История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №26

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

Завершение иконоборческого периода. Торжество Православия – март 843 г.

  1. Церковная политика императора Михаила II и его сына Феофила. Агония иконоборчества.
  2. Мероприятия правительства императрицы Феодоры. Удаление патриарха Иоанна Грамматика, избрание патриарха Мефодия и малый поместный собор во дворце – март 843 г.
  3. Патриаршее служение святителя Мефодия. Великая чистка иконоборцев, борьба с правой оппозицией.
  4. Заключение:
    • полномочия мирской власти в церковных делах;
    • вопрос о консолидации и церковном единстве.

Первые же шаги императора Михаила II свидетельствовали о растерянности – «кто установил, тот и дает ответ Богу» — с этого и начинается агония иконоборчества.

Твердую политику пытался проводить Феофил – опять появились мученики, так называемые «начертанных». Опять святитель Мефодий был в заключении. Феофил доходил до того, что на лицах исповедников писали стихи Феофила, обличающие этих исповедников – «начертанные». Михаил проправил с 820-825 г. В 824 г. для успокоения общественного мнения, возмущенного самозванцем, он женился на родной дочери Константина VI Ефросинии – внучке Филарета Милостивого. Преподобный Феодор Студит вызван в 821 г. в Константинополь, чтобы не примкнул к самозванцу Фоме (вряд ли!).

Патриарх Никифор и Феодор Студит возбуждают перед новым императором законное ходатайство о созыве нового собора и об отмене императорской иконоборческой политики. Ходатайство отклонено правительство Михаила согласно только на референдум.

В 823 г. самозванец Фома разбит и казнен. Феодор Студит вновь в ссылке – на берег Босфора. 11 ноября 826 г. он скончался и погребен на острове Принкипо. Михаил II пытается дело с иконами спустить на тормозах – пишет папе Пасхалису I и императору Священной Римской империи Людвигу Благочестивому (это послание сохранилось и обличает Михаила II как человека, не разбирающегося в богословии, но по-своему благочестивого).

Аргументы Михаила II против иконопочитателей:

  • путаница понятий продолжается – игнорируется восхождение к первообразу в почитании икон;
  • пытается противопоставить почитание Честного Креста и почитание икон (VII-й Вселенский Собор подчеркнул их равнозначность);
  • «молитвами у икон просят помощи». На самом деле просят помощи у первообраза, у Христа, у Божией Матери, у святых;
  • из икон иконопочитатели делают восприемников при крещении (это уже веяние века). Господь, конечно, иногда дает в защиту кроме, небесного покровителя и ангела хранителя, еще кого-нибудь, но это – исключение. Восприемники – люди.
  • некоторые из священников соскабливали краски с икон, смешивали со Святым Причастием и этим причащали;
  • использовали иконы с мощевиками вместо антиминса;
  • устраивали в домах церкви с иконами.

Михаил II предлагал снять иконы с низких мест, где можно ставить свечи, но оставить их на высоких местах, «чтобы невежественные и слабые люди не воздавали божественного поклонения иконам и не зажигали перед ними свечей» — умеренное иконоборчество.

Михаил II был человеком искренним, добросовестным и опасался и Рима, и пропаганды в Риме. В это время в Риме и в греческой Италии продолжают посвящать священников для Константинополя.

В 829 г. на престол вступает Феофил I и, хотя его отец вступил на престол после убийства императора Льва V, первый его шаг – казнь убийц Льва V. (императора Льва V убили в алтаре – отбивался он и крестами, и подсвечниками и т.д.).

Еще при жизни Михаила Евфросиния настояла на том, что для наследника престола нужно устроить царские смотрины. В 828 г. смотрины были устроены – выбрали Феодору. Феодора была из тех же мест, что и мать Евфросинии – из Пафлагонии, т.е. север Малой Азии, а в провинции практически не было иконоборчества. Феодора водворяется во дворце вместе с матерью Феоктистой, дядей Мануилом (брат Варды), т.е. целый клан. Рождается 5-ть дочерей и сын – будущий император Михаил III Пьяница. Дочерей воспитывает бабушка, а сынок – в небрежении. Феофил занят войной с арабами с переменным успехом и в 838 г. серьезное поражение от арабов при Амовии.

