Новейшая история Русской Православной Церкви. Лекция №7

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций Новейшая история Русской Православной Церкви (1917-2000)

Всероссийский поместный собор 1917-1918 годов. Вопрос о местоблюстителе патриаршего престола.

  1. Еще раз о Патриаршем послание от 19 января 1918 года. Вопрос о заместителе патриарха.
  2. Вопрос о преемстве (временном) патриарших прав и обязанностей в период между патриаршества. Положение о местоблюстителе патриаршего престола.
  3. Исторические прецеденты статуса и церковного положения местоблюстителя в Русской Православной Церкви. Канонические возражения.

  1. Деяние 142-е Собора от 28 июля/10 августа 1918 года: постановление о местоблюстителе патриаршего престола. Заключение о Поместном Всероссийском Соборе 1917 – 1918 годов.

После обнародования Послания патриарха никто не надеялся, что большевики проявят осторожность и умеренность: все ждут немедленного ареста патриарха и, следовательно, возникает вопрос о возглавлении Церкви в чрезвычайных обстоятельствах.

(Поводом для ареста патриарха могла послужить позднее и речь патриарха на панихиде по расстрелянной царской фамилии. В этой речи есть слова, что “пусть нас расстреливают, пусть арестуют”).

А кто же Церковь будет возглавлять? (ср. Петра Алекс. правило 10-е).

Патриарщее 20-22 января Послание получило одобрение. 25 января – вопрос о Заместителе (при закрытых дверях). Положение было следующее.

Если внезапно патриарх (живой) лишается возможности отправлять свои обязанности, он в срочном порядке сам назначает себе заместителя (временного), который воспринимает в полноте его патриаршие права и обязанности. Заместитель называется “местоблюстителем”.

Слово “местоблюститель” в таком случае должно иметь два значения.

  1. Временный возглавитель на случай вынужденного отсутствия патриарха, но живого и сохраняющего все свои права, а только физически лишенного возможности управлять Церковью.
  2. Местоблюститель – это временный возглавитель Церкви в период междупатриаршества.

Этот термин “местоблюститель” в сущности омонимичен – в него вкладываются два существенно различных содержания.

Собор не предполагает возможности управления Церковью патриархом из тюрем, ссылок, из вынужденной эмиграции и поэтому — Заместитель.

(Должность управделами появилась при Сергии, но управделами не воспринимает права патриарха. Первый управделами протопресвитер Колчицкий. Дежурного Заместителя — нет).

Таким образом, на время своего вынужденного отсутствия (или, например, такая болезнь) патриарх назначает себе заместителя, воспринимающего в полноте его права и обязанности.

В Византии, вообще говоря, традиция была другая, так как там полагалось избрать нового патриарха в течение трёх дней. Патриархов либо секут, но оставляют за ними все права и обязанности (п. Анастасий в 742 г.), либо патриархов казнят, ставят новых.

Заместителю патриарха предоставляется право созыва совершенного собора. Совершенный собор по каноническому определению есть собор, который созывает законный предстоятель Церкви.

[Собор, который созывается без благословения законного предстоятеля Церкви, называется самочинным сборищем. Таковым сборищем и был так называемый собор Карловацкий: эмигрантских деятелей в ноябре 1921 года в Сремских Карловцах в Югославии].

Совершенному собору принадлежит право суда и над патриархом, хотя собор созывается заместителем – это и есть полнота патриарших прав у временного заместителя.

Но, если патриарх возвращается к своему служению, а законного осуждения ему не вынесено[1], то временный заместитель отчитывается перед ним.

27 июня 1923 года патриарх, не дождавшись никакого суда, был освобождён.

На соборе фигурировало выражение – “если патриарх находится под судом”.

Гражданский суд не вменяется в церковное преступление, то есть речь может идти только о суде церковном. Если же патриарх находится под церковным судом за ересь, например, за отклонение от известных вероисповедных истин православной веры, то по положению о правах и обязанностях патриарха старейший по хиротонии член Синода созывает соединённое присутствие Синода и Высшего Церковного Совета[2].

Этот разовый орган (соединённое присутствие) избирает местоблюстителя патриаршего престола тайным голосованием. Местоблюстителя избирают по абсолютному большинству, то есть того, за кого проголосуют более половины всех членов соединённого присутствия. Местоблюстителя избирают из числа присутствующих членов Синода (члены Синода, находящиеся в ссылках, в тюрьмах и отсутствующие не избираются).

