История Русской Православной Церкви. Лекция №4

Список лекций История Русской Православной Церкви.

Святая Русь.

  1. “Русская правда” и завещание великого князя Ярослава Мудрого.
  2. “Правда Ярославичей”. Хранители правды и “добрые страдальцы” Русской земли: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Мстислав Храбрый, Роман Смоленский и иные.

  1. “Поучение” Владимира Мономаха.

Завещание Ярослава Мудрого детям, где он дает завет на все последующие века – как блюсти русскую землю. Завет не о том, как управлять, как вести внешнюю и внутреннюю политику, а блюсти русскую землю.

Завещание Ярослав написал задолго до смерти.[1]. “Вот я покидаю этот мир, сыны мои. Живите в любви, потому что все вы братья – от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших и будете мирно жить.

Если будете в ненависти, в распрях и междуусобиях, то погибнете сами, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они добыли трудом своим великим. Но живите в мире, слушаясь брат брата.

Вот я поручаю заместить меня на столе моем в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду – Переяславль, а Игорю – Владимир (южный), а Вячеславу – Смоленск”.

И сказал Изяславу: “Если кто захочет обидеть брата твоего, то ты помогай обижаемому”. И уже совсем умирая, сказал Всеволоду: ”Жди своей очереди. Если Бог дозволит тебе занять мой стол, то завещай положить себя рядом со мной, ибо я любил тебя больше всех”.[2]

В завещании Ярослава четко сказано, что если будете жить в мире, тогда и Бог будет с вами …– вот и вся христианская политика[3].

От Ярослава осталась “Русская правда” (1037 год), в которой почти нет статей со смертными приговорами и совсем отсутствуют членовредительские наказания, которыми изобиловало законодательство Византии. Статьи за изнасилование в “Русской правде” нет, так как русская жизнь его не знала[4]. Были предусмотрены даже статьи такого рода: если ваша собака загрызла чужую курицу, например. И там говорилось, что если забыли запереть сарай, то оставлять дело без последствий, если собака же подкопала землю под сараем и пролезла туда, то хозяину собаки полагался штраф.

Это значит, что законодательство обнимало все стороны патриархальной, мирной, спокойной жизни, когда не было ничего не значащего (над всем Бог).

Форма объявления войны: “Пусть нас Бог рассудит”, то есть опять-таки не было до середины XII-го века того, что станет позднее болезнью русской земли: “куда бы пойти повоевать”.

Во второй половине XII-го века Мстислав Храбрый (причислен к лику святых) вдруг вспомнил, что 100 лет назад Полоцк отвоевал от Чернигова один погост (маленький населенный пункт) и решил пойти и возвратить. Но когда дружина князя выступила, то уже в дороге их настиг гонец от старшего брата Мстислава Романа[5]. В грамоте Романа было сказано: “Всеслав, то есть нынешний Полоцкий князь, ничем тебя не обидел, а если идешь на него, так без причины, сначала ступай на меня”. Мстислав развернулся и пошел обратно, то есть он опомнился (Мстислав в это время был князем Новгородским).

Эта-то высота духа русской земли — она поддерживалась непреодолимой благодатью Божией. Поэтому, когда видим умаление этой всесильной помощи Божией, только тогда и начинается “княжеская драка”.[6] Хотя эта “княжеская драка” (борение) длилась всего четыре года (1093-1097 годы) и закончилась святым делом – княжеским съездом в Любече 1097 года.

Причина борения была в том, что дважды был изгоняем со стола Изяслав и, вернувшись из изгнания во второй раз, Изяслав у сыновей своего брата Святослава отнял уделы, считая их отца, уже покойного, виновником своего несчастья:  то есть месть; и месть неповинным детям. Тогда старший сын Святослава Олег как бы ожесточился. Поэтому, прожив некоторое время у младшего брата в маленьком княжестве Тмутаракань (Тамань), он так и не обрел в душе мира и думал о том, как бы вернуть свое. Сначала он выгнал из Чернигова (своего родового удела) Владимира Мономаха. Но его все время звали в Киев, чтобы урядиться, то есть общим советом достигнуть всеобщего согласия, единодушия. Олег постоянно отказывался и, в конце концов, ему сказали, что если ты не хочешь идти к нам, то, значит, ты мыслишь на нас не доброе – пусть нас Бог рассудит.

Олег был вынужден уйти из Чернигова в Стародуб (тоже его область). Князья осадили Стародуб (Олег был воином беззаветной отваги); и Олег ушел с дружиной в северную волость своего отца в Муром. Муром в это время был незаконно захвачен одним из сыновей Мономаха Изяславом. В сражении молодой князь Изяслав пал мертвым.

Тут вступает князь святой Руси Мстислав Великий (старший сын Владимира Мономаха) и, уже победив Олега, вместо наказания пишет своему отцу письмо: “Братцу моему конец пришел. Что же делать? В боях князья и бояре погибают, а надо мириться”.

