Два патриарха.

Print Friendly, PDF & Email

Назад к списку Статей

Патриарх Пимен: родился в 1910 – скончался 3 мая 1990 года. И это был человек таинственной судьбы – вся его личность, хотя и прошло 32 года со времени его блаженной кончины, до сих пор не разгадана, в отличие от его предшественника патриарха Алексия I.

Патриарх Алексий I происходил из дворян Симанских (видимо – предки из Польши, как и у Евгения Абрамовича Баратынского[1]). Отец патриарха Алексия I сильно задержался в камер-юнкерах, но всё же получил камергера. В семье Симанских было пятеро детей (4 сына и одна дочь) и в семье очень почитался митрополит Московский Филарет; одного из братьев будущего патриарха звали Филаретом (в честь святителя Московского). Но старший сын Сергей, закончив Санкт-Петербургский университет (юридический факультет) в 1902 году (и ему 25 лет), принимает постриг в подземной церкви Антония и Феодосия Печерских в Гефсиманском Черниговском скиту. В 1904 году подал на защиту в Московскую духовную академию магистерскую диссертацию, которая не была принята к защите.

У будущего патриарха Алексия I выходит сочинение[2], которое называлось «Комбатанты и не комбатанты во время войны» (т.е. сражающиеся и мирные жители). И эти наработки ему ещё пригодятся и во время Первой мировой войны, и в особенности – Второй.

В 1913 году Алексий Симанский получил хиротонию во второго викария Новгородской епархии. Петербургский митрополит тогда назывался – Санкт-Петербургский и Новгородский.

Таким образом, перед нами средняя карьера, но диссертант Алексий Симанский утверждал в 1904 году, что в России не может быть революции, хотя она уже стучалась в двери России.

Но вот она произошла и предсказание преподобного Аристостоклия Московского (память 24 августа ст.ст.) уже в 1918 году было дано: белая армия потерпит поражение.

Но и красная армия для Симанских была невозможна – психологически невозможна. Хотя В России чего только не бывает. Например, Сергей Александрович Островский – третий сын Александра Николаевича Островского (великого драматурга) был камергером, а потом стал красноармейцем. Скончался в 1929 году по-христиански и провожал его «в путь всея земли» иеромонах тогда и будущий митрополит Гурий (Егоров)[3].

Сергей Александрович Островский работал в институте русской литературы (Пушкинский дом в Ленинграде), куда он переехал после отставки из красной армии и передал в Пушкинский дом рукописи и личные вещи своего отца.

Что же касается Симанских, младший любимый брат епископа Алексия был расстрелян в 1918 году за отказ вступить в красную армию, т.к. был гвардейский офицер.

Отец будущего патриарха Алексия I Владимир Андреевич Симанский дожил до 1929 года, будучи на попечении старшего сына, т.е. Сергея Владимировича (будущего патриарха Алексия I) – всех остальных его сыновей расстреляли ещё до прихода к полной власти Сталина.

Любопытный эпизод. В 1926 году епископ Алексий приходит со службы (уже после ссылки, из Казахстана) и спрашивает отца: «Папа, Вы сегодня кушали?» Надо учесть, что тогда у епископа Алексия не было ни келейника, ни кухарки. Владимир Андреевич Симанский (1853 – 1929) отвечал: «А мне никто не подавал». И сын начинал варить ему кашу. (Об этом мне сообщила Клавдия Георгиевна Петруненкова (в монашестве Капитолина; в схиме снова Клавдия).

Революция многих «ударила по темени». Как писал позднее Владислав Фелицианович Ходасевич[4], «Семнадцатый год нас оглушил». И епископ Алексий, а затем архиепископ Хутынский, дважды просился в эмиграцию у старца Серафима Вырицкого[5] (великий старец и прозорливец: причислен к лику святых – память 21 марта).

Первый раз архиепископ Алексий просился в эмиграцию в 1928 году, будучи уже членом Сергиева патриаршего Синода. Второй раз он просился в эмиграцию в 1932 году. Серафим Вырицкий ему категорически отказал и предсказал ему, что он будет патриархом и пребудет в этом служении 25 лет. Это сбылось: Алексий I — патриарх с 1945 по 1970 годы. (Но неуверенная, зыбкая надежда об эмиграции в нём ещё жила).

В 1933 году Алексий — уже митрополит Ленинградский (правящий архиерей); был, как и прежде – член Сергиева патриаршего Синода, но в 1935 году Синод самораспустился. События завертелись с бешеной быстротой.

Отступление.

Можно ли Пимена (патриарха) представить себе, поступающим так: т.е. с попыткой уйти в эмиграцию? Нет, конечно.

В 1939 году – договор Молотова – Риббентропа; новые территории – вся Прибалтика, Бессарабия, Западная Украина; и Великая отечественная война. Тогда же, уже с 1942 года, начинается предварительное знакомство архиереев Русской Православной Церкви с товарищем Сталиным. Сталин всякий раз специальной телеграммой благодарит митрополита Алексия за патриотизм и патриотический акт – сбор средств в помощь Советской армии.

Конечно, Сталин чтит церковную иерархию и никогда не забывает – кто в Церкви главный (т.е. блаженнейший митрополит Сергий). И всё-таки к митрополиту Ленинградскому у Сталина особое отношение. Алексий просил у Сталина за ссыльных и заключённых священнослужителей на «кремлёвской вечере», т.е. поздним вечером 4 сентября 1943 года. Впоследствии он также просил товарища Сталина за русских эмигрантов, желающих вернуться на родину. Это уже после Поместного собора 1945 года, когда митрополит Алексий стал патриархом. В послевоенное восьмилетие – открытие многих храмов; открытие Троице-Сергиевой лавры в 1946 году. Непочтительности к патриарху Сталин не терпел и за такую непочтительность архиепископ Мануил Лемешевский в 1948 году получил 10 лет лагеря и был освобождён в 1955 году.

