История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №23

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

Иконоборческий период 726 г. – 843 г.

  1. Церковно-политическая ситуация после смерти Константина V Копронима. 775 г. – 784 г. Уход на покой патриарха Павла (784 г.).
  2. Избрание на Константинопольскую кафедру святителя Тарасия (784 г. – 806 г.).
  3. Контрпропаганда, борьба за Церковь. Подготовка, открытие и срыв VII-го Вселенского Собора: август 786 г.
  4. VII-й Вселенский Собор: сентябрь – октябрь 787 г. Учительский подвиг отцов VII-го Вселенского Собора.

775 г. престол империи переходит к старшему сыну Константина V Льву IV Хазару, который был коронован отцом в 750 г. и юных лет был соправителем.

В 770 г. у Льва и Ирины родился сын Константин VI Багрянородный. И вдруг в 780 г. в возрасте 31 года Лев IV Хазар скончался. Версии причины его смерти были разные: партия монашествующих настаивала на том, что он был поражен Богом за святотатство, т.к. изъял из церковной сокровищницы одну из императорских корон, подаренную еще или его дедом, или его отцом в храм Святой Софии. Партия государственническая обвиняла Ирину в отравлении, т.к. перед этим у них была ссора так, что императорская чета разошлась по разным половинам дворца.

Прямых данных об отравлении не было, да и, во-первых, сын Ирины был уже коронован, и сама Ирина регентшей не была назначена, во-вторых, у Льва IV было 5-ть единокровных братьев (от одного отца). Поэтому регентом мог быть любой из братьев, да, в принципе, и престол мог захватить. Из 5-ти братьев Льва два имели титул – кесарь, а один титул нобилиссима (светлейший).

Ирина в первые годы своего царствования была чистой воды византийский политик, т.е. «вдохновение, осложненное хитростью» (В.В. Розанов). Она постоянно использовала то, что у нас называется -–ход конем. Например, проводила политику замещения епископских кафедр и всякий раз – представителями черного духовенства (в это время еще не было закона, что епископ – только монах). (Целибатное духовенство – не женатый священник, дьякон).

В мае 776 г. раскрыт заговор Никифора – 2-ой единокровный брат императора, т.е. еще при жизни Льва IV. Никифора, видимо не без влияния Ирины, насильно постригли в монахи и сослали.

Таким образом, резко меняется отношение к монашеству. Ведь при Константине V именно монахам угрожали пытками и казнями, если они не отрекутся от монашеских обетов. И вот проходит каких-то 7-8 лет и начинают насильно стричь.

В сентябре 780 г. скончался Лев IV и только в конце 780 г. учреждено регентство Ирины – Константину VI – 10 лет.

В 780 г. раскрыт второй заговор, в котором опять замешаны дяди императора. Но на этот раз все участники заговора, кроме членов императорской фамилии, высечены публично и опять пострижены в монахи и сосланы.

Все эти события показывают на дестабилизацию государственной власти. Важно всегда видеть фон событий, а тем более, видеть декорации — вместо преследования монашествующих, оно вновь обретает, хотя бы и через статус наказания, легитимность.

Ведь того, что делал Константин с монахами, больше никогда не было. Например, выстраивал парами монахов и монашек и заставлял их маршировать по ипподрому, чтобы жители могли кидать в них всякую дрянь.

После второго заговора, лиц императорской фамилии насильно постригали в монахи — и даже возводят в священнический сан, чтобы они по воскресеньям раздавали народу причастие.

Благочестия в этом не много. Сам чин пострига предполагает полную добровольность, тем более пастырское служение, которое сопряжено с ответственностью. Насильно посвящать в священники — это издевательство и над таинством рукоположения и попрание благочестия. (Наши цари частично использовали этот опыт, т.е. насильное пострижение, но, в основном, женщин, а в Византии и мужиков стригли как баранов).

В конце 780 г. Ирина приступает к большой политике, которая сразу же получила крен на Запад. Это, прежде всего, примирение и установление союза с Карлом Великим — обручение Константина VI с дочерью Карла Ротрудой. Напомню, что еще при Льве III Рим разорвал каноническое и литургическое общение с Константинополем.

В 784 г. снимает свои обязанности Константинопольский патриарх Павел и уходит на покой, но перед своим уходом он благословляет Ирину на созыв собора (прославлен Константинопольским патриархатом).

На патриарший престол был избран бывший статс-секретарь правительства Ирины — Тарасий, из мирян, — святитель Тарасий. Интронизация — Рождество 784 года.

