Список лекций История Русской Православной Церкви.
- Положение Русской земли до крещения. Этнический состав русской земли. Начало русской государственности.
- Этапы христианского просвещения Руси. Окончательное принятие христианства в 988 году.
- Служение и подвиг святого равноапостольного князя Владимира.
Преподобный Нестор Летописец назвал свою “Повесть временных лет” иначе: “Откуда земля Русская стала бысть”. Позднейшие историки задают вопрос: Почему в Русских летописях постоянно употребляется термин «русская земля» и никогда «русский народ»? Этот вопрос для историка В. О. Ключевского оказался неразрешимым. Наша сегодняшняя беседа будет посвящена предварительному периоду: от Андрея Первозванного до первых лет княжения князя Владимира (с 980 года — на престоле, крещение — в 988 году).
а) Приход Андрея Первозванного на Русскую землю.
Приход его можно назвать посещением Русской земли, но нельзя назвать проповедью христианства на Русской земле. Андрей Первозванный проповедовал в Великой Скифии (Северное Причерноморье) — там он и пострадал.
По преданию Андрей Первозванный проходил вверх по течению Днепра и на среднем течении, взирая на Киевские холмы, он произнес свое великое пророчество: “Здесь будет рассадник благочестия и много благочестивых людей будут угождать здесь Богу”. (1028 — 1055 годы — становление Киево-Печерской обители; и этих-то угодников Божиих предсказал Андрей Первозванный. Киево-Печерская обитель – 3-й удел Божией Матери).
Поднимаясь вверх по течению Днепра, Андрей Первозванный переходит водораздел, и оказывается в Новгородской земле, которая была уже населена достаточно культурным народом, с развитым языком. В частности, он увидел там впервые русскую баню и как там люди хлещутся в пару. И в этом апостол усматривает образ радостного покаяния, ибо, “что они хлещут себя и друг друга вениками — то не в печаль сие, но в радость прелагается”. Это существенный момент апостольской проповеди: Христом, Христовым милосердием утешают, особенно новоначальных. Первые шаги ко Христу на Руси были шагами радостными.
Очень поздно — в конце XV-го — в начале XVI-го веков в русское церковное сознание вошел страх перед Божьим судом. А до этого во всей истории Киевской и позднее в начале Московской Руси отмечается радостное исповедание веры. Весь первый период христианства на Руси можно назвать началом радости.
Исповедание Ольги: “Я познала Бога и радуюсь, и ты, если захочешь узнать Бога, радоваться будешь” — это ее слова сыну Святославу.
Но апостольская проповедь Андреем Первозванным на Руси не осуществляется: он — провозвестник. Чем это объяснить? Причина та же, что и причина, почему Пресвятая Богородица, получившая по апостольскому жребию страну Иверскую, была остановлена ангелом и Ей было повелено возвратиться в Иерусалим: было сказано, что страна Иверская просветится позже. Иверия – 1-й удел Божией Матери, но охраняется Ею только духовно – молитвой. Тогда еще не пришла пора Иверии. Ее просвещение было совершено в IV-м веке святой равноапостольной Ниной.
Каждая страна, каждый народ имеют неповторимую стезю ко спасению. Апостол сказал всем народам Бог “назначил предопределенные времена и пределы их обитанию” (Д.17.26). Божия Любовь связана и с Божественным Провидением, то есть пока народ не созрел – христианская проповедь не осуществляется. Апостол Андрей только благословил нашу землю.
Христиане появляются на русской земле в конце VIII-го века, благодаря прочным связям с Византией. Форпост — город Сурож; святитель Стефан Сурожский – миссионер; одно из его чудес – просвещение одного русского князя из Новгорода! Особое впечатление на Русь произвело чудо 860 года; в точности 18 июня 860 года – Покров Богородицы над Константинополем. Среди осаждавших Константинополь варваров была и Русь – когда казалось, что уже все, что город уже пал, вдруг осаждавшие увидели (почувствовали), что Божья рука не с ними: в море поднялась буря, войска осажденного города воспряли и варвары вынуждены были уходить восвояси.