Наконец, о смерти Сталина.

Речь патриарха Алексия I перед панихидой по Сталину, 9 марта 1953 г.

РЕЧЬ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И. В. СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН.

9 марта 1953 года

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в его последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация, в составе: Высокопреосвященного Митрополита Николая; представителя Епископата, духовенства и верующих Сибири, архиепископа Палладия; представителя Епископата, духовенства и верующих Украины, архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.

И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.

(Журнал Московской Патриархии, 1953 год, №4)

(Подчёркнуто В.М.)

Всё кончается. Постановление ЦК КПСС[6], уже при Хрущёве, 7 июля 1954 года нанесло первый удар.

«О крупных недостатках в научноатеистической пропаганде и мерах её улучшения».

  1. Обязать министерства просвещения союзных республик и Министерство высшего образования СССР усилить воспитательную работу среди учащихся и студентов в духе воинствующего материализма, организуя в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах систематическое проведение популярных бесед и лекций на естественнонаучные, атеистические темы, (подчёркнуто мной – В.Е.) демонстраций научных кинофильмов.

Преподавание предметов (история, литература, естествознание, физика, химия и т. д.) насытить атеистическим содержанием (подчёркнуто мной – В.Е.), а в программу вузов по диалектическому и историческому материализму включить темы по научно-атеистическим вопросам.

Обсудить на совещаниях и конференциях учителей вопрос об усилении антирелигиозного воспитания учащихся.

  1. Обязать ЦК ВЛКСМ улучшить научно-атеистическую пропаганду среди молодежи, широко вовлекать молодых рабочих, служащих, колхозников и учащихся в различные коллективы художественной самодеятельности, в спортивные организации, технические, сельскохозяйственные и научные кружки, уделив особое внимание работе среди той части молодежи, которая еще находится под влиянием церкви.

(См. «Постановление ЦК КПСС» и «Русская Православная Церковь в советское время», сборник в 2-х т.т. (предисловие митрополита Антония Блюма), т.2. Москва, «Пропилей»[7], 1995 г., с.10 — 11).

Необходимое Нота-бене: вот почему мы ещё в 1965 – 1966 г.г. не проходили Достоевского; и не проходили Тютчева (даже старались его не упоминать), зато сидели на Некрасове (6 уроков!) И много чего другого…

А Ф.М. Достоевского ввели в программу уже в 1968 году, при Брежневе; правда, сразу «Преступление и наказание».

О хрущёвских гонениях на Церковь Христову написано много и в том числе ссылались на высказывание Хрущёва: «показать по телевизору последнего попа», а также построить коммунизм через 20 лет, которое было дано на XXII съезде в октябре 1961 года. Всё это были просто мечты, а ведь хорошо известно – кто главный родоначальник всякой мечты в мироздании – дьявол. И Господь не попустил дьяволу торжествовать в Русской Православной Церкви.

Алексий I скончался 17 апреля 1970 года накануне Лазаревой субботы на 93 году жизни. Согласно его завещанию его место заступил Пимен Извеков в качестве местоблюстителя патриаршего престола.

По сравнению с биографией патриарха Алексия I биография патриарха Пимена более спокойная и даже, можно сказать, – более обыкновенная для той эпохи.

Невозможно себе представить, чтобы патриарх Пимен, являясь к Брежневу раз в две недели, говорил о церковных нуждах. Но и нельзя себе представить, чтобы патриарх Пимен, который пережил Брежнева на 7,5 лет, (Брежнев скончался 10 ноября 1982 года) говорил о Брежнева так же, как патриарх Алексий I говорил о Сталине. Хорошо, если он воздохнул молитвенно в своей Крестовой патриаршей церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери в Чистом переулке, дом 5.

В биографии патриарха Пимена даже не было особо ярких страниц. И он никогда не фигурировал в литературных произведениях под своим именем, в отличие от патриарха Алексия I, который есть у Георгия Иванова[8] и у Солженицына в романе «В круге первом». Патриарх Пимен изображен на полотне Ильи Глазунова «Патриархи Российские» и на картине Павла Корина[9] «Русь уходящая». Но и Алексий I там тоже есть.

В биографии патриарха Пимена чувствуется «веяние тихого ветра»: «после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 книга царств, гл.19., ст.12).

23 июля (н. ст.) 1910 года, в праздник Положения ризы Господней в Москве, в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых родился мальчик, которого крестили с именем Сергий – будущий предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Пимен. Место его рождения – село Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии. Это родина его отца. В официальных биографиях местом рождения патриарха значится город Богородск (ныне Ногинск), где жила семья патриарха.

Сына в семье ждали долго: после рождения старшей дочери Марии все дети Извековых: Анна, Владимир, Михаил, Людмила – умирали в младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу. Так родился Сергей Извеков – дитя молитвы и обета.

Отец Сергея работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, где и жила его семья. Матери удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями «русского златоуста» – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший патриарх Пимен.

Когда произошло отречение царя (2 марта (ст.ст.) 1917 г.), и затем октябрьский переворот (25 октября (ст.ст.) 1917 г.), на семью Извекова это не произвело сильного впечатления. Есть два авторитетных свидетельства: митрополита Вениамина Федченкова «На рубеже двух эпох» («Отчий дом», Москва, 1994 г., стр.261-262) и святителя Тихона Московского. Цитата святителя Тихона: «Установление той или иной формации не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение» (Послание святейшего патриарха Московского и всея Руси Тихона от 25 сентября (ст.ст.) 1919 года, абзац 3).