Это положение о выборе местоблюстителя относится к трём случаям чрезвычайных ситуаций: церковный суд на патриархом, гражданские репрессии, включая арест, тюрьму и расстрел, и тяжелая болезнь.

Случай вдовства Русской Православной Церкви.

Вдовством Церкви называется состояние, когда Церковь лишена своего возглавителя по причинам смерти патриарха или ещё каких либо обстоятельств, навсегда выводящих патриарха из строя (например, сошел с ума).

Вопрос о вдовстве Русской Православной Церкви вынесен на рассмотрение собора в июне 1918 года. На этот случай, сказано, следует обеспечить преемство единоличного возглавления. В деяниях собора сказано так:

“Должно быть лицо, его заменяющее, ибо этого требует существо дела и практика всех православных Церквей, которые возглавляются патриархами”.

Период междупатриаршества в Русской Православной Церкви длительный. Рассматривая исторические прецеденты, начиная с 1589 года и до организации Синода, то есть до 1721 года[3], то есть патриарший период длился 132 года и из них 36 лет пришлось на периоды междупатриаршества.

Местоблюститель в случае вдовства и междупатриаршества определяется собором как временный предстоятель Церкви.

Соборное определение положения о местоблюстителе с точно оговоренными правами и обязанностями.

Положение, выработанное в отделе о высшем церковном управлении, включало семь пунктов.

  1. Местоблюститель избирается на время междупатриаршества, то есть блюдёт место, чтобы его не захватил церковный узурпатор или группа таковых узурпаторов.

Попытка захвата будет в 1922 году, когда три священника Введенский, Белков и Калиновский — обманом захватывают патриаршую канцелярию и объявляют, что патриарх передал им всю власть.

  1. После освобождения патриаршего престола, старейший по хиротонии член Синода на основании предварительного определения Синода созывает соединённое присутствие Синода и Высшего Церковного Совета.
  2. Соединённое присутствие тайным голосование по абсолютному большинству голосов (более 50 % от общего числа членов) избирает местоблюстителя патриаршего престола из числа присутствующих членов Синода и сообщает об этом государственной власти.

Видно, что к июню 1918 года уже сложилось отношение к большевикам как к законной государственной власти.

В это же время принято церковное поминовение властей, которое читается так: “Вразуми и укрепи всех, иже во власти суть, и возглаголи в них благая о Церкви Твоей и о всех людях Твоих”. При Сергии, Заместителе Местоблюстителя, будет принята та формула поминовения властей, которая есть и сейчас.

  1. Местоблюститель созывает собор и председательствует на нём (это функция престоятеля Церкви).
  2. Местоблюститель председательствует на заседаниях Синода, Высшего Церковного Совета и соединённого присутствия.

В частности, осуждение Карловацкого собора было произнесено на таком соединённом присутствии Синода и Высшего Церковного Совета в апреле 1922 года, а в мае патриарх Тихон прислал за границу оповещение о закрытии заграничного ВЦУ.

  1. Совместно с Синодом сносится с другими православными Церквами, обращается к Русской Церкви с пастырскими посланиями, заботится о замещении архиерейских кафедр.

В этом пункте некое умаление прав местоблюстителя по сравнению с правами патриарха. Патриарх имеет право делать единолично то, что местоблюститель может совершать только совместно с Синодом.

  1. На богослужениях возносятся имена местоблюстителя и Синода.

Это тоже умаление прав местоблюстителя, то есть соуправляющий орган Синод при местоблюстителе нужен обязательно.

Канонические возражения против введения положения о местоблюстителе.

Церковные законы запрещают передавать кафедру избранному лицу, например, по завещанию.

76-е Апостольское правило – запрещает передавать кафедру или престоятельство по наследству. Читается так:

“Яко не подобает епископу из угождения брату, сыну или иному сроднику поставлять их в достоинство епископа, кого хощет. Ибо несть праведно творити наследника епископства и собственность Божию даяти в дар человеческому пристрастию. Не должно бо Церковь Божию под власть наследников поставляти. Аще же кто сие сотворит: поставление да будет не действительно, сам же отлучением наказан да будет”.

