История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №28а

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

Великая схизма. И немного после. Каносса.

  1. Состояние церковных дел в Риме в I половине XI века.
  2. Клюнийское движение. Общая характеристика.
  3. Римский папа Григорий VII (1073 – 1085).
  4. Западная часть Церкви и русский менталитет. Экклезиологическая концепция Ф.И. Тютчева. Заключение.

Если говорить о Каноссе, значит говорить о западной части Церкви, которая уже официально стала называться «католической». Но прежде чем перейти к событиям после 1054 года (год Великой схизмы), рассмотрим ситуацию, которая была в западной части Церкви непосредственно перед Великой схизмой.

С православной точки зрения примерно 200 лет можно наблюдать ужасающее духовное разорение церковного общества. Известно, например, что римский папа Бенедикт IX по ночам становился разбойником. Причём папа Бенедикт IX принадлежал к знатному римскому семейству графов Тускуланских. Этот римский родовой клан, можно сказать, захватил Ватикан, так как именно из этого клана уже был раньше папа Бенедикт VIII, затем брат его папа Иоанн XIX. Именно этот тускуланский дом провёл в папы 12-летнего мальца в 1033 году (папа Бенедикт IХ).

Конечно, всякие бывают беззаконники, но ужас заключается в том, что в Риме это никого не удивило; и вот этот ребенок, возложив тиару, специально изготовленную для него, стал выполнять церемониальные обязанности папы, включая совершение литургии.

Священные каноны устанавливают, что священник не может быть моложе 30-ти лет, а дьяконом – моложе 25-ти лет (см. VI Всел. соб., правило 14).

Подрастая, этот папа ринулся в самый оголтелый разврат, а потом, несмотря на роскошь и разврат, ему вообще надоело быть «папой», и он продал папство вместе с тиарой 1 мая 1045 года своему сопернику, некоему епископу, который и стал папой с именем Григорий VI. У папы Бенедикта IХ была и дополнительная причина такому поступку — он влюбился в дальнюю родственницу, представительницу другого важного семейства де Саксов (выходцы из Саксонии). Но отец претендентки поставил условие, чтобы папа женился на его дочери, а для этого папа должен был снять священнический сан и вернуться к своему прежнему мирскому имени Феофилакт. Папа Бенедикт IХ так и сделал, но отец претендентки изменил свое решение и сказал, что свою дочь разбойнику не отдаст. Все закончилось тем, что этот Феофилакт Тускуланский опять стал «драться» за тиару, пытаться восстановиться в сане папы и Риме стало два папы. В Риме этим, конечно, никого не удивишь, так как в Риме бывало и три папы, которые непрерывно анафематствовали друг друга.

И тогда мы вспоминаем Чаадаева Петра Яковлевича, который считал, что несчастьем для России было то, что она приняла именно Византийское православие, а не стала ориентироваться на Рим. Это можно объяснить только оголтелым невежеством Петра Яковлевича Чаадаева, каковым он и обладал в полной мере.

Не надо думать, что в Западной Церкви не было людей, которых бы не возмущали дела, творящиеся в Риме. В середине XI-го века в Бургундии возникло так называемое «клюнийское движение» в небольшом монастыре, где вдруг возникли ревнители благочестия. Действительно аскеты, действительно молитвенники и, главное, реформаторы. Некоторые реформы были разумны. Например, чтобы назначали пап не императоры (в основном, германские) Священной Римской империи, которые собирали соборы и проводили в папы своих ставленников, а, чтобы пап избирала коллегия кардиналов; это, конечно, ближе к каноническому избранию. Коллегия кардиналов избирает папу и по сей день.

С другой стороны, клюнийцы объявили себя врагами инвеституры. Инвеститура – это не торговля церковными должностями, т.к. торговали должностями сами кардиналы и епископы. Инвеститура – это посох или кольцо, которое надевает сюзерен, в чьей области епископ или кардинал вступает в свои права. Дело в том, что тогда традиционно епископская должность была связана с владетельными правами на епархию, и таким образом епископ или кардинал и даже игумен получал определенный доход. Но, вступая в должность, он должен был выкупать эти владетельные права (имущественные) у хозяина имущества, т.е. владетельного герцога, короля или императора.