В церковной политике этот император во всем следует принципам своего отца, но умеренность постоянно нарушается и пафос против иконопочитателей тот, что «вы постоянно противитесь императору ромеев».

После смерти патриарха Феодота патриархом становится Иоанн Грамматик – воспитатель императора и председатель комиссии 814 года. Когда Иоанн был функционером, то проявлял хитрость и ловкость, но на патриаршем престоле он оказался совершенно бессилен – это признак, что движение иконоборцев выдохлось.

В 842 г. умирает Феофил и на смертном одре заклинает свою супругу Феодору не пускать этих идолов (иконы) в церковь, а придерживаться честных крестов. Но все же на смертном одре у него был вопль о Церкви, т.е. индифферентных людей в вере не было.

Как только похоронили императора Феодора негласно обращается к оппозиционному духовенству и ставит одно единственное условие для изменения своей политики – это загробное прощение умершего мужа и молитвы за него. Условие было принято.

Мероприятия Феодоры с конца 842 г. отличаются от мероприятий Ирины, т.к. при Ирине иконоборчество поддерживалось определенными социальными слоями, а сейчас не поддерживается никем.

  1. Организуется, как бы, черный кабинет, т.е. регентский совет под председательством императрицы Феодоры и на этом совете принимается государственное решение – вернуться к почитанию икон (аналогичное решение принял и Сталин в 1943 г.);
  2. Этот же совет принял опять-таки государственное решение – удалить с патриаршего престола Иоанна Грамматика. Его уведомили, что правительство приступает к восстановлению иконопочитания, и предложили ему или выразить согласие, или оставить патриаршество.

Иоанн Грамматик симулировал вооруженное нападение государственных чиновников на свою персону. Позднее он был обвинен в том, что сам себе нанес удар, т.е. обвинялся в попытке самоубийства и ссылается в монастырь, который находился в его поместье. За то, что он в досаде выколол глаза у иконы Спасителя его по приказу Феодоры высекли, но от причащения не отлучили. Позднее Иоанна Грамматика увещевал молодой Константин Философ, будущий равноапостольный Кирилл.

  1. В марте 843 г. избирают в патриархи святителя Мефодия Константинопольского – монашеский стаж 30-ть лет, в иеромонахи посвящен в Риме;
  2. Принято решение о перенесении мощей патриарха Никифора, скончавшегося в 829 г.;
  3. Из ученого духовенства было составлено совещание с заданием – подобрать тексты из Священного Писания и трудов святых отцов, указывающие на правомерность почитания святых икон;
  4. Был созван малый поместный собор во дворце Цель собора под председательством святителя Мефодия – восстановить авторитет 2-го Никейского собора и признать декабрьский собор 815 г. при Льве V незаконным и разбойничьим, т.к. он был без патриарха.;
  5. Обращение царицы Феодоры к народу. И в первое воскресение Великого Поста 6 марта в храме Святой Софии были прочитаны статьи собора, синодик и похвалы подвижников православия.

Все анафематизмы Торжества Православия были безымянными – как бы отрицательное исповедование веры. В частности, среди анафематизмов был такой: «Всем, кто писал (пишет) какие-то порицательные сочинения против святых патриархов Тарасия и Никифора — анафема». Автор этого документа патриарх Мефодий. Анафематствованы были действия, а не лица, поэтому все сочинения Феодора Студита против патриархов подпадают под эту анафему. Феодора Студита уже нет в живых, но есть его последователи: Навкратий – игумен Студийский (наус — корабль) и Афанасий – игумен монастыря Саккудион, где когда-то подвизался и Платон.

Кроме этого были еще и духовные назидания патриарха Никифора: «Если даже весьма немногие останутся в православии и благочестии, то они – суть Церкви».

В январе 844 г. – торжественное перенесение мощей Феодора Студита в Студийский монастырь и начало смуты, уже правой Студийской оппозиции.

Перед Мефодием стоят две задачи и главной из них он считает консолидацию церкви, а затем – установление правильных отношений с государством. Для этого надо было поставить авторитет патриаршего престола на недосягаемую высоту. Если Тарасий говорил: «Простите, в Константинополе есть епископ», то Мефодий выражается иначе: «Епископов много, а отец у вас один и это я».