Это правило к заместителю может относиться, поскольку временного заместителя патриарх назначает сам; но, во-первых, далеко не сродника; во-вторых в чрезвычайных обстоятельствах может случится так, что избрать правопреемника Церковь не будет иметь возможности.

“… и собственность Божию даяти в дар человеческому пристрастию…”

Апостольские правила уже были в начале V-го века, когда перед смертью Феофил Александрийский, до сих пор почитаемый как святой в Александрийском патриархате, поставил во главе Александрийского диоцеза своего племянника Кирилла Александрийского.

Поэтому диоцез бушевал в течение двух лет, пытаясь как-то удалить Кирилла, но, в конце концов, примирился и всё вышло на благо Церкви.

Таким образом, против этого правила существует контр-прецедент.

Но, например, когда позднее был поставлен заместителем патриарха митрополит Агафангел, то он не находился с Тихоном ни в какой степени родства. Поэтому это правило можно опустить, но рассмотреть правило 23-е Антиохийского собора.

23-е правило Антиохийского собора.

“Епископу не позволяется вместо себя поставляти другого, как преемника себе, хотя бы он и был бы при конце жизни. Аще же что таковое соделано будет, то поставление да будет не действительно. Но да соблюдается поставление церковное, определяющее, что епископа должно поставляти не иначе, как с собором и по суду епископов, имеющих власть произвести достойного по кончине преставшегося”.

Эти канонические возражения исторически были и на них будут ссылаться в 1926 году.

Исторические прецеденты местоблюстительства, а также благословение предшественником.

Первое такое благословение относится к святителю Феогносту, митрополиту Киевскому и Московскому, – до марта 1353 года. Святитель Феогност при жизни благословил себе преемника митрополита Алексия Владимирского, будущего Московского, и это благословение оказалось настолько авторитетным, что даже Константинопольский патриарх Филофей Коккин спорить не стал, хотя Константинополь тогда стоял ещё на твёрдой позиции, что благословлять митрополитом в Москву надлежит известного патриарху грека.

Второе. При Василии Тёмном на Московскую митрополию ещё при жизни митрополита Ионы избирается собором епископов и с согласия князя и благословляется предшественником архиепископ Ростовский Феодосий.

Феодосий также благословляет в 1464 году преемника и тоже по совещанию с князем Василием Тёмным.

То есть законно избранный преемник может (по крайнем мере по прецедентам в русской православной Церкви) быть указан и предшественником. Даже императоры Российские, наиболее благочестивые, старались как-то испросить мнение предшественника. Например, по поручению Александра II специально постарались выяснить у митрополита Филарета Московского, кого бы он сам хотел в качестве преемника на Московской кафедре. Филарет назвал имя святителя Иннокентия и сказал, что в этом муже “есть что-то апостольское”.

В патриаршие времена в России развивается институт местоблюстительства и в первые об этом встаёт вопрос в 1612 году сразу после смерти патриарха Гермогена.

Именно в период смутного времени легитимная боярская верхушка, а не те, кто призывал королевича Владислава[4], предполагала вместе с духовенством избрание законного возглавителя новой династии и избрание нового патриарха не благовременным.

Карташов это называет “временной выжидательной формой высшего церковного управления”.

Поэтому в смутное время полномочия престоятеля были переданы митрополиту Крутицкому Пафнутию[5], занимавшему эту кафедру при Гермогене.

После смерти Пафнутия на Крутицы (на кафедру митрополита Крутицкого) был приглашен старейший по хиротонии митрополит Ефрем Казанский, который и венчал на царство Михаила Романова 11 июля 1613 года. Подпись митрополита Ефрема стояла первой и в уложении о поставении Михаила Романова на царство и во всех государственно-церковных актах.

Таким образом, митрополит Крутицкий – начальный человек (местоблюститель) и обладает полнотой патриарших полномочий.

Митрополит Ефрем скончался в конце 1613 года, и церковное управление возглавил Крутицкий митрополит Иона, Ефремом поставленный.

С 1614 года Миша Романов обращается к отцу, находящемуся ещё в польском плену, называя его “отцом отцов”, то есть уже потихонечку готовится, что это будущий Московский патриарх. В 1619 году, после размена пленными, Филарет Романов прибывает в Москву, где состоялся собор епископов, на котором председательствует патриарх Иерусалимский Феофан.

