Список лекций История Русской Православной Церкви.
Начало царствования Николая II (1894 – 1913 годы). Русская Православная Церковь в “начале века” (1900 – 1913 годы).
- Отлучение от Церкви Льва Толстого. Начало воцерковления интеллигенции: религиозно-философские собрания 1901 – 1903 годов.
- События 1905 – 1907 годов. “9 января”. Подготовка закона о веротерпимости. Указ о веротерпимости 17 апреля 1905 года.
- Вопрос об “освобождении Церкви”. Записка Витте.
Вопрос о восстановлении патриаршества. Открытие Предсоборного присутствия: 14 января 1906 года.
- Новое в милосердном служении Церкви: Марфо-Мариинская обитель милосердия.
“Начало века” иначе называют Серебряным веком; иногда – “веком декаданса”. Я бы назвала его лебединой песнью петербургского периода России.
Это был, безусловно, расцвет; и, прежде всего, расцвет мысли. Как лебедь – русская мысль обрела голос, обрела свой собственный тон, шагнула за невиданные дотоле рубежи, – но в предчувствии конца.
22 (ст.ст.) февраля 1901 года совершилось отлучение от Церкви Льва Толстого, – несомненно, учительный и пастырский подвиг Русской Православной Церкви. Надо иметь в виду, что Церковь ровно двадцать лет ожидала его покаяния: к 1-му марта 1881 года он как раз закончил свое “исправленное евангелие”, в котором отрицается не только божество Господа Иисуса Христа, но и самое Его воскресение. И в дальнейшем, как писал впоследствии архиепископ Иоанн Шаховской, “обновленный Толстой будет целых 20 лет извергать многие и всевозможные непристойности на Живого Бога и Сына Божия, на Церковь, на всех святых, ожесточаясь всё более и более, а потом успокаиваясь в своей правоте, славе и неприкосновенности… Доколе не прогремит с апостольских кафедр русского епископата – священное и праведное отлучение”. (“Революция Толстого”).
Если открыть однотомник Иоанна Шаховского (“Избранное”, 1992 год), то в нем целиком помещена его работа “Революция Толстого”. Текст отлучения туда включен целиком, и приведены все имена членов Синода, определение о Толстом подписавших.
Среди них был будущий священномученик Владимир, тогда митрополит Московский (расстрелян в 1918 году) – пастырь русских рабочих; вполне достойный человек – Антоний Вадковский, митрополит Санкт-Петербургский (скончался в 1912 году); также митрополит Флавиан (Городецкий) Киевский (скончался в 1915 году). Остальные (кроме архиепископа Иеронима) не дожили до революции. Единственный Иероним Холмский и Варшавский – скончался в 1922 году в ссылке.
Влияние Льва Толстого на духовную жизнь России сильно преувеличено. Он был популярен в средних слоях, среди так называемой “чеховской интеллигенции”, а мы сейчас займемся “первым эшелоном”, самой верхушкой. Для них, конечно, Лев Толстой ни с какого боку не был авторитетом. Эта “верхушка” в 1901 году вдруг скооперировалась и обратилась к митрополиту Антонию Вадковскому, первенствующему члену Синода, с просьбой благословить религиозно-философские собрания, чтобы там участвовало духовенство и профессура духовных академий. Антоний Вадковский сразу отнесся к этой просьбе с удивительной отзывчивостью, он как бы готов их всех обнять – такое было у него настроение.
Члены-учредители философских собраний: Д.С. Мережковский, Д.В. Философов, В.В. Розанов, В.А. Тернавцев, В.М. Миролюбов.
Для учреждения религиозно-философского общества нужно было согласие Победоносцева. И митрополит Антоний взялся сам его испросить[1]. Нужно было знать Победоносцева, чтобы представить себе, чего это стоило. Антоний выставил только одно условие как гарантию церковности, благообразия и чинности: бессменным председателем, не выбранным, а назначенным, будет ректор Петербургской Духовной Академии епископ Сергий Страгородский – ученик равноапостольного Николая Японского, а затем ученик самого Антония.
Победоносцев согласился и в ноябре 1901 года состоялось первое заседание Собраний. Сразу уровень был достигнут такой высоты, по сравнению с которой жалкое блукание чаадаевщины, пустая вывеска уваровская “самодержавие, православие, народность” – сразу запахли такой “матрешкой”, то есть расписной вывеской — пустоты.