О дальнейшем имеется надежное свидетельство Фотия (окружное послание 866 года): “Не только болгары, но и руссы (сют) променяли еллинское (языческое — В.М.) и нечестивое учение на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления и великой против нас дерзости, которую имели незадолго перед тем. И … приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью”.
Итак, 1-я епархия на Руси с подчинением Константинополю установлена до 866 года, но после 860 года, предположительно в 862 году.
Сохранилось свидетельство, восходящее к византийскому историку Зонару: год 886-й: “Василий Македонянин, учинив перемирие с народом Росским, способствовал и тому, чтобы он (народ русский) пришел в признание веры христианской. И когда они обещали креститься, послал им архиерея, Михаила митрополита”.
Где скончался митрополт Михаил? В самом ли Киеве? – Можно только предполагать. Могила его – соблюдалась, место захоронения было известно. Мощи его были обретены уже после 1028 года и сохранялись в Киевских (Ближних) пещерах Киево-Печерской Лавры и уже при императрице Анне Иоанновне в1730 году были перенесены в Великую Успенскую церковь. Она же была взорвана в 1941 году. Сейчас восстановлена, но о мощах, там находившихся, пока ничего не известно.
Итак, не смотря на некоторый временной разброс (в 866 году патриарх Фотий указывает на уже готовую епископию на Руси), в основном византийская хроника и русское церковное предание совпадают: первым митрополитом Киевским называют Михаила, получившего благословение святителя Фотия. И по-видимому в 886 году он был еще жив.
Правда, первая попытка христианского просвещения Руси, предпринятая Фотием еще в 60-е годы IX-го века, не совсем удалась. В 80-е годы IX-го века произошла смена власти: Олег, возглавлявший языческую партию, убил Аскольда и Дира и сам сел на Киевский княжеский стол; языческая партия временно возобладала. Но это значит только то, что христианская проповедь продолжалась в подполье – подспудно. Недаром же многие источники соединяют несоединимое: крещение Руси при князе Владимире и патриарха Фотия. Вижимо память о первом христианском просвещении земли Русской была жива.
Мирный договор Руси с Византией 944 года — при Игоре Рюриковиче, — в котором упоминается церковь святого пророка Илии на могиле Аскольда и Дира. Христиане живут и не скрывают своей веры. Гонений нет! Здесь проявилось важнейшее качество русского народа — уживчивость (толерантность). (Этнический состав русской земли весьма пёстрый: поляне, древляне, кривичи, вятичи, чудь, меря, пермь (см. Нестора-летописца в “Повести временных лет”). Этнически русскую землю населяют разные племена с разными обычаями, верованиями, бытовым укладом). Это свойство уживчивости русских племен привело к тому, что при Олеге (конец IX-го — первая половина X-го веков) Русь создает уже единое государство — русская земля объединенная, без тоталитаризма. Поэтому и договор 944 года от всей русской земли.
Объединенная русская земля — это значит, что:
- между территориями обитания отдельных племен нет жестких границ.
- единое войско, защита страны. Русская земля перед лицом внешних уже и в язычестве мыслит себя как единство. И лучшее тому подтверждение — военный договор 944 года с Византийской империей, который составлен от лица всей русской земли.
- путь “из варяг в греки”, которые совершают русские купцы, то есть хорошо налаженный навык общения с другими народами.
Второй этап. Крещение святой равноапостольной Ольги.
По преданию Нестора-летописца — крещение Ольги произошло в 957 году. Но, по свидетельству Ф. И. Успенского — он исследует 957 год и окрестные годы по византийскому придворному журналу: приводятся в основном подробности приема Ольги, обед, посещения и так далее; упоминания о ее крещении нет. Но в числе свиты Ольги упоминается пресвитер Григорий.
Ф. И. Успенский делает вывод, что это — второе посещение Ольгой Константинополя и уже христианкой. Первое посещение было, видимо, в 955 году и тогда же, возможно, и было крещение. (Ольге в это время около 50-ти лет и она вдова). Поскольку нет прямых подтверждающих источников[1], это можно расценивать как историческое предположение.
В русской летописи сказано о крещении Ольги (см. ее житие) — эпизод, где она перехитрила византийского императора, то есть заочно объявила его своим восприемником. Поэтому император не мог жениться на ней – нет такого, чтобы отец женился на дочери.