Итак, за 7 лет междупатриаршества сменилось три местоблюстителя, но все три занимают Крутицкую кафедру, хотя – это фактически викариатство. Местоблюститель обладает полнотой патриарших прав.

Никоновская смута. В 1658 году Никон оставляет самовольно патриарший престол (как бы по неудовольствиям) и сам же назначает себе временного заместителя митрополита Крутицкого Питирима. Через 4-е года в 1662 году Никон Питирима анафематствует за то, что тот при богослужении употреблял патриарший чин. Например, в Вербное воскресение объезжает Кремль на осляти.

То есть, как бы местоблюститель восхищает патриаршие права. Питирим немедленно собирает епископское совещание и на нём получает полную поддержку.

В 1664 году Питирима переводят, местоблюстителем назначают митрополита Ростовского Иону, который, впрочем, готов уступить патриарху Никону кафедру и принимает у него благословение. Иону удаляют и назначают третьего местоблюстителя и опять митрополита Крутицкого Павла, который и возглавляет церковное управление до 1667 года, когда на Большом Московском соборе (с участием двух восточных патриархов) избирают законного патриарха Иосафа II.

С 1700 по 1721 год в Русской Церкви сидит абсолютно бесправный местоблюститель (с этим же титулом) Стефан Яворский – митрополит Рязанский.

Стефан Яворский не обладает даже правом замещения архиерейских кафедр: все права Церковного управления у поставленного Петром мирянина Мусина-Пушкина, у которого также и все права по хозяйственному управлению Церковью. Стефан Яворский – предстоятель только номинально.

Всё же за период междупатриаршества (36 лет из 132) местоблюститель чаще всего – митрополит Крутицкий.

Таким образом, соборный акт 142-й от 28 июня 1918 года, принятый собором и утверждённый епископским совещанием, определяет для Русской Православной Церкви каноническую возможность сохранить законное единоличное возглавление.

Местоблюстителя назначить нельзя, он избирается, но можно благословить, то есть выразить своё последнее слово уходящего, но это не есть в точном смысле поставление на патриарший престол.

Вопрос о местоблюстительстве уже в ближайшие годы оказался краеугольным.

Во-первых, и новый Священный Синод, и Высший Церковный Совет избираются собором с полномочиями на три года, то есть к сентябрю 1921 года эти два органа должны были быть вновь переизбраны.

Предполагалось, что полномочия членов собора сохраняются на неопределённое время и, поэтому, без новых епархиальных собраний этот собор можно было собрать в 1921 году. Но к осени 1921 года многих членов собора сослали или расстреляли, поэтому загодя решением епископского совещания при патриархе вся полнота церковной власти и все полномочия Священного Синода и Высшего Церковного Совета осенью 1920 года переходят к патриарху.

До ареста патриарха ещё существующие члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета могут помогать патриарху, но очень быстро, как только они разъехались по кафедрам, им тут же предлагают подписку о невыезде, но с правом выполнять обязанности правящего архиерея (аналогично — для священников служить в храме, для архимандритов руководить монастырём).

Поэтому, после освобождения в 1923 году патриарх Тихон собирает при себе Малый Синод, который фактически назначен. Как выражался Сергий – приглашен самим патриархом.

Таким образом, Синод при патриархе назначен, а не избран. Главные деятели этого Синода: митрополит Тверской Серафим (Александров), архиепископ (вначале епископ) Верейский Илларион Троицкий, то есть викарий Московской епархии. После ареста Иллариона, ближайшим лицом становится митрополит Крутицкий Петр (Полянский).

7 января 1925 года, при резком ухудшении состояния здоровья, Тихон делает распоряжение о Патриаршем местоблюстителе. Первым кандидатом на такое заместительство –митрополит Кирилл (Смирнов), тогда сущий в ссылке. (Недвусмысленно сказано: “наши патриаршие права и обязанности”).

Сказано, если ему не возможно, то митрополиту Агафангелу (тоже в ссылке), если и ему не возможно, то митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

Но Петр Крутицкий будет избран импровизированным архиерейским собором из 58-ми архиереев, приехавших на погребение патриарха Тихона.