В этом отношении семья Извековых была как все; как большинство русского народа и как сын народа — святейший патриарх Тихон; а самому Сергею Извекову тогда было 6-7 лет.

Но вот проходит ещё 8 лет и Сергей Извеков откликается на призыв Господень: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.» (Ев. от Иоан., гл.15, ст.16). Сергей Извеков идёт и остаётся верен Господу до последнего вздоха.

В 1925 году в пустыне святого Параклита Духа Святого[10] Сергея Извекова постригают в рясофор с именем Платона. Ещё два года спустя в 1927 году его постригают в мантию с именем Пимена[11].

В 1927 году происходят два судьбоносных события: объявляется первая безбожная пятилетка и 20 мая советское правительство регистрирует митрополита Сергия (Страгородского) и при нём временный патриарший Синод. Ответом на регистрацию и было первое пастырское послание Синода: от Сергия и Синода, 29 июля 1927 года – так называемая «ДЕКЛАРАЦИЯ»[12].

К слову сказать: патриарх Пимен остался верен духу и букве ДЕКЛАРАЦИИ без всяких сомнений и экивоков до конца своих дней.

В 1929 году окончательно закрывают пустынь святого Параклита (будет восстановлена в конце 1990 года) и монах Пимен перебирается в Москву, где его рукополагают во иеродьякона, а затем и во иеромонаха; Филипп – архиепископ Звенигородский, управляющий делами Московской епархии (член Сергиева патриаршего Синода). В эти же годы художник Павел Дмитриевич Корин пишет свою картину «Русь уходящая», начиная с 1925 года и пишет иеромонаха Пимена начиная с 1931 года (последний эскиз – в 1935 году).

В 1932 году иеромонаха Пимена призвали в армию, где он прослужил до 1934 года; затем был арестован и препровождён в Среднюю Азию в исправительно-трудовой лагерь в Узбекистане. В лагере иеромонах Пимен пробыл 7 лет на общих работах – рыл каналы (выучил узбекский язык).

С началом Великой Отечественной войны иеромонаха Пимена опять призвали в армию и зачислили в 519 стрелковый полк, где он был помощником начальника штаба по тылу; затем переведён в 702 стрелковый полк 213 стрелковой дивизии, где был заместителем командира роты. 28 июня 1943 года пропал без вести в связи с ранением; исключён из армии приказом от 17 июня 1946 года уже после войны. Находился на лечении в разных госпиталях, а после выздоровления попал под суд и был осуждён на 10 лет лагерей.

Из лагеря удалось освободиться – помогла служба во время войны в штабе генерала Ватутина и ходатайство самого генерала.

Наконец, весной 1945 года иеромонах Пимен вновь предстоит алтарю в Благовещенском соборе города Мурома.

И снова в судьбе иеромонаха Пимена принимает участие — на этот раз епископ Одесский (с 1944 года) Сергий Ларин[13] (скончался в 1967 году). Иеромонах Пимен переезжает в Одессу и назначается казначеем Ильинского монастыря. В 1947 году вместе с епископом Сергием (Лариным) — переезд в Ростов-на-Дону; Пимен – уже игумен и ключарь кафедрального собора и секретарь епархии. В Ростове Пимен служил только ранние литургии (ключарь должен быть всегда на месте, считал владыка Сергий), на которых ввёл общенародное пение. По свидетельству митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира Сабодана[14], впоследствии – блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, (скончался в 2014 году) патриарх Пимен всех старых прихожан кафедрального собора помнил по именам.

В 1949 году игумен Пимен (с 1950 года – архимандрит) назначен наместником Псково-Печерского монастыря. О Псково-Печерском монастыре с его богозданными пещерами предсказывал святой Иоанн Кронштадтский: «многие монастыри закроются, но Псково-Печерский монастырь не закроется до скончание века и там будет великий старец Симеон». Старец и был – преподобный Симеон Желнин (скончался в 1960 году).

А Пимен был наместником Псково-Печерского монастыря с 1949 и по 1954 год, т.е. он мог регулярно общаться с преподобным Симеоном и духовно напитывался от него и благодатно укреплялся на всю оставшуюся жизнь.

В 1954 году архимандриту Пимену предстоит новое перемещение – наместником в Троице-Сергиеву лавру, где пришлось сочетать церковную административную работу и пастырское делание. Особенное внимание отец Пимен обращал на уставное богослужение, на церковное пение; старался не пропускать братские молебны и, конечно, если на седьмицу выпадал полиелей Божией Матери (её какой-либо чтимой иконе)[15], он непременно его возглавлял.

К наместничеству архимандрита Пимена в Лавре относится одна характерная история, случившиеся в начале 1957 года – он задумал устроить в Лавре ещё два престола: святителя Иоасафа Белгородского (под его наблюдением была построена знаменитая колокольня Лавры) и иконы Божией Матери Серафимо-Дивеевской – «Радости всех радостей», по выражению преподобного Серафима Саровского.

Новые приделы предполагалось устроить в трапезной церкви. Все работы велись в тайне: что-то в мастерских Лавры, что-то в частных домах; с помощью друга патриарха – старожила Сергиева Посада (тогда Загорска) Сергея Михайловича Боскина. Боскин Сергей Михайлович тогда был регентом, художником и замечательным уставщиком и знатоком церковных служб; позднее – протодьякон.

Когда всё было готово, то в одну ночь престолы были установлены и освящены. Часов в 11 пришли работники музея, расположенного в Лавре, возмутились и предложили всё «вернуть как было». Пимен им отвечал, что «вы тогда и ломайте». Так всё и осталось до сих пор. Сообщено мне самим Сергеем Михайловичем Боскиным. Духовная дружба наша с ним продолжалась с 3 февраля 1977 года до его кончины 19 января 1992 года.