Клюнийцы и стали настаивать на том, что если уж и платить выкупные деньги, то не королям, а именно папам, то есть Святому престолу в Рим и, следовательно, никакой инвеституры не надо.

Клюнийцы, далее, объявили несчастьем для Церкви брак священнослужителей и стали насильственно расторгать браки у духовенства (пресвитериата и дьяконата). По канонам только епископ должен быть безбрачен (см. VI Всел соб. правило 12). Клюнийцы натравливали на несчастных матушек мирян – многие сошли с ума. Это именно тот случай, когда последнее горше первого. Это то, что Господь говорил – когда к ризе ветхой пришивают заплату новую – дыра, значит, становится еще шире и последнее горше первого (см. Лк.5,36).

Конечно, с одной стороны никого не удивляли безобразия, творимые в Риме, но ведь никому в голову не приходило называть эти безобразия святыми. А главный деятель клюнийского движения некий Гильдебранд, будущий Римский папа Григорий VII (его называли – «святой сатана»), до сих пор в католичестве причислен к лику святых и не деканонизирован.

Что такое «Каносса»? Формально «Каносса» – это замок с тройным укреплением на севере Италии на границе графства Реджо с герцогством Пармским. Владелицей замка была некая синеокая Матильда. Мать Матильды – королева Беатриса, герцогиня Тосканская и отчим – Готфрид Бородатый – владетельный герцог средней Италии. По отцу практически весь север Италии принадлежал синеокой Матильде и как раз она была ревностной почитательницей Григория VII.

Григорий VII и вообще клюнийское движение было ревностным сторонником церковного чиноначалия. То есть, построение церковного чиноначалия: епископы областей, над ними митрополиты, над ними папские нунции («око папы» в поместных церквах), папские легаты, кардиналы и все это, наконец, венчается папой.

Это, конечно, — теоретически. Фактически, будучи даже в малых чинах, Гильдебранд управлял папами (сначала этих пап даже «сажал» на престол). Позднее не только «сажал» на престол пап, но и организовывал военное сопротивление соперникам и «сажал» на престол пап в Рим на штыках, ухитряясь договариваться с разными владетельными особами. Первым таким папой был Николай II, вторым – Александр II. Папа Александр II нрава был кроткого, но если он поступал в чем-нибудь вопреки воле Гильдебранда, то тот ругал его и растерянный папа спрашивал у своих приближенных: «Вы не знаете, чем же я его обидел?». В 1073 году наконец Гильдебранд возложил на себя тиару и становится Римским папой с именем Григорий VII.

Гильдебранд — имя немецкое и его предки происходили из Германии, натурализовались в Италии. Отец его работал столяром, то есть он был происхождения самого скромного и небольшого роста, жилистый; родился примерно в 1023 году. Затем стал монахом монастыря Клюни, но всегда интересовался германским императорским двором. Когда императором стал ребенок (Генрих IV), то регентшей при нем — его мать, вдовствующая императрица Агнесса. Гильдебранду удалось стать доверенным лицом вдовствующей императрицы и уже от ее лица он исполнял разные важные поручения.

Мы уже говорили о том, что папа Бенедикт IX продал свой священный сан и папскую тиару, а покупателем был человек, который принял имя папы Григорий VI. В 1045 году Гильдебранд оказался в Риме в качестве капеллана, а фактически – особо приближенный папы Григория VI.

Когда победил опять разбойник Бенедикт IX, Григорий VI вынужден был покинуть пределы Рима, уехать в Германию и вместе с ним уезжает и Гильдебранд.

Таким образом, эти будущие смертельные враги Гильдебранд и Генрих IV были давно знакомы.

Дальше начинаются события, которые не имеют никакого отношения к святости. Героями событий являются люди, которые понятия не имеют о цели христианской жизни – о стяжании святости. В то же время, события, которые будоражили западную Церковь, действительно были событиями много шумящими. Каносса на все века и до сих пор стала именем нарицательным.