При непосредственном участии патриарха Тарасия начинается активная контрпропаганда. Дело не только в иконах. Во время императоров исаврийской династии достоинство Константинопольской кафедры получает такой урон, что Константинопольская церковь становится какой-то вывеской империи.

Константин V (как и Петр I) берет курс на полное присвоение себе функций руководства своими подданными и в духовной и в нравственной сферах.

Патриарху Тарасию надо было сделать так, чтобы ликвидировать этот развал, не внося нового соблазна. И, прежде всего, — это разбойничий собор 754 года, его решения, причем многие епископы, члены этого собора, еще были живы, пребывали на своих местах и в своем достоинстве. Да и вновь поставленные получили рукоположение от тех же епископов-иконоборцев. Такова была ситуация 784 года.

Надо еще уметь учитывать социальную психологию церковного общества. Например, то, что Константинопольский патриархат находился в расколе со всем Востоком и со всем Западом и, главное, — это никого не волнует! И такие изоляционистские настроения были всеобщими, ведь на соборе 754 года заседало 338 епископов, т.е. больше, чем на многих Вселенских Соборах.

Тарасий и Ирина в это время действовали в полном согласии.

Ирина, в своей манере, предложила очередной ход конем — вызвать из эмиграции иконопочитательское духовенство, бежавшее в Италию, на Сицилию при Константине V.

Святитель Тарасий становится во главе деятельной подготовки VII-го Вселенского Собора. При этом надо было убедить народ, что все три патриарха, которые были при Константине V и Льве III, выбирались с каноническими нарушениями и, в сущности, — не законны.

Существует 30-е апостольское правило — епископ, получивший хиротонию с помощью мирских начальников, является не законным и не должен приниматься в общение. Впоследствии VII-й Вселенский Собор своим 3-м правилом еще раз это подтвердил.

В принципе, согласно этому правилу, в Русской Православной Церкви (РПЦ) синодального периода весь клир был не законным, потому что все епископы утверждались императором.

Первая задача для патриарха — это произвести в умах переворот, что у царей — одни обязанности, у епископов и священников — другие и смешивать эти вещи недопустимо.

Позднее даже в церемониале посвящения патриарха при возглашении аксиос — император обязан был отойти назад, чтобы даже по ритуалу показывать, что император в данном случае — только наблюдатель.

Были посланы известительные грамоты об избрании Константинопольского патриарха всем восточным патриархам и папе Римскому Адриану I. От всех патриарх Тарасий просил прислать полномочных представителей, т.е. оповещал весь православный мир о подготовке Вселенского собора. (от папы Римского были присланы два пресвитера — обоих звали Петр — с правом решающего голоса).

Назначено, что собор открывается в третий день Успения, т.е. 17 августа 786 года в церкви Святых апостолов.

На собор, кроме участников, прибыло много черного духовенства и участников бывшего Иерийского собора 754 г., причем последние прибыли из чувства самосохранения.

В это время произошел первый срыв — взбунтовались гвардейские части, гвардия Константина V, для которых, конечно, все, что делал император было хорошо, и недовольные епископы поддержали это выступление. Гвардия говорила — мы знаем нашего императора, а кто такая Ирина? Гвардейцы ворвались в церковь, и Ирина вынуждена была просить собрание разойтись, чтобы не подвергнуться поруганию. Открытие собора было сорвано.

Первое, что предприняла Ирина (786 — 787 г.), — это то, что она обращает внимание государственного совета на не спокойствие восточных границ. Туда направляет, в начале, армейские части, а потом, три недели спустя, в подкрепление им — и гвардию. Столица оголена и для ее охраны призывают части из Фракии, где сплошь иконопочитатели, т.е. опять такой ход конем. Остатки старого столичного гарнизона расформировываются.

787 год — были посланы новые известительные грамоты о соборе, но место проведения — Никея. Собор долгое время назывался — 2-ой Никейский собор.

24 сентября 787 года открыты заседания VII-го Вселенского Собора, папские легаты были.

Сразу стало ясно, что участники Иерийского собора действовали по конъюнктурным соображениям, поэтому, выпив чашу позора, они приносят покаяние и произносят исповедание о почитании Божией Матери и святых. После покаяния им было даровано прощение.

Нигде в документах собора не фигурирует слово – «иконопочитатели», только христиане. Собор подчеркивает — мы действуем только по Преданию.