Мудрено ли, что от Пимена решили избавиться и избавить от него Лавру; но патриарх Алексий I его ценил и возлагал на него определённые надежды.

Причин к снятию не было, но оставался дежурный выход – хиротония в викарные архиереи и подальше от Москвы. 17 ноября 1957 года в кафедральном соборе Одессы совершилась хиротония архимандрита Пимена во епископа Балтского – викария Одесской епархии.

26 декабря 1957 года Пимена перевели в викарные архиереи Московской епархии – епископом Дмитровским. Гонения (Хрущёвские) разворачивались: из 5 семинарий осталось 3 – в Москве, в Ленинграде и в Одессе. Была закрыта знаменитая Глинская пустынь; с трудом отстояли Почаевскую лавру. Хрущёв пытался работать чужими руками – были выдвинуты несколько священников — ренегатов (Осипов, Дулуман и другие), которые выступили с хулой на Бога и на Церковь и были отлучены от Церкви в 1959 году. Обстановка накалялась; Хрущёв в 1954 – 1959 годах заявлял, что это он разрушает наследие Сталина и в 1962 году заявил, что покажет по телевизору последнего попа.

Однако, 14 октября 1964 года (праздник Покрова Божией Матери) Хрущёва освободили от всех должностей, т.е. премьер-министра и первого секретаря ЦК КПСС. Наступила новая эпоха.

Хрущёв скончался 11 сентября 1971 года, уже после интронизации патриарха Пимена, которая совершилась в праздник Владимирской Божией Матери 3 июня 1971 года. Интронизация патриарха Пимена совершилась с полного разрешения правительства Брежнева. Как бы сказал святитель Тихон Московский: «Надо учиться жить в новых условиях: когда надо было выживать и веровать в конечное торжество Христовой правды».

В июле 1961 года скончался протопресвитер Николай Колчицкий[16], который не дожил до собора 1961 года[17]. На этом соборе принято решение, по которому священник становился наёмником церковного совета – сам не будучи его членом. Иные священнослужители, и в том числе протоиерей Николай Ведерников,[18] прямо именовал этот собор «разбойничьим».

В июле 1960 года епископа Пимена назначили управляющим делами Московской Патриархии и 23 ноября 1960 года он был возведён в сан архиепископа и введён в состав Священного Синода; затем переводят на Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита; а затем ставят митрополитом Крутицким и Коломенским – первым помощником Святейшего патриарха Алексия I. В этом сане и на этом месте он встретит кончину патриарха Алексия I (17 апреля 1970 года).

От патриарха Алексия I осталось завещание – согласно 23 правилу Антиохийского собора патриарший престол наследовать нельзя: «Епископу не позволяется вместо себя поставлять другого как преемника себе, хотя бы сам он был и при конце жизни. Если же нечто подобное совершается, то поставление да не будет иметь силы. Пусть соблюдается церковное установление, определяющее, что это не должно совершаться иначе, как только на Соборе и по решению епископов, имеющих власть после кончины преставившегося производить достойного».

Но местоблюститель – хранитель патриаршего престола, чтобы его не захватил узурпатор, может быть поставлен и по завещанию, как временно исполняющий обязанности.

В завещание патриарха Алексия I значилось, что местоблюстителем патриаршего престола быть высокопреосвященному Пимену, митрополиту Крутицкому и Коломенскому.

Так было составлено завещание, но были и особые мнения. Например, в Московской духовной академии преподаватели, сотрудники и студенты разбились на две партии: сторонники Филарета Денисенко (ныне анафематствован) и Никодима (сторонники митрополита Никодима Ротова).

Собор, избравший патриархом митрополита Пимена, можно сказать, что был судьбоносным. А именно, он исправил отклонение от Христовой правды, тяготевшей в РПЦ ровно триста лет: с 1666 – 1667 годов – это осуждение старых обрядов и придерживающихся их православных христиан. Хотя по этому вопросу подготовка была проведена в 1929 году, т.к. в апреле 1929 года митрополит Сергий собирает заседание Синода и вносит на повестку дня совершенно новый для того времени вопрос: вопрос о старообрядцах.

Синод из 12 епископов не мог отменить решение двух соборов – 1656 года и Большого Московского собора 1666 – 1667 годов. Но этот Синод мог служить предсоборным совещанием для будущего собора РПЦ.

И вот в качестве предсоборного совещания Сергиев Синод принимает положение о старообрядцах в отточенных формулировках:

  1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными. как и новые обряды, и равночестными им.
  2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
  3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Старообрядческий вопрос попадает в повестку дня Поместного собора 1971 года[19], возглавляемого патриархом Пименом. Пимен почитал патриарха Сергия и считал его святым мужем. Пимен и привлёк формулировки Сергия по старообрядческому вопросу и вынес их на рассмотрение собора.

Определение Поместного собора 1971 года:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Собравшийся в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске Поместный Собор Русской Православной Церкви счел благовременным подвергнуть соборному рассмотрению решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви: Московского 1656 года и Большого Московского 1667 года — в части, касающейся наложения ими клятв на старые русские обряды и на употребляющих их.\

…На основании определений этих Соборов упорствующие последователи старых обрядов были отсечены от Церкви, и образовался раскол, называемый старообрядческим, который вот уже более трехсот лет продолжает составлять предмет глубокой скорби и озабоченности Русской Православной Церкви…

Мы, составляющие Поместный Собор Русской Православной Церкви, равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года, рассмотрев вопрос о наложенных этими Соборами клятвах с богословской, литургической, канонической и исторической сторон, торжественно определяем во славу Всесвятого Имени Господа нашего Иисуса Христа:

  1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
  2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
  3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру».

