История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №1

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

  1. Пятидесятница – рождение Церкви.
  2. Кто такие святые? Преображение человеческого естества Духом Святым.

После распятия Христа ученики всегда пребывали – «…двери затворенными страха ради иудейска». После того, как Господь являлся им в течении 40-ка дней, сомнения отпали, и первенствующая Церковь как бы замерла, потому что старое кончилось, а новое еще не началось.

Господь предупредил их – «…вы примете Силу, когда на вас найдет Святой Дух» — Церковь должна была родиться в Силе и Славе Божией, как род новых людей.

На Пятидесятнице на утрене читается (Ин. зач.65) – «…дунул и сказал: примите Дух Свят…», то есть Церковь постоянно вспоминает о том, как Господь дунул. Зачем?

Девять дней Церковь пребывала как бы затворившись, вернее, пребывала в молитвенном ожидании и в это время апостол Петр засвидетельствовал, что нужно восполнить двенадцать (Д.1,21) вместо отпавшего Иуды.

Благодать Духа Святого первенствующей Церкви дана, но еще недостаточно – это как бы утробный период. Серафим Саровский свидетельствовал, что этим дуновением Господь восстановил своим ученикам Адамову благодать – благодать Адама первозданного, утраченную им при грехопадении, а уже то, что явилось при Пятидесятнице – было преизбыток благодати – благодать возблагодать!

Уже спустя многие годы и когда апостол Павел объясняет, каков должен быть христианин, то он постоянно употребляет термин – новая тварь (Фил.2,5), (Еф.4,13), (2Кор.5,13), (Кол.3,9).

Христиане – это те, кто во всем руководимы Духом Святым. Это тот, кто утратил всякую самость и облекся во Христа. Это тот, кто имеет ум Христов. Это тот, кто имеет возраст Христов. Когда Господь беседовал с Никодимом (Ин.3,1-13), то Он подчеркивает, что должно родиться свыше. И все это – различные наименования святости.

В Деяниях описано каким образом рождена Церковь – «…шум, …разделяющие языки почили на каждом из них». Апостол Павел позднее поясняет, что языки — суть знания (1Кор.2,5-22). Умение говорить на разных языках – здесь только свидетельство для новых и вновь пришедших людей – человек исполнился Духа Свята. В будущем этот дар понадобится апостолам, т.к. им придется побывать во многих местах и в разных странах, но это в будущем, а здесь – это просто знак, что рождение свыше состоялось! Первенствующей Церкви этот дар пока как бы бесполезен. (Церковь постоянно вспоминает это событие, так как в память о нем на Пасху Евангелия читаются на разных языках).

А все же, что значит исполниться Духом Святым в истинном смысле, так как в антропологическом смысле, ведь способность говорить на разных языках – это только – признак.

Адам первозданный был создан из праха земного (Быт.2,7) и создан был в естестве в трехсоставном: тело – душа – дух. Этот дух человеческий обладает от Господа по своему творению огромной силой, но свойство человеков (по Феофану Затворнику) в том, что дух человека, не соединенный с Духом Святым, не может управлять душой и телом, а попадает к ним в рабство (в зависимость). Адам совершил свое падение и отпадение не тогда, когда вкусил плода, а когда поверил диаволу и не поверил Богу, когда нарушил союз любви. Святой Дух никого не держит насильно, то есть если нарушены узы любви, то Святой Дух оставляет человека без Себя.

Что происходит с Евой? У нее просыпается душевное – это то, что апостол в последствии скажет (1Кор.2,14) – душевный не понимает того, что от Духа Божия, ибо обо всем надо судить духовно. Если этого нет, то это как раз и есть рабство духа душе.

Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмоциональная). В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души, тогда человек становится рационалистом, если у волевой – фанатик, если у чувствующей то, что называется – человек настроения, то есть душа передоверяется впечатлениям (художник, например, в дурном смысле этого слова).