Мефодий утверждал, что не епископат в целом – преемник апостолов, а только предстоятель кафедры поместной церкви (Римское влияние). (Надо различать преемство служения апостольское, которое не зависит от должности и чина и преемство рукоположений. Преемство рукоположений относится ко всему епископату).

Действия Мефодия:

  • Тот православный клир, который получил посвящение при Никифоре или в Риме, или в Италии и не уклонялся в иконоборчество – вне подозрений.
  • Те, кто получил правильное и законное рукоположение, но уклонился в иконоборчество подлежали низложению. И таких оказалось около 20 тысяч, да еще и с семьями, но всех так или иначе устроили в разных благотворительных учреждениях, но не выше псаломщиков.

Преподан урок – безумно переходить на сторону власти, если она посягает на Церковь – Церковь хранит Господь. (Отличие акта патриарха Сергия 1943 –1944 г. в отношении обновленцев: люди, получившие правильное рукоположение, после покаяния восстановлены, а которые получили посвящение от обновленцев – извергались из сана, т.е. меры более умеренные).

С правой оппозицией еще надо было разбираться. Оба игумена никогда не пытались распространять сочинения 811 г. Феодора Студита, которые теперь подпали под анафему (игумены пытались замолчать этот вопрос). Мефодий приказал выискивать даже списки этих сочинений. Студиты отказались выдать и их всех отлучают от церковного общения. К Мефодию обратились с ходатайством о прощении монахи лавры святого Саввы Освященного и монастыря Саккудион, т.е. единомышленники, но не подпавшие под запрещение. Ведь фактически Студиты отказались предать учителя, а Мефодий им пишет так: «Как вам и нравилось, вы отсечены, и как вам любо – отколоты и поскольку по природе не входите в стадо, словно какие-то одинокие кабаны и одичавшие вепри, что вам и было по душе, чтобы растление ваше не вредило людскому множеству».

Отлучение было, но никаких других действий не последовало. Господь оказался милостив к обеим сторонам. Мефодий дождался 13 марта 847 г., чтобы прошло ровно 33 года после удаления Никифора, чтобы провести параллель с Иоанном Златоустом, мощи которого тоже вернули в Константинополь через 33 года после изгнания, и – торжественное возвращение мощей Никифора. 14 июня 847 г. патриарх Мефодий скончался (прославлен).

В патриархи по инициативе государственных чиновников был избран Игнатий – сын императора Михаила I (прославлен). Игнатий почитал Феодора Студита и смягчил политику Мефодия – предложил вернуться Студитам в церковь без всяких условий, но анафематизм 843 г. — остался. В июне 847 г. – закончилась Студийская оппозиция и в Церкви водворился мир.

Выводы:

  1. Иконоборческий период длился с 726 г по 843 г. Этот столетний период характерен тем, что это была война между Церковью и помазанными императорами.

Константинополю было показано, что вопреки новелле Юстиниана, император в делах по сохранению догматов Церкви, достоинства священства и соблюдении канонов – помощи Божией не получает.

Государство религиозной силой быть не может и не должно.

Нравственный авторитет Церкви может и должен оставаться непоколебимым вне зависимости ни от какого способа правления и, тем более, от личного достоинства возглавителя государства.

  1. В этот 100-летний период шла борьба святителей Константинопольских (подряд четыре святых патриарха: Герман, Тарасий, Никифор и Мефодий) за консолидацию Церкви, за церковное единство, т.к. только спаянная Церковь и иерархическая организация может противостоять любому натиску извне.
  2. Для хотя бы критики предстоятеля необходимым и достаточным условием является уклонение его от истин святой Православной веры, т.е. от догматов.
  3. Практически сам ход церковной жизни определил права и внутреннее устроение поместной церкви, т.е. внутренние законы автокефалии, хотя последовательную борьбу за автокефалию Константинополя проведет патриарх Фотий позднее (родственник Тарасия).

Самым опасным оказалась попытка слияния государственной власти и церковного управления. Этот период ясно показал, что, чем четче проведена здесь граница, тем лучше и государству и Церкви.