1971 – 1972 годы – ситуация в стране и в Церкви не совсем благополучна. В одной Москве в 1973 году, по некоторым данным, насчитывалось около 10000 отказников – людей, получивших высшее образование и отказывающихся работать по специальности. Многие из них (отказников) — верующие и даже церковные люди. К этому времени уже были налажены каналы для пересылки за границу отечественной религиозной литературы для издания её за границей – «тамиздат», так сказать. Классический пример – произведения отца Дмитрия Дудко. Это всё не для тамошней публики, а для нашей. Так же использовали каналы диссиденты.

Патриарх Пимен, конечно, всё это знал, но он сумел поставить дело так, что никто не требовал от него ни осуждения этих действий, ни тем более церковных прещений против них. Патриарх Пимен всегда мог уклониться, а у патриарха Алексия I при вводе войск в Чехословакию потребовали письма в поддержку государственной политики.

И никто не ожидал великопостного письма Солженицына на Крестопоклонную неделю Великого поста 1972 года. Патриарх его читал. Письмо было выдержано в почтительном тоне. Но Солженицын плачет и рыдает; и в частности, о том, что детей не пускают в храм (на самом деле – пускали и на входах в храм сторожа не стояли).

Солженицын утверждал, что в посланиях патриарха нет протеста против административных притеснений верующих мирян. Александр Исаевич договорился до того, что от одного безмятежного послания к другому в один ненастный год не отпадёт ли нужда писать их вовсе – их будет не к кому обратить; не останется паствы кроме патриаршей канцелярии.

В первом послании к Тимофею (гл.2) сказано:

1 Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей,

2 за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве.

3 Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу,

4 Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины.

И в свидетельстве закона также сказано:

  1. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
  2. после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь].

(3 кн. Царств гл.19, ст. 11-12)

Пимен прочёл великопостное письмо Солженицына и сказал: «Его бы на наше место» и не дал никакого ответа. Сам Господь сказал: «Не мешайте детям приходить ко Мне»

Сравни Ев. от Матвея гл.19, ст.14 и Ев. от Марка гл.10, ст.14

19:14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

10:14. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Но, прежде всего, вера – это духовный благодатный дар. См. 1-ое послание к коринфянам:

7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу.

8 Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;

9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;

10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. (1 Кор. 12, 9).

(выделено мной – В.Е.).

И далеко не все, получившие религиозное воспитание, вырастают верующими. Примеров много. Тургенев всю жизнь ненавидел церковные праздники, потому что они ассоциировались у него с детством и с характером его матери. У меня есть пример из близкого мне круга: человека с детства водили в храм; в святых отцах он начитан; и на склоне лет не верит в Воскресение Христово. Да ещё ближе – мой отец Михаил Павлович Ерёмин – сын не просто верующих родителей, а бессменного церковного старосты (с 1902 по 1927 год) и затем – исповедника Христовой веры. Павел Ефимович Ерёмин скончался в лагере 27 сентября 1947 года в день Крестовоздвижения.

В то же время мой отец вырос безбожником и лишь на склоне лет вновь обрёл веру. До старости у него была безотказная память. Например, стихи он запоминал со второго прочтения; но каждый вечер учил Символ веры и не мог запомнить. Но воспринимал этот казус правильно – как наказание Божие и говорил тогда: «Вот я выучу Символ веры и Бог мне веру пошлёт». А что наши «поповичи» XIX-го века? Добролюбов, Чернышевский, Благосветлов, Чехов и иные – сыновья священников вырастали безбожниками.

Наконец, само свидетельство Александра Исаевича Солженицына:

Акафист

Да когда ж я так — допуста, дочиста

Всё развеял из зёрен благих?

Ведь провёл же и я отро́чество

В светлом пении храмов Твоих!

 

Рассверкалась премудрость книжная,

Мой надменный пронзая мозг,

Тайны мира явились – постижными,

Жребий жизни – податлив, как воск.

Кровь бурлила – и каждый вы́полоск

Иноцветно сверкал впереди, –

И, без грохота, тихо рассыпалось

Зданье веры в моей груди.

 

Но пройдя между быти и небыти,

Упадав и держась на краю,

Я смотрю в благодарственном трепете

На прожи́тую жизнь мою.

 

Не рассудком моим, не желанием

Освящён её каждый излом –

Смысла Высшего ровным сиянием,

Объяснившимся мне лишь потом.

 

И теперь, возвращённою мерою

Надчерпнувши воды живой, –

Бог Вселенной! Я снова верую!

И с отрёкшимся был Ты со мной…

 

Каторга способствовала обретению веры. Но вот Солженицын укоряет патриарха, что он ищет заблудшую овцу в эмиграции, а где свои 99 отечественных (они-то на месте ли?)!

Ср. Ев. от Мат., гл.18, ст.12

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

Ср. Ев. от Луки гл.15, ст.4

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её?

Теперь мы можем сказать, что ситуация в 70-тые годы XX-го века была далеко не так плачевна, как Александр Исаевич пытается представить. Именно в это время Господь воздвиг Своих свидетелей: отца Иоанна Крестьянкина, отца Николая Гурьянова, отца Тихона Пелиха, отца Германа Красильникова из Шеметова и некоторых других. Отец Кирилл Павлов и отец Наум Байбородин и другие – это уже преемники их.

«Детям заграждён путь в храм» – а как же отец Дионисий Шлёнов[20] (1971 года рождения), которого мать водила в храм с 2-х лет. Именно люди, которым сейчас 50 с небольшим, именно тогда выросли и церковно сложились в храме при своих духовниках.