Ольга приезжает крещенной на Русь (новое имя в крещении Елена) — ее сопровождают 2 пресвитера и низший клир — без епископа. Она везет с собой священные книги, сосуды — все, что полагается только для устройства домовой церкви. Нет ни одного упоминания, чтобы Ольга предприняла христианскую проповедь среди своего народа. Это можно объяснить так: не было еще Божьего мановения на просвещение Русской земли. Еще не пришла пора для крещения Руси. Сам Господь назначает Своему народу предопределенные времена (Д.17.26).
Последние ее годы 957-969 (12 лет) можно назвать домашней христианской жизнью. Сказано, что она крестила многих и, главное, она не скрывала своей веры. Пыталась склонить к вере своего сына Святослава, который аргументировал свой отказ тем, что де засмеет дружина. Умерла Ольга в 869 году. (У Ольги было и славянское имя Прекраса, а имя Ольга она могла получить при свадьбе).
Крещение при Ольге не совершается – не пришла еще пора. Сердца должны готовиться, чтобы потом земля Русская добровольно приняла крещение. Опыт Ольги был весьма важен, так как он учитывался старейшинами, которые впоследствии говорили Владимиру, что “аще бы лих был закон греческий, то Ольга не приняла бы его”.
Христов свидетель, не почувствовав мановения, – выжидает, отступает, так как знает, что важна внутренняя собранность. “Воля Божия да будет. Аще захощет Бог помиловати народу моему и земли Русския, даст им познать Его,” — так потом говорила Ольга.
Это все — предварительные события перед крещением Руси. Далее наступает междуцарствие: Святослав погибает на чужой земле. Его сын Владимир (от Малуши, ключницы Ольгиной, — то есть рабы): его называют “рабичич”; когда Владимир предложил через сватов Рогнеде свою руку, она отвечала: “Не хочу разути рабичича” (свадебный обряд снятия сапог с мужа). Религиозная задача Владимира, когда он приходит к власти — противохристианская. Иногда историки это называют “ревностью к язычеству”. Это не совсем так. Это скорее религиозно-политическая попытка (чуть-чуть похожа на попытку Юлиана-отступника) — влить новое содержание в языческий культ. Но здесь разница кардинальная: Юлиан-отступник был воспитан как христианин, Владимир же христианином еще не был.
Владимир выводит Перуна в разряд верховного божества, причисляет еще новых божков — Даждьбога, Стрибога и так далее. Мифологии типа греческой разработать не удается. Отсюда — мученичество Феодора-варяга. Их пытались сделать жертвой этим новоявленным богам. До этого никогда человеческих жертвоприношений на Руси не было.
Само крещение Руси приведено в записках монаха Иакова Мниха (монаха).
984 год — Владимир почувствовал, что спотыкается. Его усиленная политика укрепления язычества замирает.
984-988 годы — испытание вер. Владимир посылает мудрейших (из своего ближайшего окружения, но и почитаемых в народе старейшин) исследовать веры разных народов. Они побывали у волжских булгар, ничего доброго у них не видали. Побывали у немецких латинян (еще до Великой схизмы) и сказали, что «видели у них всякую службу, но красоты не сидели никакой». В Византии (которая имеет с Русью давнишние военные, торговые и, прежде всего церковно-политические связи, здесь большая церковная политика и пророческое вдохновение святителя Фотия). Послов с Руси в Византии принимают с большим тактом. Их ставят на самое выгодное место в храме святой Софии на торжественном архиерейском богослужении. После чего они свидетельствуют: “Мы не знаем, где мы были, на небе или на земле”. Одновременно, поскольку Русь — уже большая и достаточно консолидированная, существующая как единство, страна, то к Владимиру приходят встречные предложения: от иудеев. Он спросил их: а где ваша земля? — Господь на нас прогневался и нас с нее согнали. — Что ж, вы хотите, чтобы и нас с нашей земли согнали?
Мусульмане — тоже ничего путного сказать не могли.
Наконец, греческий философ-миссионер разворачивает перед Владимиром историю человечества от Адама и завершает ее показом райских обителей и преисподней, где томятся грешники. Это на Владимира производит чрезвычайное впечатление.