Таким образом, соборные акты исполнить в полноте не удалось. Русская Церковь вступила в такую пору чрезвычайных обстоятельств, которые закончились только в 1991 году.

Сергий, в своё время избранный XII-м Московским патриархом (после 17 лет фактического престоятельства) на вопрос английских корреспондентов – какова же теперь Ваша программа? ответит: “Моя программа – программа Духа Святого. Мы живём по нужде каждого дня”.

Русская Православная Церковь уже с 1918 года живет “по нужде каждого дня” и уже не законом, а благодатью.

Церковь живет, с одной стороны, вопрошанием, а с другой, применяясь к существующим условиям.


Всероссийский поместный собор 1917-1918 годов остался в Русской Церкви с громадным, почти с не сравнимым, авторитетом. Несравненно большим, чем, например, собор Стоглавый.

Положения Стоглавого собора, в сущности, был отменены патриархом Никоном и этого никто не заметил. Хотя Стоглавый собор имел авторитет для всей Русской Церкви, а заметила отмену решений только оппозиция (т.н. старообрядцы).

Собор 1917-1918 годов оказался авторитетным для всех.

Кроме откровенных бесчинников и беззаконников, как “обновленцы”, все остальные и, в том числе, и оппозиционеры: “григорьевцы”[6] и “иосифляне”[7] – вся разноцветная толпа всяческих церковных бесчинников, тем не менее, будет как-то ссылаться или ориентироваться на решения поместного собора.

В 60-е годы Гермоген Голубев будет спорить с патриархом Алексием I, опять-таки, опираясь на решения собора 1917-1918 годов.

Карловацкое собрание, которое потом, в рабочем порядке, стали именовать собором, тоже включало тех, кто был членом Всероссийского поместного собора. (Антоний Храповицкий своей властью просто кооптировал на этот “собор” Высший Монархический Совет в полном составе, хотя, конечно, он не имел на это церковного права. Антоний Храповицкий вообще церковные права попирал походя).

Всероссийский поместный собор был последним собором при большевиках, который был самым многочисленным и который собрался не по должности, а по избранию. Члены собора – это совершенно реальные избранники верующего русского народа.

За всё время работы собора он, как бы, принимает в себя со всей России человеческий вопль, человеческие слёзы; организуется новый отдел по материалам гонений; решаются вопросы о канонизации святых; восстанавливается отменённый при Петре праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. Невзирая ни на какие гонения, собор остаётся трезвым: собор спокойно, тихо, неуклонно продолжает свою работу, что бы там ни бушевало за стенами собора.

На соборе возникали эксцессы. Например, было предложение, что раз миряне не защищают церкви, то наложить на церкви интердикт, то есть запереть. За интердикт особенно выступал князь Трубецкой. Но, однако же, на соборе возобладали самые трезвые и спокойные голоса, принадлежащие чаще всего крестьянам-мирянам. Юдин сказал, что когда-то, когда Сергий Радонежский затворял церкви в Нижнем Новгороде, то это произвело впечатление, так как без церковных служб люди не мыслили своей жизни. Сейчас люди мыслят эту жизнь, и, кроме соблазна, ни к чему это дело не приведёт и, более того, нас назовут забастовщиками. Дело это собора не достойное.

Собор согласился. В начале была принята половинчатая формулировка Александра Дмитриевича Самарина, что закрываться могут только те приходы, где явно часть прихода грабит ризницу или совершает иное бесчинство, а весь остальной приход не даёт возражения не только фактического, но даже нравственного. Из такого прихода отзывается клир вплоть до покаяния, но клир отзывается за исключением совершения таинства крещения, таинства причащения умирающих и таинства браковенчания.


[1] Патриарху Тихону будет вынесено осуждение на обновленческом соборе 1923 года, но это осуждение от самочинного сборища.

[2] Высший Церковный Совет – орган управления всех четырёх степеней, то есть из епископов, пресвитеров, дьяконов и мирян.

[3] 1700 год – год смерти последнего патриарха, но патриархат не был упразднён до 1721 года, когда был создан Синод.

[4] Эти назывались “польская партия”.

[5] Крутицы находятся около метро “Пролетарская”.

[6] Последователи Григория Яцковского.

[7] Последователи Иосифа Петровых.