История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №25

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

В истории иконоборческий период затянулся, т.к. все остальные патриархаты удара иконоборчества почти не приняли.

Новая волна иконоборческих волнений.

  1. Служение святителя Никифора 806-815 г. Вторая «михианская» схизма и ее преодоление.
  2. Император Лев V Армянин (813-820г.) и его преемники – церковно-государственная ситуация первой трети IX века; вторая волна иконоборческих волнений.
  3. Преподобный Федор Студит как киновиарх. Служение и подвиг Федора Студита.

В 802 г. свергли Ирину, хотя монашеская партия и была недовольна.

Император Никифор I в тот же день был миропомазан и венчан на царство патриархом Тарасием. Все догадались, что Тарасий Ирину еле-еле терпел все последние 5-ть лет ее правления – после ослепления ею своего сына. Причем, события, которые в это время происходили – не имели разрешения. Тарасий как-то сдерживал ситуацию – удерживающий. Удерживающими могут быть только святые, а не цари.

Новый император не вмешивается в церковные дела, но потихоньку вносит коррективы. Суть этих коррективов в том, что перед церковью не стоит заискивать и не надо вести политику ласкательства. Поэтому он вводит церковное имущество в единую государственную систему налогообложения. Церковные трудники призываются на военную службу. Тем временем в феврале 806 г. скончался патриарх Тарасий (25 февраля) – торжественные похороны.

Избирают нового патриарха Никифора, который когда-то был секретарем Тарасия и, как и Тарасий из мирян. Патриарх Никифор сразу же снимает запрещение с Иосифа Кафарского, который был подвергнут запрещению в 797 г. за то, что венчал Константина VI с Феодотой. На этом запрещении настаивали монахи Студийского монастыря. Конечно, Иосиф Кафарский венчал императора с благословения патриарха, но, видите ли, венчал прелюбодеев.

Вопрос о втором венчании в то время решался по-разному: развод допускался, но какие причины для развода важные, а какие нет – неопределенность. Василий Великий, например, считал, что для развода прелюбодеяние жены – достаточно, а прелюбодеяние мужа – нет.

Святитель Никифор прежде всего ставит этот вопрос не на гражданскую, а на церковную основу. Что такое второй брак? – много вопросов: были ли дети и т.д. Никифор составляет чин второбрачия – венчание второго брака по особому чину.

Некоторые моменты чина для второго брака.

Священническая молитва: «Владыко, Господи Боже наш всех щядяй и о всех промышляя (т.е. речь о пощаде), тайное ведый человеческое и всех ведений … очисти грехи наша и беззаконие прости твоих рабов, призывая я в покаяние, подавая им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных и невольных, ведый немощное человеческого естества, создателю и содетелю, иже Равааву блудницу простивый и мытаря покаяние приемый не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония … — кто постоит Тебе».

В чине венчания первобрачных поминаются славные жены ветхозаветные и славные пары Ветхого Завета: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, и т.д., а здесь – блудница Раваав и мытарь! «Ты, Владыко присвоивый рабы Твоея (имярек), (имярек) … даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойничье исповедование. … сподобиться и Небесного Твоего Царствия». Таким образом, при втором браке совершается не торжество, а почти помилование, почти как разрешение от епитимии.

Вторая молитва:

«Господи Иисусе Христе Сыне Божий вознесыйся на Честный и Животворящий Крест … очисти беззакония рабов Твоих … и плотского разжения не могущих понести (т.е. опять ради немощей человеческих) во второе бракообщение сходятся … помилуй и прости…».

Чин краток и не так торжественен, как первый… Венчальный наряд был разный. Для второбрачных не полагаются цветы и фата, а только белый плат, волосы убраны и закрытое белое платье. Но надо учитывать, что такой полный чин разработан для людей церковных!

В Церкви готовится раскол, притом в раскол уходят подвижники благочестия: Платон, бывший игумен монастыря Саккудион и его племянник Феодор Студит – они поминают Никифора как законного патриарха, но не признают его акта – восстановления эконома Иосифа.

Константина уже нет в живых, где находится Феодота — никто не знает, но т.к. Иосиф восстановлен в прежней должности ключаря кафедрального собора, то они демонстративно отказываются служить в Софийском соборе и вслух и гласно критикуют действия патриарха. Причем, пишут об этом папе Римскому, да еще и с критикой VII-го Вселенского Собора – нагнетание обстановки внутри Церкви. Это длится до 808 г. – патриарх все терпит.

Авторитет преподобных был весьма велик, поэтому Церкви грозил раскол, так же как по поводу Иоанна Златоуста. (За Иоанна Златоуста заступился Рим, отлучив от себя все остальные патриархаты – Константинопольский патриархат тогда еще не обладал автокефалией). Действия преподобных приводили к подрыву авторитета и патриарха, и кафедры, а также и авторитета VII-го Вселенского Собора. Феодор Студит обращается к папе Льву III с просьбой о третейском суде, при этом много льстит и папе, и Риму. (1054 г – великая схизма и это не начало, а конец).