Как же развивались события, начиная с 1075 года, когда императору Генриху IV исполнилось 25 лет? Император Генрих IV был человек морально не выдержанный и не любил ни в чем себе отказывать. И в начале переписка с папой Григорием VII (только два года он был папой) начиналась с увещаний: попридержать свои страсти. То есть, это была пастырская беседа, только не устная, а письменная. Но император Генрих IV был не из таких людей, которые позволяли бы себя учить.

Император Генрих IV был человек грамотный и писал не только на немецком языке, но и по латыни, то он ответил следующим посланием:

«Генрих, король, не захватом, а Божьей милостью, Гильдебранду, не папе, а вероломному монаху.

Это приветствие ты заслужил, сеятель раздора, рассылающий не благословения, а проклятия служителям Церкви. Я буду краток. Архиепископов, епископов, священников ты попираешь ногами, как рабов, у которых нет своей воли (это правда – Гильдебранд был человек властный – В.Е.). Ты считаешь их всех невежественными, себя одного – знающим.

Из благоговения к Святому Престолу мы терпели все это. Ты принял благоговение за трусость. Ты восстал даже против королевской власти, которая дарована нам Богом, и грозишь отнять ее у нас, как будто власть и государство не Господних руках, а в твоих. Христос призвал нас на царство, тебя на папство не призывал – ты достиг его хитростью и обманом. Позоря свою монашескую рясу, деньгами приобретаешь расположение людей, расположением – оружие и оружием — Престол мира.»

И так далее и в том же духе. Письмо заканчивается словами: «Я, Генрих, Божьей милостью король, вместе со всеми нашими епископами взываю к тебе: удались! удались!»

В Германии был созван собор, правда, одних немецких епископов, которые объявили папу Григория VII низложенным.

В церковном законодательстве западной Церкви были записаны некоторые положения о низложении пап. Право низложения пап не принадлежало епископам одной страны – для этого нужен был весь западный мир. Но все же таковой акт, хотя и поместный, но его можно назвать церковным. Можно сказать, что Германия (церковная) от Церкви, возглавляемой папой Григорием VII, отделилась.

Как Восток – дело тонкое, так и Запад – дело специфическое. Надо помнить, что еще со времен Карла Великого епископы Германии тяготели именно к германскому императору и очень мало обращали внимания на Рим.

У всякого императора всегда есть враги и все, которые были недовольны Генрихом IV, отказали ему в повиновении, пока он не примирится с папой.

Началась война дипломатий.

Синеокую Матильду в юности выдали замуж за представителя одной из знатных ветвей Италии Готфрида Горбатого. Брак оказался неудачным и после рождения мертвого ребенка супруги разошлись.

Генрих IV с согласия мужа Матильды Готфрида Горбатого обвинил папу Римского Григория VII в прелюбодействе с Матильдой.

Но это не соответствовало действительности, так как формально Григорий VII 7-й заповеди не нарушал, и Матильда была не любовницей, а горячей почитательницей папы Григория VII.

И именно в это время кто-то убил ее бывшего мужа Готфрида Горбатого.

Фактически ситуация была согласно выражению: «нашла коса на камень». Вдовствующая императрица, мать Генриха IV Агнесса приняла сторону папы Римского. Сам папа Григорий VII выступил с войсками Матильды на север Италии в надежде пройти в Германию. На севере Италии хозяйничали лангобарды и папу с войсками они не пропустили. Тогда папа Григорий VII и остановился (окопался) в замке Матильды в Каноссе.

Генрих IV, видимо, в глубине души не считал себя правым и решил, что с папой надо идти на мир и с небольшой свитой отправился на юг, перешел через Альпы и оказался в северной Италии. В это время Ломбардия, недовольная папой, приняла Генриха IV с полным радушием и предложила ему помощь, в том числе и военную. Генрих IV отказался.