Вот, например, имена некоторых людей, которых я знаю лично (люди 60-х годов рождения):

  1. Митрополит Феогност (Гузиков) — Митрополит Феогно́ст (в миру Игорь Миха́йлович Гу́зиков; 6 октября 1960, посёлок Селиваново, Владимирская область) — архиерей Русской православной церкви, митрополит Каширский, викарий патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. Управляющий викариатством новых территорий города Москвы и благочинием ставропигиальных приходов и патриарших подворий вне города Москвы, а также настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицке города Москвы. Член комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству.
  2. Митрополит Даниил (Доровских) — Митрополи́т Дании́л (в миру Александр Григорьевич Доровских; род. 27 декабря 1960, Воронеж) — епископ Русской Православной Церкви, митрополит Курганский и Белозерский, глава Курганской митрополии, кандидат богословия.
  3. Митрополит Георгий (Данилов) — Митрополи́т Гео́ргий (в миру Василий Тимофеевич Данилов; 14 августа 1964, Жлобин) — епископ Русской православной церкви, митрополит Нижегородский и Арзамасский, глава Нижегородской митрополии.
  4. Епископ Порфирий (Шутов) — Епископ Порфирий (в миру Владимир Викторович Шутов; род. 19 октября 1965, Саров, Горьковская область) — архиерей Русской православной церкви, епископ Озёрский, викарий Патриарха Московского и всея Руси. Наместник Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
  5. Архимандрит Павел (Кривоногов) – 1966 года рождения — наместник Саввино-Сторожевского монастыря (в прошлом — насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры).

Во всяком случае в числе «слушающих слово Божие и хранящих его» (Ев. от Л., гл.11, ст.28) есть не только «в патриаршей канцелярии». Известно, что Александр Исаевич Солженицын был похоронен по-христиански в некрополе Донского монастыря, но успел ли он исповедоваться и причаститься, покаялся ли он в этом праздном слове о «патриаршей канцелярии», неизвестно.

Что касается меня, то я тогда была из первого эшелона интеллигенции; с университетским образованием – мне было 26 лет зимой в январе 1976 года. Никто из старушек (храмовых служительниц) на меня не косился. Дело было в храме Иоанна Предтечи в Ивановском; храм был полон каждое воскресенье, причащались многие, хотя меньше, чем сейчас. Можно твёрдо сказать, что 99 овец были целы.

Всё когда-то кончается: в 1974 году — Александр Исаевич Солженицын был выслан из страны и лишен советского гражданства, которое было возвращено ему уже при Горбачеве в 1989 году. Солженицын не спешил им воспользоваться, принял его, но уже в другой стране после развала Советского Союза.

А в Церкви стояли на очереди другие проблемы. В том же 1974 году патриарх Пимен и священный Синод при патриархе обратились к Русской православной Церкви за Рубежом с призывом вернуться в объятья Отча – присоединиться к Матери-Церкви. Официального ответа на этот призыв так и не последовало, но сочувственные публикации в прессе были. Это не помешало впоследствии, уже в 1991 году иерархии РПЦЗ попытаться распространить свою юрисдикцию на каноническую территорию Русской Православной Церкви; даже патриарх Алексий II назвал такие попытки беззаконными (см. журнал Московской патриархии, 1991 г., №9).

Но во второй половине 70-х годов стало как бы полегче – в 1976 году был принят государственный закон об охране культурного наследия. Это давало возможность Церкви препятствовать разрушению и уничтожению храмов, которые могли уничтожаться, например, под предлогом строительства дорог. Вторую половину 70-х годов можно назвать временем собирания; предстояло копить силы и знания для будущих церковных действий.

Но в 1980 году – опять беда: из-за олимпиады 1980 года ожидался большой наплыв туристов, корреспондентов. 27 января 1980 года был арестован отец Дмитрий[21] (Дудко). Его арест можно назвать превентивным – прямо по Чехову: «Как бы чего не вышло» («Человек в футляре»). От отца Дмитрия требовали отказа от политической деятельности, а он настаивал на том, что его деятельность не политическая, а пастырско-проповедническая.

Так или иначе, отец Дмитрий согласился подписать отказ от политической деятельности; отец Дмитрий был освобождён (это было, наверное, условие патриарха) и получил новое назначение – приход в селе Виноградово (станция Долгопрудный), а там всё пошло́ по-прежнему, как будто бы ничего не было. Но активные диссиденты от отца Дмитрия отшатнулись, но пришли люди более церковные. Результатом стало то, что отец Дмитрий выпустил новую книгу «Потерянная драхма». Главный вывод этой книги: «Передо мною гибнущие братья, а я буду становиться в позу». Именно «поза» была преодолена, а пастырская деятельность продолжалась.

10 ноября 1982 года скончался Брежнев. 17 мая 1983 года новый генсек Юрий Владимирович Андропов подписал указ об открытии Данилова монастыря – первого монастыря в советский период на территории Москвы. Этот указ вызвал большой энтузиазм среди православных москвичей. Настоятелем возобновлённого монастыря стал архимандрит Евлогий (Смирнов), оставивший самую добрую память в сердцах верующих. Очень медленно, очень постепенно, но в нужном направлении шла церковная жизнь. С 1986 года началась подготовка к празднованию 1000-летия крещения Руси. У Горбачёва – нового генсека, без особых хлопот, получили разрешение на созыв поместного собора. На этом соборе был принят новый гражданский устав русской Православной Церкви, уничтоживший хрущёвское наследие. Устав был разработан и подготовлен архиепископом Кириллом (Гундяевым) – ныне патриархом Московским и всея Руси.

В 1988 году патриарх Пимен ввёл в обиход Русской Православной Церкви новый праздник – празднование памяти семи Вселенских соборов – 18(31) мая, приуроченный к освящению верхнего храма в Даниловом монастыре, который в 1561 году освящал святитель Макарий Московский в присутствии Ивана Грозного и именно 18 мая (ст.ст.).