В ответ на это Владимир Мономах пишет (действительно изумительное) письмо Олегу: “Дьявол ведь не хочет добра роду человеческому, ссорит нас. Это я тебе написал, потому что принудил меня сын мой, твой крестник[7], который сидит близко от тебя[8]. Прислал мне мужа своего, притом говоря – договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел, а мы с тобой не будем мстителями, но положим то на Бога, когда сами они (противоборцы) предстанут пред Богом, а русскую землю не станем делить. И я видел смирение сына моего, смягчился и, Бога побоявшись, сказал: он с молодости своей так смиряется[9], на Бога возлагает. Я же – человек грешный, послушался сына своего, написал тебе письмо. Примешь ли ты его по хорошему или с поруганием, увижу из твоего ответа. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего жду от тебя, со смирением и покаянием, желая от Бога давних грехов моих отпущения. Господь ведь – Бог всей вселенной: что захочет, во мгновение ока то сотворит. И, все же, Он Сам претерпел поругание и оплевание, и удары, и на смерть отдал Себя, над жизнью имея власть и над смертью. А мы что такое? Люди грешные и злые: сегодня живы, а завтра мертвы; сегодня во славе и чести, а завтра в гробу и в забвении. Другие накопленное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших, что они взяли с собой. Только то и осталось от них, что сделали они душе своей. Тебе первому, брат, надлежало послать ко мне с этими словами. Когда убили дитя мое[10] и твое пред тобою у тебя на глазах, следовало тебе, увидев кровь его и тело его увянувшее, подобно цветку только что распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, заглянув в помыслы души своей: горе мне, что я сделал? И, воспользовавшись его неразумием и неправдой света сего суетного, взял я грех на себя, а отцу и матери слезы. А теперь Богу бы тебе надо было бы покаяться, а ко мне написать письмо утешительное, а сноху мою послать ко мне, потому что нет в ней ни зла, ни добра. Чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и свадьбу их, вместо песен венчальных, ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, по грехам моим.

Так ради Бога отпусти ее ко мне поскорее, с первым послом, чтобы поплакав с нею, я поселил ее у себя и она села бы, как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я нашел утешения от Бога. Таким ведь путем шли отцы и деды наши. Суд от Бога пришел Изяславу, а не от тебя. Если бы ты тогда свое желание исполнил и Муром добыл, а Ростов бы не занимал.

Но сам рассуди – мне ли было к тебе посылать или тебе ко мне. Если бы я приказал сыну моему – посоветуйся с отцом: десять раз я бы послал. Удивительно ли, что муж пал в бою. Так умирали лучшие из предков наших, но не следовало ему зариться на чужое, ни меня в позор и печаль вводить. Подучили ведь его отроки (то есть приближенные), чтоб себе чего-нибудь добыть, а для него добились зла. И если начнешь каяться пред Богом и ко мне отнесешься добросердечно, пошлешь посла своего или епископа, то письмо напишешь с обещанием мира, тогда и волость получишь добром и наше сердце обратишь к себе и лучше заживем, чем были. Я тебе не враг и не мститель…

Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, тому от Бога не видать мира душе его на том свете…”.

После этого письма творится княжеский съезд в Любече, где Олегу с братьями присудили Черниговскую область. Олег тихо правил ею и мирно скончался, когда уже Владимир Мономах был на княжении Киевском.

В Святой Руси внутреннее миролюбие, внутренний мир достигался не тоталитарными средствами, а только сердечным волеизъявлением и стремлением блюсти правду Божию. Само хранение, защита и устроение Русской земли – все называлось словом “блюсти”.

Княжеские роды множились, ветвились, но по-прежнему люди называли друг друга – “брат[11]. (Как бы они не могли это слово преступить: “ибо вы – братья родные”).

Владимир Мономах пробыл на киевском княжении с 1113 года по 1125 год. Всего 12 лет, но его поучение детям воистину – святорусский документ[12]. В этом документе, в отличие от домостроя Сильвестра, нет ничего о хозяйстве, а сказано коротко: “во все дела входи сам”. Но зато чрезвычайно много сказано о милосердии, что “меньшего напои, накорми, покойника, даже незнакомого, проводи”.

В отличие от “Правды Русской” Ярослава Мудрого “Правда Ярославичей”[13] совершенно отменяет смертную казнь, заменяя ее штрафами. А внутренне это объясняет Владимир Мономах: “Не убивайте ни правого, ни виновного, хотя бы и смерти достоин был, но не губите ни единой души христианской”. Это и есть любовь к врагам.

Точно так же наставления в духовной жизни преподается и мирянам: “Тремя добрыми делами побеждается враг и стяжевается милость Божия[14]: покаянием, слезами и милостыней”. Слезами – как это понимать: “Если Бог смягчит вам сердце, слезы свои пролейте о грехах своих, говоря: как блудницу и разбойника и мытаря Ты помиловал, так и нас грешных помилуй”. Далее он продолжает: “что ни чернечество (монашество), ни постничество, ни другие вещи, которые налагают на себя некоторые добродетельные люди, а малыми делами можно получить милость Божию”.

Учение о непрестанной молитве тоже есть — “Если на коне едучи не будет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете сказать, то взывайте беспрестанно про себя “Господи, помилуй”. Эта молитва всех лучше, чем думать безлепицу[15]”.

“Гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем, – смертны мы: сегодня живы, а завтра в гробу, это все, что Ты нам дал, не наше, а Твое, поручил нам на малое время”.

“Пусть не застанет вас солнце в постели; на заутрене воздавше хвалу Богу, потом и на заходе солнца следует прославить Бога радостно со словами: просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Свой красный”. Молитва утрачивает, привычные нам черты – просьбы и просьбы, а превращается в славословие и хвалу.

Любовь к Богу так же естественно претворяется в любовь к ближнему, то есть, зная Отца Небесного, человек узнает и братьев (“меньшего напои, накорми, больного проведай, покойника, даже незнакомого, проводи, ни единого человека не пропусти, не поприветствовав его”).

О семье в “Поучении” Мономаха сказано: “жену свою любите, но не позволяйте ей властвовать над собой”.

Недаром на Святой Руси бытовал летописный взгляд на историю: когда год за годом летописца привлекали не те события, которые обычно привлекают нового историка (войны, дворцовые перевороты, интриги)[16] – “вот их враг человека дьявол смутил” и за это полагалось всенародное покаяние; а не просто, как сейчас, мол, нездоровый интерес.

Междуусобицы людей между собой — только по злобе врага. Тогда как землетрясения, нашествие иноплеменных, неурожаи и так далее – все это “Божье наказание за грехи наши”.

Поэтому летописец особенно чуток к тому: когда это было, в чей день, на чью память пришло наказание Божие. Например, битва с половцами на реке Стугне Святополка Изяславовича, Владимира Мономаха и его младшего брата Ростислава. Сказано: “И половцы, подойдя к валу, подняли стяги свои и налегли в первую очередь на Святополка, и врезались в полк его. Святополк же держался стойко, а люди его побежали, не выдержав натиска воинов. После побежал и Святополк. Потом половцы обрушились на Владимира и завязали бой лютый. Побежали и Владимир с Ростиславом и воины их. И прибежали к реке Стугне и бросились в реку Владимир с Ростиславом и начал Ростислав на глазах Владимира тонуть. Захотел Владимир подхватить брата своего и едва не утонул сам. И утонул Ростислав, сын Всеволодов. Владимир же, перейдя реку с остатками дружины, оплакал брата своего и пошел в Чернигов в глубокой печали”.

Но не даром пришла такая смерть Ростиславу, так как перед этим Ростислав приказал утопить преподобного Григория Печерского – чудотворца, который предрекал Ростиславу и его воинам смерть[17] в реке, если те не будут каяться. (Владимир, в отличие от Ростислава, перед походом зашел и получил благословение в Киево-Печерском монастыре, – возможно, за то и был помилован Господом). Утопленного Григория на следующий день, мокрого и мертвого, нашли сидящим в его запертой келье.

Летописец пишет: “Эта беда (битва) случилась в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа (26 мая). Ростислава же, поискав, нашли в реке и принесли его в Киев и оплакала его мать его (вторая жена Всеволода). И все люди очень печалились о нем молодости его ради”.

Приложение:

Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) получил прозвание Мономаха по матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 года — киевским. Всю жизнь провел в борьбе с половцами и их временным союзником — князем Олегом Святославичем.

Владимир Мономах совершил на своем веку 83 больших похода и поездки, а более мелких и припомнить не мог.

Поводом к переписке Мономаха и Олега послужила гибель младшего сына Мономаха — Изяслава в битве с Олегом. Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.

ПОУЧЕНИЕ.

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы — сами по себе будем, а ты — сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его.

Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем.

Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, — праведных же милует и одаривает.

Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся.

Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет.

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами[18], как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?». «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои», — и снова скажем: «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!». «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ.

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. (…)

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его.

Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.


[1] Когда Ярослава настиг смертный час, то только любимый сын Всеволод (отец Владимира Мономаха) был с ним.

[2] Василий Осипович Ключевский позднее сказал, что, дескать, завещание Ярослава очень сердечно, но бедно политическим содержанием.

[3] Святая Русь никогда и никого не завоевывала, но защищала свои рубежи.

[4] Смертная казнь полагалась за соблазн честной жены (девицы).

[5] Благоверный князь Роман Смоленский.

[6] Определение Карамзина.

[7] Олег – крестный отец Мстислава Великого.

[8] В Новгороде.

[9] Русские люди смирение воспринимали как молитву.

[10] Убитому князю Изяславу было около 23-х лет.

[11] Не было “кузенов” и так далее, а просто “брат”.

[12] В XX-м веке этот документ был назван “Домострой Святой Руси”.

[13] То есть после 1054 года.

[14] Благодать Святого Духа, «Царство Божие внутри нас» (Мф.17.21).

[15] Безлепица – это то, что сейчас называют “поток сознания”, то есть сменяющийся поток мыслей.

[16] Такие события в Святой Руси считались кознями дьявола.

[17] Ростислав умел хорошо плавать.

[18] Разумеются враги нашего спасения, то есть бесы.