Наконец, дух спускается ниже и оказывается в рабстве у не разумной части души – поднимаются страсти, гнев, развивается чрезвычайное воображение, появляется печаль, уныние, беспричинная тоска.

Страсти развиваются и, наконец, дух спускается еще ниже и попадает в рабство плоти. И это уже – плотской человек и, следовательно, появляются соответствующие пороки – чревоугодие, блуд и т.д.

Именно, духовного человека называют святым. (апостолы спрашивали: «…приняли ли Духа Святого», а они не знали). Состояние подчиненности духа душе и плоти не нормально, так как нарушено естество человека – нет соединения с Богом.

Стяжание Духа Святого[1]всетворческое соединение Духа Святого с духом нашим – это цель христианской жизни.

Чудо первенствующей Церкви в том, что эта цель была достигнута внезапно – Церковь рождена. Теперь дух человеческий, соединенный с Духом Святым, управляет душой, душа, облагодатствованная благодатью Святого Духа, управляет телом, а тело само исполняется благодатью так, «что само желало пострадать за Христа» (Силуан Афонский).

Тело, исполненное благодатью, не только не противится человеческой воле, но и не заявляет своих прав – человек находится как бы в верхнем теле. Хотя это процесс длительный, начиная с апостола Павла, который заявлял: «…в членах тела моего еще живет ветхий человек…» (Рим.7,24-23).

У человека, как у образа Божия, всегда есть свобода, у него есть творчество и общение с ангелами и с Богом. Именно поэтому человек, как личностный образ Божий и имея свободу, может оставить свой путь во Христе, как Адам оставил свой благодатный путь, — ибо любовь связывает человека с Богом. А если любви нет или она недостаточна и если человек не борется с ветхим, живущим в его членах, то человек, даже достигнув святости, может оставить Бога.

«Бог ничего не навязывает человеку, даже любви к Нему, как к Отцу» — Софроний Сахаров (ум. в 1993 г.) – сотаинник Силуана Афонского.

В Пятидесятницу родились новые люди, обладающие знанием, имевшие жизнь и знавшие путь – «…Я есмь путь…».

Огненный язык – видимый мощнейший регулятор человеческого естества – это и есть огненное крещение, рождение нового человека, у которого: знание – не как изучение, а как Откровение Божиих Тайн; жизнь – не как цепь событий, а как бытие во Христе и со Христом, где нет ничего случайного и где нет самости, ибо благодать Святого Духа проникает во все уголки. И путь – деятельность под руководством Святого Духа, когда человек постоянно взыскует воли Божией и у него нет тогда ошибок. Человек ошибается без Бога, когда он сам в себе.

Поэтому у нового человека жизнь обретает совсем другое значение и сам он меняется настолько, что «…никто из посторонних не мог пристать к ним». И это не потому, что скрывались, а потому, что это такая жизнь, в которой не обновленный человек не мог принимать участия.

Но со временем таких явных проявлений святости становится меньше, так как они вызывают недоверие и по Промыслу Божию теперь святые люди скрывают свое инобытие – открываются, но очень редко. Таким был Серафим Саровский – ходил по воздуху, например, и это естественно, т.к. тело преисполнено Духа Свята. Апостол Павел писал: «…где Дух Господень, там свобода», т.е. тело свободно и от законов мира.

Человек – друг Божий, даже не раб, – ибо раб не знает, что делает Господь.

Свобода начинается со свободы духа, поэтому Господь не только возвещает Своим друзьям Свою волю, но Он совещается с ними – именно поэтому принимаются ходатайства святых за нас грешных, даже тогда, когда просят за отпавшего.

Свобода проникает в душу и человек становится неподвластен земным огорчениям и, наконец, свобода проникает в тело – тогда-то и земное притяжение не действует на тело, преисполненное благодатью Святого Духа – тело свободно от физических законов и это естественно – это закон преображенной действительности.

Это есть немыслимая истина о Боге и мире. И даже уже в этом преображенном естестве за человеком сохраняется свобода любить Господа и не нарушать союз с Ним!


[1] по Серафиму Саровскому.