Празднование 1000-летия крещения Руси прошло в 4-х главных городах страны: в Москве, в Ленинграде, в Киеве и Минске с приглашением предстоятелей важнейших православных церквей. В ознаменование этого события была открыта Киево-Печерская лавра.

Земная жизнь патриарха Пимена приближалась к концу. Он умер 3 мая 1990 года в полном сознании, причастившись Святых Христовых тайн. Когда Георгий Шевкунов (ныне – митрополит Псковский и Порховский) со спутником посетили блаженную Любушку (Любовь Ивановну Лазареву) в селе Сусанине Витебской железной дороги, она свидетельствовала, что патриарх Пимен прощён от Господа и молится за Русскую Православную Церковь. Своё последние упокоение патриарх Пимен нашёл в Троице-Сергиевой лавре в крипте Успенского собора в церкви Всех святых в земле Российской просиявших.

Приложение №1

Отец Иоанн (Крестьянкин): Архимандри́т Иоа́нн (в миру Ива́н Миха́йлович Крестья́нкин; 11 апреля 1910, Орёл — 5 февраля 2006, Псково-Печерский монастырь) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков.

Отец Николай Гурьянов: Николай Алексе́евич Гурья́нов (24 мая 1909, село Чудские Заходы, Санкт-Петербургская губерния — 24 августа 2002, Остров-Залит, Псковская область) — русский религиозный деятель. Протоиерей. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX — начала XXI веков. Поэт.

Отец Тихон Пелих: Протоиерй Тихон Тихонович Пелих (1885 – 1983). Господь возложил на отца Тихона трудный подвиг старчества. Несколько последних лет жизни он провел при храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове Московской области, где и погребен.

Отец Герман Красильников: Архимандрит Герман (в миру Андрей Михайлович Красильников), старейший священнослужитель Московской епархии, настоятель Казанского храма в с. Шеметово, скончался 1 октября 1985 года.

Отец Кирилл Павлов: Архимандри́т Кири́лл (в миру Ива́н Дми́триевич Па́влов; 8 октября 1919, Маковские Выселки, Рязанская губерния — 20 февраля 2017, Переделкино) — архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви конца XX — начала XXI веков, духовный отец трёх русских патриархов, упоминается также как «всероссийский духовник».

Отец Наум Байбородин: Архимандрит Наум (в миру Николай Александрович Байбородин; 19 декабря 1927, деревня Шубинка, Ордынский район, Новосибирская область — 13 октября 2017, Москва) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры, один из наиболее известных духовников Русской православной церкви последней четверти XX — начала XXI веков, который многими почитался как старец.

Приложение №2

Свидетельство
о загробной помощи патриарха Пимена мне,
В. М. Ерёминой, вечером 14 декабря 2022 года.

Всю первую половину декабря нашу Левобережную (г/о Химки) развезло: стояли лужи. Уж люди смеялись: «Середина марта пришла». И вдруг с середины дня 14 декабря повалил снег — сугробы. И не только его никто не чистил — тропинок не было, не успели протоптать. И я провалилась в сугроб обеими ногами. А на улице поздние сумерки, народу — ни души. И я выбраться из сугроба не могу.

И вот вижу: не на тропинке, не на бывшем тротуаре, а на проезжей части, которую тоже занесло, но несколько машин всё-таки по ней уже проехали — стоит человек, не движется, обратился ко мне лицом и на меня смотрит.

Я скорей протянула руку, зову на помощь. Он подошел, вытащил меня из сугроба и по бывшей проезжей части под руку повел. Я хотела подарить ему мою визитку — на всякий случай, мало ли; да и сайт мой там есть. Из бывшего СССР в нашем месте всё больше армяне, всегда принимают с благодарностью.

А этот объявляет: «Я ведь и по-русски читаю плохо, я — узбек». Тут уж я догадалась. Конечно! Ведь Пимен-то по-узбекски говорил, он же 7 лет был в лагере на общих работах в Узбекистане; и в патриаршем своём служении узбекского языка не забыл, и сам в том признавался, например, лечащему врачу (конечно, не Е.И. Чазову).

Ясно, что в нашем месте по-узбекски никто не говорит. И вдруг он услышал сказанные сердцу слова — на родном языке! Вот он и поспешил «по направлению» ко мне. Довёл меня до подъезда моего дома, по лестнице со мной поднялся (4 ступени). А тут уж люди стоят у дверей, магнитный ключ ищут. Я достала свой, открыла и тут с ним, моим благодетелем, простилась.

Потом рассказала всю историю моей ученице Ане Пантюхиной (она в курсе дела, и надиктовки-то обе по Пимену были у неё в доме). И она с уверенностью подтвердила: «Конечно, это Пимен, его ходатайство».

Сие свидетельство моё удостоверяю моей христианской совестью.

В.Ерёмина
28.12.2022

 


[1] Евгений Боратынский (Баратынский)

Годы жизни: 02 марта 1800 — 11 июля 1844; Поэт. Александром Пушкиным был назван лучшим русским элегическим поэтом. После долгого периода, когда его репутация была на исходе, русские поэты-символисты вновь открыли Баратынского как поэта высшей мысли. (Элегия — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни).

[2] Выпускное сочинение на юридическом факультете СПб. университета, руководитель граф Комаровский.

[3] Митрополит Гурий (Вячеслав Михайлович Егоров, 1891–1965 гг.) относится к числу выдающихся архипастырей Русской Православной Церкви послевоенного периода.

[4] Владисла́в Фелициа́нович Ходасе́вич (16 (28) мая 1886, Москва — 14 июня 1939, Париж) — русский поэт, переводчик. Выступал также как критик, мемуарист и историк литературы, пушкинист.