Ситуацию усугубил архиепископ Иосиф, родной брат Феодора Студита, который приехал навестить брата и за полгода ни разу не навестил патриарха, ни разу не отслужил литургию. Император посылал к нему посланца и указал ему на его неприличное поведение. И вот, в конце 808 г. терпение патриарха кончилось, и он применяет меры: все трое в декабре 808 г. были запрещены в служении, т.е. Платон, Феодор и Иосиф, и временно были заключены в монастыре.

В январе 809 г. – архиерейский собор, на котором признаются действия патриархов покойного Тарасия и ныне здравствующего Никифора – спасительной икономией. Феодор, Платон и Иосиф признаны смутьянами и сосланы на Принцевы острова (места не столь отдаленные) вплоть до покаяния, но с правом бесцензурной переписки. Феодор перепиской широко пользуется. Пишет в Рим с целью дискриминировать архиерейский собор. В этих письмах Федор отрицал даже автокефалию Константинопольской церкви. Пишет он так: «Они, восточные иерархи, не побоялись составить еретический собор, хотя не властны составлять и православного собора без Вашего ведома, тем более справедливо было бы твоему божественному первоначальству составить законный собор и правым учением отразить еретическое». (Претензии Рима, которые разрешились в 1054 г., подпитывались веками. И первым, кто обратил на это внимание был патриарх Фотий.)

Папы и Лев III и Пасхалий I — оказались достаточно мирного устроения – все было спущено на нет.

Патриарх Никифор скорее всего все бы умирил, но в июне 811 г. был убит в бою император Никифор I, поддерживающий патриарха (череп императора был окован в золото и служил чашей для хана болгарского Крума). В этом же бою сын императора Ставракий тяжело ранен в бедро и ему еще никто не присягнул. Поэтому был призван новый император, зять Никифора, Михаил I Рангаве, который с симпатией относился к монашеской партии. Михаил I официально обратился к патриарху и предложил ему – ради церковного мира — вновь запретить в служении эконома Иосифа. Никифор вынужден был это исполнить. Студиты были возвращены из ссылки и согласились присоединиться. С Болгарией был заключен 30-летний мир.

Хотя Феодор Студит пользуется канонами, когда хочет, а когда не хочет, то забывает. Например, ввязывается в мирские дела.

Михаил I удержался на престоле всего 2 года — когда он бежал с поля боя, то сам добровольно отрекся от престола и постригся в монахи вместе со всей своей семьей. Один из его сыновей стал в последствии патриархом Константинополя – Игнатий (прославлен).

В императоры выбрали военного человека – Льва V Армянина.

Исторический фон.

813 г. – армия терпит постоянно поражения. Но ведь государство всегда имеет претензию на некое самостояние, самодовление, как бы, если государственные усилия направлены не на внутренние дела, а на внешние, т.е. расширение территории – то нужен гром побед. Если побед нет, то возникают романтические воспоминания о этих победах. В результате, в армии усиливаются иконоборческие настроения и не потому, что воины в этом что-то понимают, а потому, что иконоборцем был победитель болгар Константин V, при котором даже монахи маршировали с монахинями.

Патриарху Никифору хорошо было известно, из какой среды новый император и что он своим менталитетом ничем не отличается от рядового солдата. Все же избранному, но еще не помазанному императору патриарх Никифор ставит некоторое условие, а именно, не вмешиваться в церковные дела и сохранять православное благочестие в той форме, как его определяет предстоятель поместной церкви. При этом, традиционно было, что духовником императора был патриарх. Таким образом, от императора требовалось некоторое церковное послушание. Дальше начались разночтения: то ли Лев V подписал это послание, то ли нет, толи подписал, а потом отказался. Но был миропомазан и венчан.

Логика нового императора была достойна солдафона, а именно, императоры-иконоборцы Лев III, Константин V, а может, и Лев IV умерли своей смертью, оставив законное потомство. Императоры, почитавшие иконы, были либо свергнуты, либо убиты в бою — следовательно, иконы почитать не надо. Значит, иконоборцем быть выгоднее.

Но действует он обходным маневром – приглашает известного ученого иконоборца Иоанна Грамматика и негласно советует ему подобрать комиссию и на этой комиссии рассмотреть деяния VII-го Вселенского Собора, который еще не имел статус Вселенского – 2-ой Никейский — с целью дезавуировать этот Собор. Все делается тайком от патриарха. В народе VII-й Вселенский Собор не почитался. Все оказались между двух огней – и покойный патриарх Тарасий и здравствующий Никифор и все шишки, как всегда, на них.

В Рождественский сочельник 814 г. патриарх собирает епископское совещание – 270 епископов, игуменов и мирян. Вводит молебствие о мире Церкви, низлагает, т.е. лишает кафедры, Антония Филерского, члена комиссии Иоанна Грамматика и безымянно всех, кто вступит с ним в литургическое общение.

Напряжение возрастает. Патриарха приглашают к императору, который предложил начать диалог с этой комиссией. Патриарх отказывается – комиссия без его благословения и знать он о них ничего не хочет, тем более предлагаются переговоры, а это уже гласность.