В стенах Религиозно-философских собраний был слышен действительно большой голос, великие мысли – зазвучала лебединая песня. На первом же заседании был доклад профессора В.А. Тернавцева, посвященный Церкви и христианской государственности: “Русская Церковь перед великой задачей”. Перед тем, как рассмотреть этот доклад, я хочу зачитать маленькое приветствие членов религиозно-философского собрания, в конце 1901 года, когда собрание распускалось на рождественские каникулы:
“Дух пастыря почил на пастве и определил счастливый и совершенной неожиданный успех собраний. На них собирались с сомнением и не знали, возможно ли, нужно ли будет собираться после двух-трех встреч духовенства и общества. Ничего не ждалось, кроме недоумений, раздражения, непонимания. Но добрый дух пастыря все сотворил. И уже после второго заседания вся литературная часть собрания решила, что дело установилось, что оно крепко. Явился служитель Церкви, но не с подавлением, а с попечением. Епископ духом своим показал, как надо вести себя: своего не искать, а чужое беречь. Тщеславие и самолюбие умерли, а забила живая струя духовных интересов. Все хотели больше слушать, чем говорить”.
Это настроение: “больше слушать, чем говорить”, сохранилось до конца. Было 22 заседания, в 1906 году, в связи со свободой печати, протоколы были опубликованы.
“Своего не искать, а чужое беречь” – явная аллюзия из 1-го послания к Коринфянам апостола Павла (гл.13,ст.4–7).
Доклад Тернавцева был посвящен религиозному призванию светской власти. Он сразу начал от противного: религиозное призвание не во внешнем охранении церкви, не в законодательстве, вдвинутом во внутрицерковное устроение, – оно в религиозном самочувствии власти, всемерном чувстве религиозной ответственности, факторе христианской совести, которые должны превозмогать все и вся. Вместо того, как делают большинство носителей верховной власти: доказывать подданным, что ты всегда прав, или даже не доказывать (как товарищ Сталин – В.Е.), нужно обладать действительно постоянно взывающей совестью. Внутренний трагизм власти – только он является основой ее сакрализации, если вообще можно о ней говорить.
“Наступает время, когда вопрос о Христе станет для власти вопросом ее жизни и смерти. Источником бесконечной надежды или бесконечного ужаса”. Это неизбывное чувство вечной виновности в совершающемся зле и есть источник “религиозного перерождения” самого должностньго самочувствия власти. Цари всего чаще либо доказывают, что они всегда правы, либо заказывают “правду воли монаршей”, то есть, что монархия оправдывается сама от себя. Византийские императоры типа Константина Копронима думали точно так же: кто смел, тот и съел. Не в том призвание власти, чтобы отстаивать себя, а в язвящем чувстве ответственности, которое и придает самочувствию власти “религиозно-жертвенный смысл”. Отсюда делается эсхатологический вывод. На идее “земного рая без Бога” сходятся и социалисты, и Лев Толстой. А “земля с отверстыми над нею небесами есть поприще для сверх-исторической жизни человечества”.
Разбирались и другие вопросы: Розанов тогда сделал ряд докладов. Они опубликованы и перепечатаны в книге “В темных религиозных лучах” (изд-во “Искусство”, 1995 год). Мережковский – доклад “Гоголь и отец Матвей”. Как вспоминал впоследствии Розанов: “Все слушали всех. Но после каждого доклада, где изумительно, со всеми тонкостями был доказан какой-то определенный тезис, вставал новый оратор и тоже столь же изощренно доказывал противоположный тезис. Все радостно слушали, пока не наступала полночь. После этого вставал во весь рост председатель и говорил: “Ввиду позднего времени собрание объявляю закрытым”.
Было напряжение человеческого духа, которого долго не выдерживает ни одна прослойка. В этих собраниях участвовали и известные священнослужители: протоиерей Иоанн Слободской сразу же стал и духовником своих товарищей по религиозно-философским собраниям, в первую очередь Розанова.
Кроме этих высот духа, религиозно-философские собрания как ничто другое выявили мыслительный и духовный облик русского общества начала века, именно в лучших его представителях. Раздавались весьма трезвые голоса: на тех же собраниях было подчеркнуто, что религиозная мысль – это мало. Религиозная жизнь, прежде всего, начинается с жизни во Христе, а не со слов. Как осуществляется эта жизнь во Христе? Сам Сергий был почитателем Феофана Затворника, но в то время самого Феофана никто не читал. Еще Сергей Николаевич Булгаков выявил новый социальный тип христианствующего интеллигента: “Легче всего такому интеллигенту проявить себя в церковном революционизме, в противопоставлении своей новой святости, нового религиозного сознания — неправде “исторической Церкви”. Подобный христианствующий интеллигент, иногда неспособный удовлетворить средним требованиям к члену “исторической Церкви”, всего легче становится Мартином Лютером, или, еще более того, пророчественным носителем нового религиозного сознания, призванным не только обновить церковную жизнь, но и создать новые ее формы, чуть не новую религию”.
