, но не унывает. Собирает церковное совещание клира и мирян и на нем оглашает письмо папы. «Когда стали читать папское послание, то в нем нашли полное признание правоверия архиепископа Мефодия, равно и подтверждение того, что ему вручены от Бога и от апостольского престола все славянские страны». К этому времени положение Мефодия было уже до такой степени трудным, что епископ Викинг не был судим за клевету и это было ошибкой. (Русская Православная Церковь тоже при Александре I будет в похожих условиях.). Даже не было назначено расследование о слухах – кто распускает.

В конце 882 года скончался папа Иоанн VIII, который оставил по себе добрую память, даже в житиях православных христиан (например, житие Мефодия, принадлежащее его ближайшему ученику Клименту Охридскому).

884 год – святитель Мефодий решился на справедливую, но запоздалую меру: он отлучил от церковного общения епископа Викинга. Святополк воздержался от крайних мер; но в Рим передали кляузу на Мефодия, подписанную и Святополком. В Риме уже новый папа Стефан V. Ответ Стефана V не застал Мефодия в живых. Равноапостольный святитель Мефодий скончался на Страстной неделе 6 апреля 885 года.

О праведной кончине святителя Мефодия сохранились некоторые сведения. В Вербное воскресение народ собрался в церковь, но архиепископ Мефодий не мог уже встать с постели и благословил народ и князя, то есть простил Святополку все, и предсказал свою смерть через три дня, то есть в Великую Среду. Похоронен в Велеграде в церкви Пречистой Девы Марии.

Папа Стефан V вновь высказывается за филиокве и запрещает богослужение на славянском языке за исключением: «тех случает, когда делаются поучения простому народу. Или читаются Евангелие и Апостол в хорошем переводе на местный язык» — это послание папы Стефана V второй половины 885 года.

Это письмо не застало Мефодия в живых, но как только в Рим было послано официальное уведомление о кончине святителя Мефодия, то в преемники ему прямо назначался Викинг, запрещенный Мефодием, то есть запрет вменили в ни во что, а Викинга назначили, чтобы лишний раз не связываться – для простоты.

Мефодий оставил завещание, в котором он указывал как на преемника — на Горазда.

Правда, без законного избрания Горазда нельзя было поставить, но, во всяком случае учесть предсмертную волю Мефодия вполне можно было.

Назначение Викинга развязало руки оппозиции. И, тем временем, Горазд был избран клиром и народом во архиепископа Моравского.

Народ избрал Горазда, а Римским престолом был назначен епископ Викинг. Но сказано: «Дерзкая партия немецкая отстраняет Горазда от управления Церковью и воздвигает гонения на приверженцев Горазда». И сказано: «И украсились они исповедническими венцами».

Учеников и приверженцев Горазда даже продавали в рабство, притом и молодых священников, и дьяконов. Непосредственных учеников святителя Мефодия (память 27 июля) заковали в цепи и бросили в темницу. И это не немцы, а это мораване, столько лет ими окормляемые. Но Бог оправдал их: случилось землетрясение и с них спали оковы – чудо явное, чудо, подобное апостольским временам. Но не вразумились – на них нацепили другие кандалы, более тяжелые, но три дня спустя – новое землетрясение; и гром, гремевший без молнии и дождя и снова с них спали оковы. И в третий раз тоже самое, но сказано: «Ничего богопротивники не сказали князю Святополку» (князь все же боялся святых мужей, да и знамений тоже). Наконец решили, что дело нужно как можно быстрей «замять» и приказали выгнать учеников Мефодия из города и совсем из страны. Сделано было в духе «хрущевского времени», так как даже не озаботились их отправкой куда-нибудь, а просто отвели далеко за город (от Велеграда) и оставили там.

Равноапостольные ученики Мефодия насильно в Моравию и Паннонию возвращаться не стали, а отправились в Болгарию, таясь и идя в основном ночью. Благополучно прибыли в Болгарию и там соединились и всей группой были представлены равноапостольному царю Борису и с радостью были приняты им. Все это произошло в конце 885 года.

Апостольская миссия учеников Мефодия продолжалась уже в Болгарии под покровительством равноапостольного царя Бориса и затем его сына царя Симеона Болгарского.

В Моравии же продолжат жаловаться папе. Главные, с их точки зрения, смутьяны уже ушли, а продолжают жаловаться, но уже не на славянскую оппозицию, а на Викинга, что он не пастырь, а – волк. Тогда из Рима посылают комиссию из трех папских легатов, но комиссия бессильна, так как в стране начинается смута и церковная анархия. Папа Стефан V не находит ничего лучшего, как оспаривание права Горазда, которого уже нет в Моравии, и приглашает Горазда в Рим для решения дела. Горазд, Лаврентий и Ангеляр — в Болгарии, а Болгария – диоцез Константинополя.

Епископ Викинг занимается одним: изгоняет и вытравляет дело равноапостольного Мефодия. Самой непоправимой ошибкой папы Стефана V было посвятить Викинга, запрещенного Мефодием, в архиепископа Моравского, то есть вменить запрещение ни во что.

892 год – начинается новая война между Святополком и немецким королем Арнульфом. Викинг сбежал с кафедры к врагу, к Арнульфу. Арнульф в попрание всех церковных канонов сделал Викинга канцлером, тогда как духовное лицо не может занимать мирской должности. (Мазарини позднее – совмещал церковную должность и государственную и это было уже после Великой схизмы). В этом случае, Викинга сделали канцлером вопреки 4-му и 7-му правилам IV-го Вселенского Собора.

894 год – умер Святополк. Новая смута в стране и нападение Баварского королевства на Моравию. Нападение Баварии отражены сыном и преемником Святополка Моймиром II. Моймир II антинациональной политикой не отличался, он был совсем другого духа – он был в духе благоверного князя Ростислава Моравского. К сожалению, ситуация в стране была не благоприятной для гражданского и церковного мира.

По желанию Моймира II новый папа Иоанн IX в конце 899 года посылает в Моравию от себя архиепископа Иоанна и епископов Бенедикта и Даниила для самостоятельного церковного устроения Моравии.

Первая половина 900 года – протест Баварских епископов, направленный в Рим, где сплошной волчий вой – «Наше! Никому не дадим!».

Моймир II и народ, и папа Иоанн IX не стали отстаивать церковного дела и пустили все на самотек. Тогда Божье долготерпение преисполнилось и явился Божий бич – появилась в Европе новая орда, подобная гуннам и тоже тюркского происхождения – угры (мадьяры). (Происхождение неизвестно). Угры были откровенные язычники и притом язычники кровожадные — убийства иноплеменников по их вере сулило им благоденствие загробное. Поэтому угры отличались немыслимой жестокостью и навели ужас на всю Европу. В 907 году угры разбили и мораван и немцев и утвердились в Моравии и в Паннонии, где и находятся до сего дня — Венгрия.

Христианское просвещение этих стран отодвинулось на века, но спустя несколько веков (около 200-т лет), после Великой схизмы, – эти страны стали уже откровенно католическими.

Мораване, как этнос, как народ, вытесняемый уграми, стали двигаться к северу и остановились у водораздела Западных Карпат – это тот народ, который ныне называется словаками. (Чехия – это другой народ).

Историософские и историко-церковные выводы: Народ, не отстоявший себя церковно не в силах отстоять себя и государственно, и географически и даже этнически, то есть утрачивает самоназвание.


[1] Надо сказать, что в Придунайских областях проповедовал апостол от 70-ти Андроник; но после нашествия авар и гуннов в середине IX-го века христианство было забыто А Карл Великий был недавно; его все помнили.