«Каносса» проходила в течение трех дней с 25 по 28 января 1077 года. В январе на севере Италии холодно. Генрих IV простоял трое суток босиком в одежде кающегося, умоляя папу о милосердии. Наконец, папа, выдержав характер, смилостивился, снял с Генриха IV отлучение от Церкви, но отказался его короновать до собора епископов и королей, который должен был возглавлять он сам, папа Григорий VII. Традиционно императоры Священной Римской империи короновались папой. Собор и должен был решить судьбу Генриха IV. Тогда в душу Генриха IV закралось сомнение (его мать Агнесса до этого унижения не дожила – скончалась в конце 1076 года).

Все поведение папы Григория VII, который считал себя викарием апостола Петра, было злым презрением к апостольскому преданию, да и вообще надругательством над самим понятием пастырства. Главная парадигма, образец пастырства — это притча о блудном сыне. Это образ отца – как относиться к кающемуся: отец не дал своему младшему сыну даже договорить и т.д. Так что папа точно поступил не по-евангельски.

Генрих IV решил вернуться в Германию, но все, кто когда-то выражали ему поддержку и сочувствие, отвернулись от него с презрением: города закрыли ворота, а феодалы подняли мосты своих замков. В это же время в Германии избрали нового короля Рудольфа Швабского, но избрали без согласования с папой.

При возвращении в Германию Генрих IV победил Рудольфа Швабского; но ослеплять и казнить его не стал; затем вернул себе престол и приобрел сторонников. Стало ясно, что Генрих IV будет сопротивляться папе Римскому.

У папы Григория VII не было покаяния, и некоторые сподвижники осуждали его за это, например, кардинал Дамиани, который настаивал на том, что к германскому императору нужно относиться с максимальным добродушием.

А папа Григорий VII так изображает события Каноссы: «Генрих с малым количеством людей прибыл к стенам Каноссы, где мы имели пребывание. И здесь целых три дня у ворот замка, отбросив все царственное, в жалком виде, босой и в рубище, обливаясь непрестанно слезами, взывал он о милости и утешении апостолического нашего милосердия («апостолического нашего милосердия» это — прямое издевательство – В.М.). Так что всех, кто был здесь и знал об этом, он довел до чувства жалостного сострадания; вступаясь за него и просьбами и слезами, все дивились необычной жесткости нашего характера, а некоторые вопили, что мы являем собою не суровость грозного апостола, а лютость свирепого тирана.»

Что касается «грозного апостола», достаточно почитать послания апостола Петра, чтобы увидеть, что никакой суровости и, тем более, грозного апостола там нет. Наоборот, «пастырей ваших умоляю … блюдите стадо Христово какое у вас, не владычествуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (I Пет.5,1-3).

Дальше события вышли из-под контроля папы. Осенью 1080 года Рудольф Швабский был убит, но прямых доказательств, что руку убийцы направлял Генрих IV, не было. К этому времени Генрих IV договорился с севером Италии, то есть с Ломбардским герцогством. И весной 1081 года Генрих IV (ему 31 год) со своими войсками пришел в Италию. Генрих IV явился, чтобы наказать своего смертельного врага папу Римского Григория VII и возложить на себя императорскую корону. И чтобы это сделать, Генрих IV нашел другого кандидата на сан Римского папы – это был кардинал Равеннский Виберт. Еще раньше 25 июня 1080 года был созван собор в Бриксене в Германии, где избрали и поставили нового папу с именем Климента III. Таким образом, пап стало два.

Войска Генриха IV осадили Ватикан, а Григорий VII заперся в крепости Леонине, в Ватикане. Достаточно большая часть римлян признала Климента III и стала ходить на мессы к духовенству, поставленным и рукоположенным Климентом III.

Война Генриха IV с папой в самой Италии продолжалась 4 года. Наконец Григорий VII понял, что просто увещеваниями ничего не решишь и призвал в качестве союзника норманнского герцога Роберта Гискара. Роберт Гискар был воителем мало разборчивым, но одной пехоты у него в войске было 30000 и 6000 всадников и также особый корпус сарацин. Сарацины – язычники и разбойники.