Собственно, вопросу об иконах было посвящено четвертое заседание собора. Были зачитаны места из Священного Писания и святоотеческих творений, подтверждающие обязательное почитание святых икон.

Орос VII-го Вселенского Собора начинается с указания догматического обоснования иконопочитания. «Почитание икон служит нам по уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова».

«Подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагать во святых Божиих церквах на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камней, и из другого вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Непорочной Владычицы нашей Богородицы, ангелов и всех святых … для восхождения к первообразу», т.е. к тем, кто изображается, а не к самим изображениям.

Изображением надо оказывать почитание, а не поклонение, ибо честь, воздаваемая образу преходит к первообразу и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображения на ней.

Собор обращает главное внимание на то, что есть восхождение к первообразу (а это было у Иоанна Дамаскина) и собор утверждает дидактическую, т.е. учительную сторону иконопочитания. Указывает на прямую связь Господа, Божией Матери и святыми через посредство икон. «Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают».

Нет четкого разграничения на иконы чудотворные и обыкновенные. Чудотворные иконы возникают, когда Господу или Божией Матери, или святым во время благопотребно благоугодно бывает прославить именно этот образ.

Замечания.

Из-за того, что Византийская поместная церковь находилась в разобщении с Римом, это привело к тому, что к Риму были сделаны особые шаги: на первом заседании VII Вселенского Собора был прочтен Символ веры по-гречески — без филиокве, и по-латыни уже с прибавлением филиокве (видимо, не придавали этому значения).

Первым, кто заговорил о незаконности филиокве, был патриарх Фотий, но только через 100 лет. А пока эта прибавка — филиокве — считается не существенной и связанной с неадекватностью греческого и латинского языков.

Орос VII-го Вселенского Собора завершает тему христологическую, ибо изображение Второго Лица Троицы напоминает о действительном, а не о воображаемом вочеловечивании Господа.

Но оставались еще проблемы и, прежде всего, — разделение Церкви и государства. В этом вопросе, кроме ороса, есть еще и правила Собора, которые акцентируют внимание на независимость Церкви, на ее собственных внутренних законах и на ее собственной внутренней самоуправляемости.

3-е правило Собора — «Всякое избрание во епископа или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками да будет недействительно по правилу», т.е. по 30-му апостольскому правилу и по 4-му правилу I Вселенского Собора – каждый епископ избирается епископами. «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же если сие не удобно или по надлежащей нужде или по дальности пути, то три епископа вкупе да соберутся…». Утверждает решение – митрополит.

Церковь, как бы, предупреждает своих членов о недопустимости участия мирских начальников в церковных делах.

5-ое правило говорит о «симонии», т.е. торговле благодатию (от Симона-волхва) – поставление в священническую степень за деньги.

На Соборе впервые председательствовал патриарх, а не император.

Константину VI – 17 лет и он мог уже исполнять церемониальные обязанности, но этого не хотела Ирина, т.к. она, как женщина, председательствовать не могла и во время проведения Собора она сидела на хорах.

К уклонившимся в раскол епископам Собор подошел милостиво. Епископы, которые просто уклонились, будучи понуждаемы, но принесли покаяние — прощались, а епископы, устраивавшие незаконные сборища, совещания без ведома патриарха, — таковых удаляли на покой с сохранением достоинства.

Это общее прощение привело к оппозиции. Студийский монастырь (находится прямо в Константинополе) оказался средоточием и глашатаем церковной акривии, т.е. строгого исполнения церковных правил, церковного законничества.

788 г. – 789 г. оформилась оппозиция, получившая название протостудийская, т.е., как бы, предстудийской. Настоящая студийская оппозиция еще только будет.

В среде черного духовенства возникли громкие возражения – Зачем простили?! Студийский монастырь ратовал за жесткие наказания. Патриарх Тарасий оказался между двух огней: нужно было сохранить мир и вернуться к каноническому, догматическому и уставному устройству Церкви.

Эта противоположная тенденция, восходящая к апостольскому «служению примирения», ставящие во главу угла – хранение церковного мира, — получила название икономия – домостроительство (ойкос (гр.) — дом).

Протоколы VII-го Вселенского Собора были переведены на латынь, но очень неряшливо, с большими огрехами. На основании этих огрехов возникнут новые скандалы в Западной Церкви – Каролингские соборы (от Карла Великого).

23 октября Собор закрылся и в декабре 787 года наступает, как бы, затишье, но уже видно, что над церковным обществом опять собираются тучи.