История Русской Православной Церкви. Лекция №2

Список лекций История Русской Православной Церкви.

  1. Заключение о равноапостольном великом князе Владимире. Служение и подвиг святого благоверного князя на Святой Руси.
  2. Начало терпения в Русской Православной Церкви — трудового пути в Русской Православной Церкви. Смута 1015-1026 годов на Руси. Убиение князей Бориса и Глеба, также Святослава.

  1. Служение и подвиг страстотерпцев.

В курсе истории Вселенской Церкви мы встречали православных благоверных царей — это в основном царицы греческой Церкви. Но служение и тип святости русского благоверного князя — иной. В чем разница:

  1. Больше простоты и больше в буквальном смысле служения по слову Господню. Никакой Юстиниан никогда бы не додумался, что князь в своем достоинстве мог бы подавать на стол, хотя это прямо соответствует слову Господню: “Цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так” (Лк.22.25-27) “Но кто из вас больший, будь как меньший, и начальствующий как служащий”. И это начало служения Господь закрепляет Своим примером: “А Я посреди вас как служащий”.

По примеру Господа и Спаса Иисуса Христа благоверный князь Владимир усваивает сердцем это слово Господне и исполняет его в меру своих сил.

XVIII-й – XIX-й века дали нам некий стереотип поведения, называемый “опрощением”. “Опрощенцами” были и Петр I, и Лев Толстой (самые колоритные примеры). “Опрощенчество” всегда связано, во-первых, с маскарадом и, во-вторых, это всегда несколько спектакль, который предполагает сцену (Петр в Голландии, Лев Толстой в Оптиной Пустыни). Наоборот, князь в своем достоинстве и своем обличии является как служащий. Этого нет у святых царей Византийских, до св. князя Владимира этого типа не было. Этому учит Святой Дух во Христе (Гости сидят, сидит дружина, а князь между ними “похаживает, угощает, потчует, занимает разговором”. Этот стереотип поведения унаследовали за ним и его наследники).

В допетровской Руси этот тип унаследовали игумены монастырей. Если у него гости-миряне, он никогда не садился с ними за стол. Он сидел поодаль, потчевал, беседовал. Застолья не было. И даже в после-петровское время, особенно в старообрядческих семьях, на торжествах всегда были близкие родные угощающие, которые за стол не садились.

  1. Князь-воин. Он никогда не ведет себя как главнокомандующий, а всегда сражается вместе со всеми и даже впереди. Это тоже унаследовали и святой Мстислав Храбрый Новгородский и князья (не святые): Святополк Изяславович, Игорь Святославович (“Слово о Полку Игореве”).

3 Князь — заботник и радетель о народе, о людях. Любое жизнеописание: у почитаемых князей — “золото и серебро не собирали”. О сыне Мономаха Мстиставе Великом летопись говорит: “был преизлиха милостив”. Притеснение и нажива за счет людей в Киевской Руси всегда считалась изменой своему долгу. Если князь добрый и богобоязненный, он всегда сумеет выбрать тиуна[1] правдолюбивого и доброго. А если он не боится Бога, то тиуна подберет скаредного, которого пускает на народ как голодного пса на падаль.

Это — три основных характерных черты, которые вошли навсегда в стереотип поведения благоверного князя на Руси. Киевских святых-князей у нас столько, что захлебывается календарь, они не все даже помещены (Мстислав Великий, прославленный во святых, память 16 апреля ст.ст., но наши святцы его потеряли, последний календарь, где он был — 1953 года).

Разбирая подвиг святых благоверных князей, попробуем найти этот стереотип поведения в подвиге благоверных князей на Руси. Можно брать и позднейших: Александра Невского, Мстислава Храброго Новгородского, Всеволода Гавриила Псковского и можно местночтимых — Романа Смоленского, можно Даниила Московского (князь-инок), Ростислава Киевского, благоверную княгиню Евдокию (жена Дмитрия Донского).

Скончался князь Владимир, и Русская Православная Церковь вступила на путь терпения.