Это определение можно применить с полным основанием, скажем, к Марии Скобцовой. Сколько их было тогда – каждый второй. Да и в настоящее время мы переживаем нечто близкое.
Интеллигенция возвращалась в Церковь с ожиданием реформ. В этом было много искренности, много горящего желания добра и очень много духовных соблазнов. Надо отдать справедливость: они видели это сами, особенно Розанов. “Что мы хотим? – с ничтожным умом и пустым сердцем реформировать Церковь” (“Опавшие листья”, короб 1). Но это тема большой диссертации, сейчас же мы на этом закончим.
Все же люди того времени, несмотря на их “искания”, приходили в Церковь, чтобы остаться в ней навсегда – это было все же преодоление двухвекового безбожия, которое когда-то возводилось в ранг героизма (Чернышевский). Как писал Розанов: “Что значит в России быть в оппозиции? Это любить и уважать Государя. Что значит быть бунтовщиком? Это пойти отстоять до конца обедню. Что значит быть “Стенькой Разиным”? Это иногда двинуть, при определенных обстоятельствах, по физиономии либеральному вождю”.
В марте 1903 года собрания (очень вовремя) были закрыты. В 1904 году началась японская война, со всеми ее неудачами. Как тогда заявил Сергий Страгородский: “Кончилось время всеобщего благодушия”. “…Вместе с нашим отечеством мы переживаем теперь время тяжких испытаний, время нарушения самых дорогих наших иллюзий, доселе питающих наше национальное самомнение и убаюкивающих нашу общественную бодрость” (Проповедь, 4 ноября 1904 года).
Не успели избыть одну беду, как пришло 9 января 1905 года. Чья память празднуется 9 января (ст.ст.)? – святителя Филиппа, митрополита Московского. Уже много позже, в 1943 году в Америке Вениамин Федченков писал, что в этот день “была подстрелена вера в силу и правду царя”. Здесь проявилась ограниченность и внутренняя безнадежность политики Победоносцева. Она была не в охранительном начале, пусть бы оно было; она в том, что он всех считал детьми, а взрослым человеком – себя. Поэтому ко всем российским подданным относились как к детям. Расклеивались листовки: “Патронов не жалеть” — думали, что это приведет к страху. Но это привело к пониманию, что власть растеряна, что она вся дрожит.
Несколько слов о личности императора Николая II.
Два архиерейских собора (Собор 1994 года – отложил, а Собор 1997 года — снял вопрос о его канонизации)[2]. Канонизация вовсе не означает идеализации. Исторический характер его личности нам нужен. Это был ребенок на троне и в 40 и 49 лет (ему было 50 лет, когда его расстреляли), со всеми добрыми и дурными качествами ребенка. Императора действительно не было с утра 9 января в Петербурге, он был в Царском Селе. Накануне ему сказали: “Ваше величество, ожидается выступление рабочих, Вам бы лучше остаться здесь”. Так говорят ребенку: “На улице холодно или сильный ветер, поэтому надо посидеть дома”. И царь послушно остался.
Никакой провокации 9 января не было: люди шли с иконами и портретами царя. Эти все разговоры, что злые революционеры потащили несознательных рабочих под пули и штыки, – недостойны взрослого человека. Георгий Гапон – обыкновенный петербургский священник, который потихонечку “входил в моду”, проповедуя в рабочих окраинах.
Точно так же, уже после расстрела, Витте советовал Николаю выпустить специальный манифест, в котором объявить, что царь не приказывал расстрела и ничего не знал.[3] И царь, было, прислушался. Но тут какой-то фитюлька с немецкой фамилией ему подсказал: “Как же Вы, Ваше величество, объявите, что Ваша армия действовала без Вашего приказа?” И это императору понравилось, он согласился, как ребенок. Хотя ведь эту беду можно было бы избыть; например, арестовать всех начальников Петербургского военного округа и устроить над ними гласный суд, пусть бы путались, валили друг на друга[4], они были не умнее и не тверже декабристов. А если им еще и назначить пожизненную ссылку в Сибирь – какое общественное звучание имели бы в то время эти слова! А тем временем, “ссыльным” можно было выбрать “сибирскую Италию” – южный берег Байкала, да и Шушенское, например, – там благословенный климат.
