Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии
- Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество).
- Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом.
- Вопрос о Западной церкви: разные традиции или разноверие? 4-е запроса Фотия: догматические, канонические, уставные и икономические погрешности Римского престола.
Церковное строительство святителя Фотия (память 6 февраля) Константинопольского.
Центральные события Константинопольского патриархата.
С 847 г. – 856 г. – патриарх Игнатий. Характер его описывается известным византийским выражением – «муж святой простоты и простой святости». Абсолютно был чужд политики и больше занимался не патриархатом, а Константинополем. (Такие именно Константинопольские патриархи более всего устраивали Рим.) Патриарх Игнатий, однако, требовал благочестия и от императорского двора, и от императорской фамилии.
В 856 г. императору Михаилу III всего 16-ть лет, а он уже развратен до последней степени, пьяница, патриархом именует своего шута. (Его задушили через 10-ть лет). За императора правит кесарь Варда, дядя императора.
Чашу терпения патриарха Игнатия переполнило то, что Варда женился на вдове своего умершего сына. Игнатий требует расторжения брака и его низлагают без суда и ссылают на Канарские острова.
На место патриарха избран крупный ученый и светский чиновник Фотий.
Сразу возникает Студийская оппозиция – созывают свой импровизированный и, в сущности, незаконный собор в храме святой Ирины (Игнатий благословения не давал и своего представителя не посылал).
Студийцы защищают Игнатия и объявляют о низложении Фотия.
861 г. – в Константинополе собирается законный собор, который утвердил избрание Фотия. Папа Николай I этого решения не утвердил и настаивает на возвращении Игнатия.
Фотий делает решительный шаг, который впоследствии кладется в основу всей православной политики. Речь идет о правах автокефалии Константинопольского патриархата. (Тихон Московский в 1924 г. поступает так же против незаконных притязаний Константинополя). А именно, т.к. автокефалия имеет свои права, то Фотий ставит задачу – отучить недовольных апеллировать к папе и уничтожить вековые претензии Рима на авторитет третейского судьи в церковных спорах востока.
Спор о значении Константинополя приводит к вопросу вероучения – призвание Римского престола к ответу по догматическим вопросам. Фотий уничтожает традиционный принцип икономии – рассматривает его уже как закрывание глаз на догматические погрешности Рима. (поэтому еще до прошлого века православные в Риме назывались «фотианами»).
Здесь впервые в 866 г. возник спор о филиокве – окружное послание Фотия к предстоятелям восточных церквей. В этом послании приводятся все догматические, канонические, уставные погрешности Рима, которые «не могут быть терпимы в едином доме Божием» — это уже не разные традиции, а разноверие. Фотий продолжает: «это разноверие затрудняет каноническое, и даже евхаристическое общение востока и запада».
Различия:
- догматическое – филиокве – исхождение Святого Духа и от Сына. (икона «Отечество» написана явно под влиянием католичества).
- каноническое – обязательное безбрачие духовенства всех степеней (у православных – только епископ).
Пост в субботу, который запрещен апостольским правилом, кроме Великой Субботы.
- уставные: употребление молока и сыра в первую седмицу Великого Поста (сейчас весь Пост у католиков только без мяса).
- икономические: светская власть папы и притязание Римского престола на первенство не только чести, но и власти.
Окружное послание исходило от Фотия, которого Рим уже в апреле 863 г. анафематствовал на соборе в Риме вместе со священниками, которые при нем получили посвящение. Именно в ответ на это анафематствование (причем не за веру, что подчеркивал и Николай I, а за нарушение церковного мира и порядка), как бы, Фотий ставит дополнительную задачу – «речь идет не о мне, а о вере.»
Поэтому вероисповедная консолидация восточных патриархов в споре с Римом – Фотий понимал, что для того чтобы противостоять Риму, восточные должны действовать как монолит, а в это время на востоке – разброд: 2-ой Никейский собор в Антиохии и в Александрии неизвестен. Поэтому Фотий ставит вопрос о единой вере востока. И только при Фотии 2-ой Никейский собор получает утверждение как Вселенский (Римский папа тоже подписал орос Собора).
В чем специфика отношений Фотия с Римом?
Речь идет не о разрыве, об этом Фотий думает меньше всего, а Фотий призывает Рим исправить погрешности. (Силуан Афонский при разговоре с миссионером, который работал среди инославных, говорит, что начинать надо с любви). В принципе речь идет о спасении (сотериология) и о церковном строительстве – пусть разные традиции, но вера должна быть одна.
Поэтому Фотий выдвигает третье начало: он отказывается собирать против Рима специальный собор, а предлагает воспользоваться известными каноническими прещениями по соборным и апостольским правилам – все уже есть.
Фотий призывает Рим к ответу на основании церковного Предания и веры, которая была и есть содержима Церковью. Тут-то и сказался общецерковный принцип, который также взят на вооружение: держи, что имеешь, ничего не прибавляя и не отнимая.
Фотий борется за утверждение 2-го Никейского собора под председательством патриарха Тарасия в чести и в достоинстве VII-го Вселенского Собора. Единая вера – это авторитет 7-ми Вселенских Соборов; день 7-ми Вселенских Соборов празднуется в последнее воскресение перед Троицей.
О праве апелляции в Константинополь при неправильных действиях папы – это тоже вопрос. Но не на основании приоритета кафедры Константинополя (приоритет кафедры Рима никто не оспаривал), а на основании апостольских и Соборных правил, каковых Константинополь является надежным хранителем и блюстителем, т.е. на основании неизменного Священного Предания, содержимого в чистоте.
Фотий и укреплял Константинопольскую кафедру как хранительницу канонической правды Церкви и церковного домостроительства. (1000 лет Константинополь был верен, но начиная с XX-го века Константинопольский патриархат начал колебаться – выпадение из рук святого канонического свитка).
Для Константинополя сама фигура Фотия оставалась спорной – скончался около 811 г., а только в 1840 г. окончательная канонизация.
Вторым делом Фотия было просвещение славянского севера.
В (Откр.3) Сам Господь указывает на сильные и слабые стороны Церкви: «…но имею против тебя…».
Главное, что должен был иметь запад – это стремление к единству, причем не дисциплинарному, а в вере и истине.
Алексей Степанович Хомяков примерно в 1840 г. заметил, что даже если совершится согласие в вере, даже если будет достигнуто единомыслие, то это еще недостаточно.
Нужна воля к единству, т.е. нравственное стремление к любви.
Можно присоединиться к Символу веры, отказаться от догмата 1854 г. о непорочном зачатии Девы от земных родителей, а единения не будет.
Фотий очень вовремя поставил вопрос о единстве веры в любви. До этого Рим очень дорожил и первенством по чести и правом третейского суда и т.д. А патриарх Фотий утверждал иное – прежде всего догматическая и каноническая истина, содержимая всей Церковью и идущая от апостолов – это и есть то основание и то сокровище, на котором мы все утверждаемся и которым мы все дорожим.