Когда Гискар вступил в Рим, Генрих IV ушел в Германию, взяв с собой папу Климента III (антипапа).

Гискар отдал Рим своим войскам на трехдневное разграбление. Сарацины продали многих римских граждан в рабство.

Гискар не собирался оставаться в Риме и спустя несколько месяцев оставил Рим и ушел. Но вместе с ними и папа Григорий VII вынужден был уйти, так как было сильное возмущение римских граждан. Остановился он в Салерно и 25 мая 1085 года папа Григорий VII скончался.

Последние его слова: «Я всю жизнь любил правду и ненавидел беззаконие, за то и умираю в изгнании.»

История много знала таких римских пап, обладающих неимоверным самомнением. Был папа Иннокентий III (современник Франциска Ассизского), который говорил, что папа – это, конечно, меньше Бога, но больше, чем человек. Это папа, который не подходил к Святому престолу, чтобы совершать литургию, а ему, стоявшему посредине церкви, подносили чашу со Святыми Дарами. Безмерно зазнавшийся слуга, пользующийся чрезвычайным смирением Господина – Господа нашего Иисуса Христа.

После Великой схизмы нет признаков, что Западная Церковь стала процветать, скорее, напротив.

Обратимся к России и российскому менталитету. В начале лекции упоминался Чаадаев Петр Яковлевич. Чаадаев считал, что несчастьем для России было то, что она приняла именно Византийское православие, а не стала ориентироваться на Рим.

Более серьезно относился к проблемам Западной Церкви Фёдор Иванович Тютчев. Фёдор Иванович Тютчев был, конечно, более образован, чем Чаадаев, и он многие годы жил на западе. Всю первую половину жизни провел в Германии (с 1822 по 1844 год) и в основном в Германии католической. Его вторая жена, урожденная баронесса Пфеффель была немецкой католичкой. Тютчев вообще задумывался о церковных судьбах запада и считал, что без католической церкви запад не живет, а сразу начинает засыхать. Но относительно католичества у него не было никаких иллюзий («Папство и римский вопрос», 1846 г.).

В поэтическом творчестве Тютчева тоже чувствуется заинтересованность не только о своих, но и о чужих. Он ощущал западные боли как свои (болит сердце, можно сказать).

У Тютчева есть стихотворение:

Энциклика

Был день, когда Господней правды молот

Громил, дробил ветхозаветный храм,

И, собственным мечом своим заколот,

В нем издыхал первосвященник сам.

Ещё страшней, ещё неумолимей

И в наши дни — дни Божьего суда —

Свершится казнь в отступническом Риме

Над лженаместником Христа.

Столетья шли. Ему прощалось много:

Кривые толки, тёмные дела,

Но не простится правдой Бога

Его последняя хула…

Не от меча погибнет он земного,

Земным мечом владевший столько лет, —

Его погубит роковое слово:

«Свобода совести есть бред!»

«Свободы совести есть бред» – это выражение принадлежит Пию IX, содержавшееся в его энциклике 1864 года.

С точки зрения католического богословия (папистского) в церкви миряне — это такие недоразвитки и недоумки. Учителями могут быть только духовенство, а миряне могут быть не просто пасомыми, а только учащимися и только младших классов.

Почему «свобода совести есть бред»? Потому что миряне там лишены Святой Чаши и причащаются облатками; но главным образом «свобода совести» — это для взрослых, а миряне на всю жизнь обречены оставаться детьми. Потому «свобода совести» для мирянина — это все равно, что для ребенка заряженный пистолет.

Поэтому и Библию не давали в народ до 1845 года.

Беззаконники были и в Западной Церкви и в Восточной. Но чтобы такого человека, как Григорий VII, находящегося бесспорно в прелести, причислить к лику святых и до сих пор это оставить в силе!!!

Великая схизма была, конечно, несчастьем. Но ясно, что уврачевание этого раскола и этих застарелых болезней не может быть преодолено какими-то собеседованиями, симпозиумами.

Наше дело знать и судить о делах исторических в свете Христовой правды.