А вместо этого пришлось государю по другому выходить из положения. Все духовенство молчало, но один голос все-таки раздался. В субботу, 15 января, епископ Сергий Страгородский взял тему на проповеди на стихи из книги Иова, гл.3 ст. 4-6: “День тот да будет тьмою и ночь та да не сочтется во днех года, да не войдет в число месяцев”. “Как хочется повторять этот крик уязвленной души по поводу злополучного 9 января. Полилась кровь виноватых и невинных. Убито 96 человек, ранено 333, не считая других, не вошедших в регистрацию…”.
Ни одного священника не нашлось, чтобы принять исповедь царя. Разумеется, духовник тоже не дал никакого утешения его душе. Царь направился к старцу Варнаве Гефсиманскому в Черниговский скит при Троице-Сергиевой Лавре, с двумя адъютантами. Исповедь и беседа осталась тайной; единственно, что достоверно в церковном предании: в этот приезд старец Варнава дал царю живое благословение на принятие кровавого конца – насильственной, мученической смерти. (Это было пятое пророчество царю о конце династии и грядущей революции).
Расстрел 1905 года воззвал к жизни церковную проблему, и уже 25 января в совете министров обсуждается вопрос о веротерпимости. Контр-записка митрополита Антония (Вадковского) (составленная по его благословению и подписанная им) – о снятии государственного контроля с Церкви. Без визы Победоносцева ни одно дело не поступало в Синод, и без его же визы ни одно дело не поступало на утверждение царю. А без утверждения императора даже частное постановление Синода было недействительным.
В ответ на записку митрополита Антония подал записку Витте, уже более жесткую. В частности, он обратил внимание на то, что жизнь в Православной Церкви “не устроена на началах соборности”, что Синод состоит из назначенных лиц и что каждый епархиальный архиерей, принимая назначение, фактически в епархию приезжает как ревизор. Как умный государственник, Витте считал, что при существующем положении Церковь не является идеологической опорой государства, не имеет авторитета в народе и обществе и поэтому не может поддерживать государственную идеологию, а с другой стороны, Церковь деньги с государства тянет. Витте предложил другой порядок избрания епархиальных архиереев: на епархиальном собрании духовенства и низшего клира. В ответ на предложение Витте появилась в марте 1905 года “Записка 32-х” — это петербургские священники, группа Петербургской Духовной Академии. О “Записке 32-х” я подробно расскажу на следующей лекции в связи с подготовкой и проведением Всероссийского Поместного Собора.
После записки Витте Победоносцев настоял на том, чтобы дело было передано в Синод, рассчитывая на запуганность членов Синода. Но он просчитался: 16-19 и 22 марта дело обсуждалось в Синоде и было вынесено решение о созыве Поместного собора для избрания Патриарха. Называлось это: “Преобразование русской Церкви на соборном начале”. (Подразумевалось, следовательно, что настоящее устроение Церкви основано на бюрократическом начале). На этих же заседаниях решался вопрос о самоуправлении прихода; но не устояли на церковно-канонической позиции, то есть был поднят (и решен положительно) вопрос о включении духовенства в Государственный Совет и Кабинет министров. Это, конечно же, была ошибка, потому что совершенно противоречит церковным канонам (правила Апостольские 6, 81, 83 и подобные).
17 апреля 1905 года был принят Закон о веротерпимости, то есть, Русская Православная Церковь потеряла жесткое государственное ограждение, оказалась как бы “на семи ветрах”. Результаты не замедлили сказаться; 1905-1907 годы: более 170 тысяч человек перешли из Православия вновь в католичество (западные области России); 36 тысяч татар и башкирцев вернулись в ислам; около 10 тысяч человек перешли в протестантство разных толков. [5]
Победоносцев не выдержал; правда, он ушел еще ранее — после Манифеста 17 октября (после всеобщей политической стачки); и 19 октября 1905 года написал заявление об отставке. Его сменил князь Оболенский (почитатель Владимира Соловьева) – тот был всей душой за Собор. 14 января 1906 года было открыто Предсоборное присутствие под председательством митрополита Антония.
С 8 марта по 15 декабря 1906 года интенсивно работает Предсоборное присутствие под председательством митрополита Антония (Вадковского), которое вырабатывает порядок созыва будущего Поместного Собора. Два дня спустя, 17 декабря 1906 года Николай II принял трех митрополитов: Антония Петербургского, Флавиана Киевского и Владимира Московского, и здесь по преданию царь предложил в патриархи себя.
В середине 1906 года “пало” правительство Витте, вместо Оболенского был назначен Ширинский-Шихматов; и затем Петр Петрович Извольский (впоследствии священник в эмиграции, первый духовник Иоанна Шаховского). В июле 1907 года Николай II взял назад свое разрешение на открытие Собора и сказал, что по примеру византийских императоров он даст свое соизволение на открытие Собора, когда сочтет благовременным. Такое время так и не наступило.