[5] Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Муравьев Василий Николаевич) родился в крепкой христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года.

[6] 7 июля 1954 г. вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научноатеистической пропаганде и мерах её улучшения». В нём отмечалось, что представители Русской православной церкви, ислама и сектантов с помощью хорошо отработанных проповедей, умелой индивидуальной работой с каждым потенциальным прихожанином активно привлекают в свои общины и группы молодое поколение, в результате чего «наблюдается увеличение количества граждан, …отправляющих религиозные обряды».

[7] Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — вход) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения на какой-либо (главным образом — священный) участок (позднее — в архитектурный ансамбль или в дворцово-парковый комплекс).

[8] Гео́ргий Влади́мирович Ива́нов (29 октября (10 ноября) 1894, имение Пуке-Барще (Пуки́) Сядской волости Тельшевского уезда Ковенской губернии, ныне Мажейкяйский район, Литва — 26 августа 1958, Йер-ле-Пальмье, департамент Вар, Франция) — русский поэт, прозаик и публицист, переводчик, критик. Один из крупнейших поэтов русской эмиграции.

[9] Павел Дмитриевич Корин родился в 1892 году, в селе Палех Владимирской губернии, в семье потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина.

[10] Пу́стынь Свято́го Духа Пара́клита (Пустынь Святого Духа Утешителя, Параклитова пустынь, скит Параклит) — скит (подворье) Троице-Сергиевой лавры. Располагается в деревне Смена близ Сергиева Посада (в 6 км от лавры).

[11] Пимен – слово греческое и означает “пастырь”.

[12] 29 июля 1927 обращение об отношении Русской Православной Церкви к советскому государству, составленное митр. Сергием (Страгородским). Полное название: «Послание Православным Архипастырям, Пастырям и пасомым Московского Патриархата».

[13] Преосвященный Сергий, в миру Ларин Сергей Иванович, родился 11 марта 1908 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего типографии Государственного банка.

Окончил 6 классов средней школы № 37 в городе Ленинграде. Женился в 1927 году.

Связав свою судьбу с «обновленчеством», пребывал в этом расколе вплоть до своего покаяния в 1943 году. 27 декабря 1943 года, являясь обновленческим епископом Ташкентским, был присоединен мирянином к Русской Православной Церкви и тут же заново был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

14 августа 1944 года был наречен, а 15 августа — хиротонисан во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. Чин хиротонии во Владимирском соборе Киева совершали митрополит Киевский Иоанн, архиепископ Днепропетровский Андрей и епископ Житомирский Антоний.

[14] Митрополи́т Влади́мир (в миру Ви́ктор Маркиа́нович Сабода́н, укр. Віктор Маркіянович Сабодан; 23 ноября 1935, с. Марковцы, Летичевский район, Винницкая область, Украинская ССР, СССР — 5 июля 2014, Киев, Украина) — епископ Русской Православной Церкви; с 1992 по 2014 годы — Предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата) с титулом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; постоянный член Священного синода Русской Православной Церкви. Герой Украины (2011).

Титул «Блаженнейший», согласно правилам 4 и 5 Определения Архиерейского собора РПЦ 25—27 октября 1990 года предоставлялся в пределах Украины; однако редакция Устава УПЦ от 21 декабря 2007 года гласит: «Предстоятель Украинской Православной Церкви имеет титул „Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины“» (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ).

[15] В русском православном календаре насчитывается около двухсот шестидесяти чтимых икон Богородицы. Общее же число изображений Божьей Матери насчитывает порядка восьмисот шестидесяти икон.

[16] Протопресвитер Николай Колчицкий (1890–1961) – настоятель Богоявленского Патриаршего собора в Елохове, управляющий делами Московской Патриархии (1941–1960), секретарь Священного Синода, председатель Учебного комитета (1956–1960) – одна из ярчайших фигур в Русской Церкви XX столетия. Хотя и, как отмечали многие, со «сложным характером». К служению у престола Божия он был призван в сентябре 1914 года, и, по словам митрополита Питирима (Нечаева), «что касается церковного служения, он был не просто безупречен, но мог служить примером». Отец Николай Колчицкий почти 40 лет прослужил настоятелем Елоховского собора – с декабря 1924 года

[17] Архиере́йский собо́р Ру́сской Правосла́вной Це́ркви 1961 го́да — архиерейский собор, проходивший 18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой лавре под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В результате давления государства Церковь вынуждена была пойти на отстранение настоятеля от управлением приходом. В результате чего церковная иерархия была фактически отстранена от управления церковными структурами. Но Церковь выстояла и на Поместном соборе 1988 года был принят Устав, по которому управление возвращалось в церковные структуры и благодаря которому стал возможен новый тип взаимоотношений Церкви и государства.

[18] Старейший клирик Москвы, заштатный священник храма Иоанна Воина на Якиманке, церковный композитор протоиерей Николай Ведерников отошел ко Господу 9 июня на 92-м году жизни.

[19] Поме́стный собо́р Ру́сской Правосла́вной Це́ркви 1971 года — третий в истории Русской Православной Церкви Поместный собор во втором патриаршем периоде (с 1917 года), который проходил c 30 мая по 2 июня 1971 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.

[20] Игумен Дионисий (в миру Алексе́й Вале́рьевич Шлёнов; 15 ноября 1971) — священник Русской Православной Церкви (игумен), доцент Московской духовной академии, кандидат богословия (1998), заведующий Академической библиотекой Московской духовной академии, наместник Андреевского монастыря, поэт.

[21] Дми́трий Серге́евич Дудко́ (24 февраля 1922, дер. Зарюховская Буда, Стародубский уезд, Гомельская губерния — 28 июня 2004, Москва) — протоиерей Русской Православной Церкви, церковный писатель, поэт, проповедник