Но к этому времени вступают события военные — осада Корсуни (Херсонес). Владимиром проявлено настоящее полководческое искусство, навыки правильной осады. Перекрытие водопровода — и взятие города — у той самой страны, которой предстоит христианское просвещение и церковное устроение Руси.
Из жития святого равноапостольного князя Владимира — женат 13 раз — 12 сыновей и дочь Мария (впоследствии — за польским королем Казимиром). Сын Святополк (Окаянный) от греческой монахини, Борис и Глеб от болгарыни. Взамен на военную помощь в борьбе с бунтовщиком – Вардой Фокой – требовал руки царевны Анны, был обманут: и тогда напал на Корсунь. Корсунь взята: он вновь потребовал руки сестры обоих Византийских императоров Василия и Константина — Анны. Поскольку он — победитель, то пришлось отказать германскому наследнику, будущему императору Священной Римской империи Оттону II, и отдать ее Владимиру.
После взятия Корсуни Византия вспоминает завет патриарха Фотия, который хотел покорить северные народы не путем войны, а через обращение в веру. На Русь направляются два епископа и священники Константинопольского Патриархата.
Когда прибывает со свитой и духовенством царевна Анна, то застает, что от какой-то болезни Владимир слепнет. Слепота, попущенная Господом, является образом слепоты духовной. Но тем радостнее ему было прозреть после крещения. По крещении он свидетельствует: “Днесь познал я истинного Бога”. После крестилась его дружина.
Господь хранил Русскую землю непреодолимой благодатью. Владимир сопровождался греческим духовенством. Неся главу священномученика Климента (его мощи были обретены равноапостольным Кириллом), Владимир со славою возвращается в Киев и начинается сбрасывание идолов из серебра и золота в Днепр, сожжение деревянных, разрушение капищ и закладка Десятинной церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Молитва князя Владимира перед крещением народа Киевского: “Боже, сотворивший небо и землю. Призри на новых людей сих и даруй им, Господи, уведать Тебя, истинного Бога, как уведали страны христианские. Утверди и в них веру правую и невозвратную. Мне же помоги, Господи, на сопротивного врага. Да надеяся на Тебя и Твою державу, побежду его козни” (Владимир был неграмотный — молитва вылилась из его души). По летописи – крещение народа совершалось мирно, а летопись не приукрашивает своих дел.
Мысленно представим себе, может быть, единственное в истории Руси время, напоминающее идиллию. Владимир был прозван Святым задолго до канонизации (в середине XIII-го века): за 27 лет (с 988 года по 1015 год) утешения и радости для всей земли. Ни одно злое движение не получало своего развития. Владимир, прежде всего, отменил смертную казнь; а такого не было нигде ни на Западе, ни на Востоке. И на запрос самих греческих иерархов отвечает: “Боюсь греха”. По совещании приходят к промежуточному решению — штрафа.
Бывшие язычники уходят из своих домов, никем не гонимые поселяются в своих лесах. Легенда о Соловье-разбойнике — оттуда. В житии описано: поймали разбойника Могута. Владимир вместо допроса велит отвести его на митрополичий двор. И разбойник кается. Тогда Владимир, умилившись сердцем, велел оставить его там привратником.
Организуются христианские школы (книги поступают из Болгарии).
Последнее — идиллическая деталь: Владимир, уверовавши в Бога, полюбивший Его всем сердцем, уверовал и в преизбыточную благодать Божию, даже и в отношении материальном. Посреди двора постоянно накрытые столы, безвозмездная помощь из княжеской казны. Для тех, кто не может сам ходить, для больных, слабых, сидящих по домам, целый день развозятся возы с медом, пивом, хлебом и всякой снедью. Во время пира часто сам Владимир ходил и угощал всех присутствующих, а за стол не садился. И это все по-христиански – всех привечай, но трапезничать со всеми не садись. Словом, это время, которое сразу же в глазах ближайшего поколения (2-х – 3-х) стало былинным.