Когда читаешь страницы истории Русской Церкви, то вспоминаешь Экклезиаста: “Умножающий познание, умножает скорбь”. Вопрос о Поместном Соборе и избрании Патриарха при монархии был заморожен. В 1911 году обер-прокурором стал Саблер, бывший духовным сыном старца Варнавы и товарищем обер-прокурора при Победоносцеве.
“Лебединая песня” синодального периода: было сказано новое слово о милосердном служении, и оно было сказано в России. Чем отличается великая княгиня Елизавета Феодоровна от своих многочисленных предшественниц? Надо отметить, что благотворительностью и милосердием в то время занимались все русские императрицы, начиная еще с Марии Феодоровны, жены Павла I. Одна из великих княгинь, Александра Петровна, основала Покровский монастырь в Киеве и даже сама приняла в нем рясофор с именем Анастасии. Но она, кстати, была больше христианствующей интеллигенткой и все склоняла термин “живое монашество”, как будто существующее монашество Пахомия Великого и великих киновиархов является мертвым. А в чем же было настоящее свидетельство Елизаветы Феодоровны? Именно в том, что милосердное служение – иное. Его не надо “пристегивать” к монашеству. Последнее творческое деяние Синодального периода состояло в разработке нового устава Марфо-Мариинской обители милосердия (осень 1909 года). (Форму одежды разработал Михаил Васильевич Нестеров (художник)). Конечно же, это не монашество: в каком монашестве существует возрастной ценз? А в уставе Марфо-Мариинской обители был возрастной ценз: от 20 до 40 лет; туда принимались бессемейные женщины любого сословия, с правом выхода. Никакого послушнического искуса тоже не было. Вместо монашеских обетов была своего рода присяга. Наконец, в монашестве не рекомендуется часто покидать келию: каким ты вышел из нее, таким обратно уже не вернёшься. Этого в Марфо-Мариинской обители тоже не было, сестрам предоставлялся обязательный отпуск и отдыхать они могли на подмосковных дачах.
Кто дал нам термин “сестра милосердия”? Николай Иванович Пирогов, во время Крымской войны 1853 — 1855 годов. Общины сестер милосердия уже существовали в России, но до Елизаветы Феодоровны не было ни одной их обители.
Обитель хоть и имела больницу, но всего на 15 коек; зато самую лучшую в Москве, и врачи работали в ней самые лучшие. Но самое главное, в ней не тешили самообманом умирающих больных, а готовили их к переходу в Вечность, а если Господь давал больным выздоровление, то из обители они выходили уже другими людьми. В отличие от великой княгини Александры Петровны, Елизавета Феодоровна не питала никаких иллюзий относительно умиленного восхищения ею московского люда. Поэтому, когда после февральской революции 1917 года к ней ввалился красногвардеец с красным бантом и сказал: “Ты теперь не “ее высочество”, так кто ты теперь такая?” — “Я здесь для того, чтобы служить людям”. “Людям?” — сказал он, — “так начни с меня” (у него была рана в паху). Е.Ф. промыла рану, наложила повязку, дала необходимые наставления, но стыд был такой, что сопровождавшие красногвардейца люди быстренько увели его от позора. Она же сказала сестрам: “Видно, мы не достойны еще мученического венца”.
У нее было три серьезных предложения об эвакуации, она ответила, даже без пафоса, что “не могу я взять с собой всю обитель, значит, должна остаться здесь”. Это напоминает служение святой праведной Иулиании Лазаревской, которая во время голода 1603-1604 годов собрала всех крепостных людей и сказала им: “Расходитесь. Какое-то пропитание вам Господь даст”. Половина дворовых разошлись, а половина избрали ее своим духовным вождем и сказали, что “лучше мы умрем с тобой вместе”.
После ареста Елизаветы Феодоровны обитель просуществовала еще некоторое время и в 20-х годах была закрыта.
[1] По другим сведениям, видимо, более точным, члены-учредители предварительно сами отправились за согласием к Победоносцеву – и им-то он отказать не решился, хотя и сказал свою знаменитую фразу (Да вы знаете ли, господа, чт? такое Россия?). (См. Гиппиус З.Н. “Воспоминания”, Париж, 1934 г.).
[2] Уже после прочтения этого курса Николай II и его семья были канонизированы в лике страстотерпцев на юбилейном соборе 2000 года.
[3] Что и было на самом деле. Приказ отдал начальник петербургского военного округа.
[4] Как, например, и было при следствии декабристов. Стыдно читать: сплошные сопли.
[5] 17 октября 1906 г. были, наконец, легализованы старообрядцы.