Положение на границах империи еще не наладилось, 30-летний мир еще не подписан, внутри страны — не стабилизировано. Возбудили войска, и они забросали камнями икону Спасителя над воротами Халки, икону, которую в 730 г. уничтожил Лев III и которую восстановили при Ирине. Это и есть знак того, что иконоборчество возобновилось, причем спровоцированное. (иконопочитание – это монашеское).

Иконоборчество не доходит до тех крайностей, как при Константине Копрониме, но оно того же духа.

Патриарх назначает молебен в храме Святой Софии о мире в Церкви и смягчении царя. Сам император Лев V продолжает прикладываться к иконам.

Император пригласил патриарха во дворец, который прибыл туда с епископами и с Феодором Студитом. Император опять настаивает на переговорах с комиссией. И тут Феодор Студит выступил так, как от него ожидали: прямо объявил, что если ты хочешь сохранить благочестие, то и подчиняйся, и слушайся духовного отца своего. Подобно Максиму Исповеднику Феодор Студит ставит вопрос о разделении церковной и светской власти. Он прямо цитирует (1 Кор.12,28) «…иных Бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» и нигде не упомянул о царях. Цари обязаны подчиняться и исполнять заповеди апостольские и учительские. Законодательствовать же в Церкви и утверждать ее постановления отнюдь не царское дело. (при Петре I такого голоса не нашлось).

Император прогнал все совещание и предложил патриарху оставить кафедру. Патриарх отказывается, ибо по церковным канонам не видит за собой вины. Император поручил административное управление патриархатом светскому лицу патрикию Фоме. Святитель Никифор под предлогом болезни уходит с кафедры с последним заявлением- свидетельством: «Даже если весьма немногие останутся в Православии и благочестии они – суть Церковь». Никифор был отправлен в монастырь, но без права посвящения. Скончался в 828 г. и все 13 лет пользовался авторитетом.

Декабрь 815 г. – 2-ой иконоборческий собор (первый – 753 г.). Поставлен новый патриарх Феодот Кастирера, родственник Константина V Копронима. Собор отвергнул решения 2-го Никейского собора и восстановил авторитет Иерийского собора 754 г. Дальше начались насилия над священнослужителями. В отличие от Константина V, иконы не выносятся из церквей, не ищут по домам – главное признать нового патриарха. Епископы лишаются кафедр, миряне отлучаются от Церкви и тут возникает, как бы, вторая церковь в общении с Феодором Студитом, который благословляет принимать священников, получивших посвящение в Риме. Монастырь Феодора Студита закрыт и разогнан, но монахи остались – просто разъехались по всей греческой Италии, возвещая славу своего учителя. Студийский монастырь в это время имел около 1000 братий. Феодор Студит отправлен в ссылку в Малую Азию под арест. Продолжает писать письма, воззвания и, в сущности, он становится духовным главой: и, как бы, две церкви – одни в общении с Федором Студитом, другие с патриархом Феодотом. Все это длилось 10 лет с 815-826 гг. 826 г – год смерти Федора Студита.

Посетители к Феодору Студиту допускались и высшей церковной инстанцией он признает Римского папу. Поэтому и благословлял принимать священников с Запада, а патриарх Феодот их не запрещает и не прогоняет. Получается, что все чего-то ждут.

Феодор Студит оформляет теоретически то, что сложилось практически – он выставляет новый тип монашества – ученого-монаха, монаха-борца. Он не отрицает ни Антония Великого, т.е. пустынничества, ни Пахомия Великого, т.е. киновии, ни Саввы Освященного, т.е. лавры, но вводит новые установления: монах-простец не для нас, ученый монах, искусный в спорах, в богословских диалогах, в Писании. Монах, который в любую минуту готов выйти на площадь, т.е. монах-воинствующий, но словом и пером.

В Церкви продолжается тихая смута – церковное общество раскололось надвое – две паствы. Сам Феодор обращается к папе, уже Пасхалису I, о посредничестве. Послы патриарха Феодота папой не были приняты, а посланцы Феодора Студита принимаются. Папа Пасхалис I направляет в Константинополь послов с ходатайством за гонимых.

В империи появляется самозванец. При Ирине сбежавший за границу и отрекшийся от Христа и принявший магометанство, славянин по происхождению Фома, который выдает себя за Константина VI, якобы избежавшего ослепления. Фома, объявивший себя иконопочитателем, начал войну в начале 820 г. В декабре 822 г. он осадил Константинополь, но в конце концов был предан своими же.

В декабре 820 г. на Рождество убивают Льва V, который так хотел иметь себе «амулет»[1]. На престол сажают Михаила II – социального соперника Льва V.

Михаил II запретил говорить в пользу и вопреки почитания икон — как бы пересменок («богословская растерянность» – протоиерей Георгий Флоровский).

Михаил II пишет: «Кто установил то и другое, тот даст ответ перед Богом, а мы положили сохранять церковное положение в том виде, как его нашли». (Как Брежнев и Хрущев). Запрещено говорить о соборах Тарасия – это так он называет VII-й Вселенский Собор, Константина V, т.е. Иерийский собор – 1-й иконоборческий 754 г. и Льва, т.е. собор декабря 815 г – как будто их никогда не бывало.


[1] Т.е. защититься иконоборчеством от свержения и насильственной смерти.