Непреодолимой благодатию живут в мире сыновья самого Владимира от разных браков: Святополк (будущий Окаянный, сын от плененной греческой монахини, которую он сделал своей наложницей), Ярослав (будущий Мудрый), Владимир (от Рогнеды), Борис и Глеб (от болгарыни), Мстислав. От последней Анны — христианской жены — только дочь. В описании этого времени путаются историки, смешивая Владимира-язычника и Владимира-христианина, особенно отечественные историки, которых приходится читать критически. Эта солнечная страница русской истории продолжается 27 лет и остается в памяти как время, близкое к райскому.
Владимир удивительным предвидением в основу всей внешней политики поставил защиту границ, а не захват. Он разрабатывает принцип концентрических укреплений: 1-й круг- область Киева — по всем рекам ставятся укрепленные города. Далее 2-й круг и 3-й. Система гонцов — сквозная информация о том, что творится на окраинах. Вот в общих чертах характеристика того великого духовного наследия, которое оставил нам святой равноапостольный князь Владимир. Когда ему пришла пора отходить ко Господу, он встретил это время с упованием на Божию милость.
Его предсмертная молитва: “Господи, Боже мой, не знал я Тебя, но Ты меня помиловал и святым крещением просветил. И дал мне познать Себя, Творца всяческих, Отца Господа нашего Иисуса Христа. Слава Тебе, Владыка, с Сыном и Духом. Не помяни моей злобы, ибо если я не ведал Тебя в язычестве, то ныне ведаю. Помилуй меня, Господи. Если хочешь мучить за грехи моя, казни меня Сам, но не предавай меня в руки диавола”.
Святой Владимир был обучен всего лишь азам веры, не богословию. Но даже азы веры способны воспитать высокую духовную жизнь. За предыдущее язычество христианина не судят. Кончина святого равноапостольного князя Владимира (ему было около 70 лет) — в 1015 году.
Устроение новопросвещенной русской земли при князе Владимире.
Начинается устроение церковное Руси. Были намечены города, которые должны были стать центрами епархий: Новгород и Ростов, позже — Суздаль. Епископальным городом становится Чернигов (вятичи), также Туров, Полоцк; к западу – Владимир-Волынский[2]. А более мелкие города (административно подчиненные более крупным): Муром и прочие — епископиями не являются, в них столько пресвитер. Греческая константинопольская Церковь дает вновь устроенной русской некоторые права автономии.
При изучении церковной деятельности равноапостольного Мефодия — сколько ему было страданий, что епископ на две страны — Моравию и Паннонию — он один. Здесь сразу же епископов несколько и право хиротонии новых прямо на русской земле — без сношения с Константинополем. Нет централизации в Киеве. Только митрополит Киевский посвящается в Константинополе; посвящается епископ и в другую епархию, если следует запрос от русской Церкви. Поставляются новые священнослужители из “боярских детей”, то есть из местных.
Впоследствии при Ярославе Мудром, начиная с 1037 года, только Киевский митрополит получает посвящение в Константинополе. Здесь — сразу же церковная политика Константинопольского патриархата в отношении Руси отмечена важнейшим качеством доверия матери-Церкви к своему новому чаду.
Греческая иерархия, прибывающая на Русь, сразу же становится советником великого князя не только в церковных, но и светских делах. Епископ действует через увещевание. Например, митрополит Никифор пишет Владимиру Мономаху: “В твой слух входит стрела”, то есть научись распознавать истину, а не только слушать своих советников – сам доходи до всего. Одной Божией благодатию преодолеваются множество проблем, которые мы видели в Византии при взаимоотношениях церковной и императорской власти.
Новая парадигма, новый образец истинного творчества во Христе – благоверный князь Руси, когда Евангельское слово проникает прямо в душу: Владимир научился быть служащим, будучи начальствующим – это сохранилось, как образец простоты для начальника, и продолжалось многие века, вплоть до Ивана III.
[1] Косвенный – есть: западный источник (“Продолжатель Регинона”) сообщает о “Елене” (христианское имя Ольги), королеве Ругов (тогдашнее латино-германское название русов, или россов), которая при Константинопольском патриархе Романе (Лаканине, соправителе Константина VII) крестилась в Константинополе:
[2] Тьму-тараканская кафедра, по-видимому, существовала до 988 года.