 И в жизни первенствующей Церкви, и в жизни поместной Церкви и в жизни человека-христианина можно различить 3 периода: период непреодолимой благодати, которую можно назвать “пасхальным периодом”, когда непреодолимая благодать защищает Церковь или человека от всякого злого действия или проявления.

Термин “непреодолимая благодать” введен блаженным Августином (епископом Иппонийским) очень удачно — это ниспосылаемая свыше усиленная ангельская защита и ангельское хранение. Это не значит, что при этом отсутствует свобода, в частности, для злых людей. Но свойство этой благодати в том, что злые движения души не получают простора для своего проявления, как бы воздвигается внутренняя невидимая стена. Божией благодатию пропадает энергия на злое дело. Поэтому ни одно злое движение внутри сердца не может повредить другим. Поэтому человек или церковь переживает райское состояние независимо от того, как настроены окружающие. (У монахов это состояние бывает после пострига. После явления Господа Иисуса Христа во время богослужения Силуану Афонскому — он тоже пережил это райское состояние. Иногда оно отнимается у человека за невоздержание в радости. Кто принял крещение во взрослом возрасте, многие испытали этот длительный период).

В Русской Православной Церкви снятие непреодолимой благодати как раз совпало с кончиной святого благоверного князя Владимира.

К концу Владимирова княжения уже было не так. Сын его Ярослав Мудрый отказался платить отцу выход, то есть отчисления, налог. Владимир уже хотел идти с ратью учить сына, но, пишет Нестор Летописец: “не дал Бог посмеяться дьяволу” — Владимир разболелся и умер.

Это знак того, что непреодолимая благодать будет снята. Русская Православная Церковь должна вступить на трудовой путь – путь верности. Каждого из нас Господь проверяет на верность.

После смерти отца престол в Киеве занял его сын от пленной греческой монахини Святополк, которого позднее прозвали Окаянным. Борис в это время был в походе и имел дружину, которая хотела посадить его на престол в Киеве, но Борис не пошел на брата – “пусть он мне будет вместо отца”. Дружина оставила Бориса и он остался только со свитой (отроки).

Святополк призывает к себе некоторых из приближенных Владимира – Пушко, Словит, Ешко, а “отец им сам сатана” говорит Нестор.

В благодатное время у людей свобода остается, но злые помыслы сердца не имеют выхода во вне; но, конечно, такое состояние людей и есть “на брачном пиру в не брачной одежде”.

Владимиру Господь не попустил Своего оставления, но его сыновьям уже надо было проявить верность ко Христу. Не только Святополк, но и Ярослав был не крепок в вере.

Ярослав использовал варягов в Новгороде, которые со временем почувствовали себя наемниками, стали притеснять новгородцев и их перебили. После чего Ярослав многих новгородцев утопил в реке. И позднее они ему говорили – ладно, поможем тебе против Святополка, хотя много наших братьев убито.

Немощи немощных верные должны взять на себя – таков общий принцип в вере.

Тогда получили энергию силы зла. Оказалось, что люди в основном немощны. Тогда Господь избирает во свидетельство Своей правды молодых князей Бориса и Глеба. Они были избраны, чтобы отстоять Христову правду на Руси.

Борис и Глеб были рождены еще в язычестве князя Владимира от болгарыни (они были 2 родных брата). Но воспитывались уже при Владимире-христианине. При нем прошла вся их сознательная жизнь с 5 и 3-летнего возраста. Особенно любил киевский народ Бориса. И когда скончался Владимир (Борису было примерно 32 года), он получил извещение, что киевский народ его ждет. Именно в это время с ним была дружина его отца, с которой он обозревал границы. Но он уже знал, что старший брат Святополк (от плененной греческой монахини) уже прибыл в Киев, чтобы сесть на отеческий стол.

Наша задача проследить, как Борис и Глеб отстояли Христову правду на Руси.

  1. Не стремятся к власти: “Не подыму руки на брата старшего”. Он распускает дружину, она возвращается в Киев, а он остается.
  2. Даже летопись вслед за святым Борисом ни слова не говорит о незаконности Святополка или тем более о его какой-либо предизбранности ко злу. Это говорит о высоте христианского сознания у русского летописца. Вся древнерусская литература, особенно житийная, свидетельствует, что в язычестве мы все ходили во тьме, света сподобились в таинстве крещения. Именно поэтому Святополк в летописи назван “окаянным”, ибо полнота свободы предполагает и полноту ответственности.
  3. Божие участие в подвиге святого Бориса (Глеб, младший, как бы подражает старшему). Борис получил прямое извещение свыше. В это время он в своем шатре отправлял утреннюю домашнюю молитву, читал шестопсалмие. И прямо на стихах псалма получил откровение: “Мнози восстают на мя” и Господь сказал его сердцу: “Сейчас”. И он принял это как Божий крест, и продолжал вычитывать утреню. Закончив ее, он безбоязненно прилег отдохнуть, уже зная, что приближаются убийцы.
  4. Благодать, данная святому Борису, помощь Божия для несения креста Христова, распространяется и на других людей, прежде всего на его оруженосца, Георгия Угрина (венгра, брата преподобного Моисея Угрина), который становится подражателем подвига святого Бориса. Оруженосец имеет полное право, видя подходящих злодеев, обнажить меч. Но он этого не делает, а заслоняет Бориса своим телом, поэтому был поражен насмерть. А затем был убит святой Борис, притом дважды: первый раз был недобит, а двое приспешников Святополка встретили его по пути, везомого в Киев в телеге, и добили. Вначале Борис был погребен в Вышгороде и позже был перенесен в Киев.

На Руси говорили: “Злой человек, усердствующий бесам, хуже бесов, так как бесы боятся креста, а злой человек – и Бога не боится и человеков не стыдится”.

В это время его брат Глеб, ничего не подозревая, направляется по вызову Святополка в Киев из Мурома. По дороге получает от Ярослава Мудрого известие об убийстве Бориса и предупреждение. Ярослав был извещен своей сестрой Марией и поспешил предупредить Глеба. Глеб не побежал, но просил Господа, чтобы Он соединил его с братом. Первое движение сердца: “без брата не жизнь” — это еще не совершенство. Но вот он начинает в чаянии смертной опасности стремительно возрастать во Христе.

Его предсмертная молитва:

“Владыко мой, Иисусе Христе, сподоби и меня в числе Твоих угодников, даруй мне ходить по стопам их. Да не вознесется мысль моя суетою мира сего, но просветится сердце мое разумением заповедей Твоих. Не лиши и мене того дара, которого сподобил от века угодивших Тебе, ибо Ты, Бог истинный, помиловал нас и извел от тьмы к свету”.

Глеба зарезал его повар Торчин (турок). Был убит и третий брат единокровный — Святослав Владимирович. Он бросился бежать на Запад, но в Карпатах был настигнут убийцами. Его летопись почти не замечает. Она целиком сосредоточена на подвиге Бориса и Глеба.

Ярослав Мудрый активно вступает в дело – собирает ополчение (1000 варягов и 40000 тысяч новгородцев) и в 1016 году идет на Киев. У Святополка войско из печенегов и русичей. Оба войска стояли по берегам реки Любеч (Ярослав Мудрый: «пусть Бог будет судьей»).

Господь постепенно отнимает разум у Святополка – стоял меж двух озер, что не позволило печенегам оказать помощь во время, пил всю ночь с дружиной перед битвой.

Ярослав ударил, когда стал ледоход и под воинами Святополка подломился лед на озере, куда они были оттеснены. Святополк бежал в Польшу и смута продолжалась еще 10 лет – до 1026 года.

Святополка настигла десница Божия, так как он умер на границе с Чехией от раны, которая впоследствии оказалась смертельной.

После смерти Святополка у Ярослава была смута с Мстиславом, но Мстислав сам по благородству сердца добровольно ушел из Киева в Чернигов.

На Руси постепенно начинаются службы Борису и Глебу – службы типа «похвалы» (впоследствии заменены на акафист).

Житие полностью сосредоточено на подвиге святых братьев. В Житии описано, как епископ из Византии не хотел верить в появление святого в молодом христианском государстве, как он ослеп и только на могиле святого Бориса обрел прозрение – явное указание Господа о прославлении братьев.

Подвиг Бориса и Глеба – закваска, которая влита в Русскую Православную Церковь на все века.

Но главное — всей поместной Русской Православной Церкви был привит великий навык терпения: “Терпением стяжите души наши”. (В послепетровские период проникла секуляризация[2] — навык терпения внутренне совершенно противоречит гуманистическому сознанию. Это сознание ходит только под видом христианства, а на самом деле отравляет его).

Навык терпения — «…Как ты сохранил слово терпения Моего», в послании к филадельфийской церкви в Откровении Иоанна Богослова, гл.3.10).

Долготерпение становится знаменем Русской Церкви и Русской земли, ее хоругвью, поднятой Церковью. Долготерпение становится сокровищницей русского народа: “У русского народа ясный ум, стойкий характер и терпение” (Иосиф Сталин, после войны).

Русский народ-земледелец стал называть себя крестьянином (переиначено от христианин так, что корнем его становится крест). “Никакой народ в мире не называл себя по вере, только русский” (Митрополит Вениамин Федченков).

Что дает не только отдельной личности, но целой поместной Церкви силу терпения? — Неумение терпеть, уступать является немощью, а вовсе не достоинством:

  1. Смирение как душевный мир, упование на смотрение Божие, на Божие участие в делах людей. Это знала Киевская Русь. Владимир Мономах пишет Олегу Святославовичу после убийства в 1094 году одного из своих сыновей Изяслава в междоусобной брани: “Вот сын (Мстислав Великий), в юности как смиряется, на Бога все возлагает”. И это он сказал после того, как его родной сын и крестник Олега просил отца не мстить за брата, так как – нет ничего удивительного, что князья и бояре погибают в битве.

2 Великий навык, вырабатываемый, навык борьбы с самим собой, навык преодоления страстей и глубокий самоконтроль.

  1. Любовь ко Христу и к ближнему во Христе велит человеку принять ниспосылаемый ему свыше крест. (“Аще не возьмет креста своего и вслед Мне грядет, несть Мене достоин …”). Этот крест поднял и понес весь народ, а не только избранные.
  2. Одновременно в русском национальном сознании мысль о суетности и скоропреходящести всех земных благ и земной славы. И это для всех.

Характерный пример, Шведская принцесса, именем Ингигерда, на русской земле стала называться Ириной, без перекрещивания. Это жена Ярослава Мудрого, в иночестве благоверная княгиня преподобная Анна Новгородская (память 10 февраля). В свои первые годы замужества за Ярославом, когда один из близких родственников Ярослава очень ему досаждал, она вызвала его на рыцарский поединок сама, чтобы не проливать родственной крови. По воспитанию она превосходно владела несколькими видами оружия. Но для русских людей, когда они представили, что будет сражаться все-таки баба, то быстренько помирили их между собой, и тот в виде какой-то компенсации скоро уехал, от греха.

Но жизнь на русской земле привела к тому, что она вместе со старшим сыном Владимиром Ярославичем, болезненным молодым человеком, в конце Ярославова царствования удалилась в монастырь, где приняла постриг. И монашескими подвигами прославилась. Она пережила Ярослава Мудрого на два года, но уже во иночестве (преподобная Анна Новгородская).

Все это свидетельствует, как сияющий крест Божией благодати преобразует души людей.

Страстотерпцы на Руси не иссякают: Ярополк, Игорь, Димитрий Угличский, царь Николай с семьей.

Страстотерпцев отличает: радостное принятие креста, любовь ко врагам, помощь Божия в несении креста, вразумление всего народа.

Святые только прокладывают путь, а народ следует за ними.


[1] Тиун — управляющий имуществом.

[2] Секуляризация — обособление и обмирщение. Человек начинает ориентироваться не на Господа, а на себя, а ведь весь гуманизм стоит на этом. Два принципа секуляризованного сознания укажем сейчас: 1. отстаивание своих прав; 2. удовлетворение всяческих растущих потребностей.