История Вселенской Церкви с элементами агиологии. Лекция №24

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Вселенской Церкви с элементами агиологии

  1. Постсоборный период после VII-го Вселенского Собора. Реакция против Собора: на востоке – так называемая Студийская оппозиция и на западе – так называемые Каролингские соборы 790 г. – 794 г. Поместный собор Западной Церкви во Франкфурте-на-Майне.
  2. Император Константин VI. Его вторая женитьба и михианский церковный раскол 795 г. – 797 г. (михиа — прелюбодеяние) (прелюбодеяние императора, который перед этим насильно постриг в монахини свою первую жену).
  3. Последние годы правления Ирины 797 г. – 802 г. Ее свержение. Характеристика императрицы Ирины.

Срок всего 15 лет, но в это время тесно переплелись государственные и церковные дела.

В октябре 787 г. закончился VII-й Вселенский Собор и сразу же на востоке обозначилась оппозиция – 1-ая Студийская оппозиция, т.к. во главе этой оппозиции стоял студийский игумен Савва. Главный мотив — –приняли покаяние епископов-иконоборцев, в том числе и тех епископов, которые были обвинены в симонии (от Симона-волхва), т.е. поставление в клир за деньги, за подарки, т.е., как бы, торговля благодатию. Обвинение против симонийцев было сделано под давлением императрицы Ирины, которая, во-первых, испугалась возрастающего влияния патриарха, а во-вторых (главное), она всегда была человеком партии и, следовательно, находилась под влиянием своих советников – Ставракия, например.

Собор имел миролюбивый, икономический характер – мир в Церкви.

На Соборе были не только определены, но и регламентированы внешние действия, соответствующие иконопочитанию, т.е. предписывается чествовать иконы лобызанием и почтительным поклонением «якоже изображению Честного и Животворящего Креста» и Святого Евангелия и прочим святыням — каждением и поставлением свеч честь воздается.

Евангелие и Честный Крест сами являются святыми, а икона – изображает Святого, т.е. икона, как бы, низводится на порядок ниже.

На Соборе дано четкое определение восхождения к первообразу: «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображаемого на ней».

Например – икона Праздника – существо изображаемого есть торжество божественной благодати и святых, которые – суть носители этой божественной благодати.

Как раз в духе икономии, т.е. разумной умеренности всего характера Собора, и людей повинных, да еще под давлением государственной власти, принимают милостиво.

Третья, Символ веры на Соборе читается и по-гречески, и по-латыни. В латинском варианте из-за неаккуратного перевода уже добавлена «филиокве». Только через 60 лет именно против филиокве строго восстанет патриарх Фотий.

Четвертое, умолчание о чудотворных иконах, т.е. о прославлении образа по прямому подаянию образу благодати свыше (опять из-за икономии).

В оросе Собора почитание икон приравнено к почитанию священных предметов, хотя на иконе изображена личность, а Крест, Евангелие, ризы и вообще предметы могут нести благодать сообщаемую, т.е., как бы, опосредованно.

Характеризуя первое время после Собора церковный историк Феофан Сигрианский пишет: «Наступил мир в Церкви Божией, хотя враг не перестает сеять плевелы через своих делателей, но Церковь Божия побеждает всегда, находясь в осадном положении» — пророчество, т.к. осадное положение Церкви оказалось на многие годы.

Решения Соборов обычно опережают церковное сознание своего времени. VII-й Вселенский Собор – исключение, т.к. главное было сделано Максимом Исповедником за несколько десятилетий до самого Собора.

Умеренная позиция Собора вызвала нарекания и слева и справа – это и есть общее свойство среднего пути. Средний путь – всегда поношение, т.е. ему присущ некоторый кенозис – истощание, уничижение, умаление.

Деяния Собора, иногда называемого II-м Никейским, должны были быть утверждены в Риме, иначе этот Собор превращался бы в поместный. Кроме того, у Рима -–первенство чести и авторитет апостольской кафедры. В Риме искали правды и защиты Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

Рим задержал утверждение VII-го Вселенского Собора – плевелы начали прорастать.

Аргументы.

Представители восточных патриархов были самозванцы, т.е. они не имели полномочий. Рим, имея страсть к праву, прежде всего стал изучать мандаты и придрались и отсюда – вывод: канонически Собор не выше иконоборческого Иерийского собора 754 г. В то же время в полномочиях легатов Рима на Соборе никто не сомневался, т.к. они имели верительные грамоты папы Адриана, но Рим добавил, что и эти два представителя были де посланы по другим церковным делам. Рим воспользовался тем, что в первый раз в 786 г. Собор был сорван и, мол, папа им дал новое задание, притом, мол, эти легаты плохо знали греческий и поэтому вообще не могли хорошо разобраться, что происходит на Соборе.

Деяния VII-го Вселенского Собора были переведены на латынь, но весьма неряшливо, что и привело к тому, что в середине IX века, после Торжества Православия в 843 г., вновь переводятся на латынь библиотекарем Ватикана Анастасием – ученый грек.

Папа Адриан I занял позицию умеренную и в духе церковной икономии – он оценку деяний Собора предоставил времени.

В это время произошло чувствительное событие, не имеющее прямого отношения к церковным делам, но приведшее к резкому охлаждению между востоком и западом – Ирина как бы почувствовав себя в силах, расторгла помолвку своего сына Константина VI с дочерью Карла Великого Ротрудой. Карл Великий обозлился, но Ирине, видимо, было неприятно, чтобы ее сын имел такого сильного союзника, как Карл Великий.

Константина женили около 90-го года и Карл Великий объявил, что собирает собор на западе во Франкфурте-на-Майне, а папа благословил.

Карл писать не умел, т.е. работали его помощники и в 90-х годах были выпущены Libri Carolini – каролингские книги, т.е. книги, опирающиеся на авторитет Карла. Цель этих книг – дезавуировать окончательно не только VII-й Вселенский Собор, но и всю церковную жизнь на востоке. Другими словами – составляются пасквили на царствующий дом и на церковные дела и на VII-й Вселенский Собор.

В этих пасквилях прежде всего уравниваются Иерийский собор 754 г. и VII-й Вселенский Собор. «Несколько лет назад (хотя уже прошло 37 лет) был собран позорный и нелепейший собор, который имел дерзость объявить отмену икон. Около 3-х лет назад (т.е. явно имеется в виду 787 г.) в той же местности составлен другой собор (тоже позорнейший и нелепейший), который впал в обратную ошибку – предписали обожать иконы и молиться им». Причем подчеркивалось, что Собор решил воздавать божеское поклонение иконам.

Собор подчеркивал, что божеское поклонение относится к сущности, т.е. к лицам Пресвятой Троицы.

«Тогда как святые отцы повелевают употреблять иконы лишь для украшения церквей» — следующая фраза из памфлетов. Эта фраза в последствии вошла в плоть и кровь западной церковной практики.

Франкфуртский собор 794 г. утвердил за священными изображениями декоративное и, отчасти, назидательное значение. Такой подход, что иконы нужны только для украшения, не исповедали ни папа Григорий II, давший отпор Льву III Исавру, ни папа Григорий III, на Адриан I, но именно это мнение, вместо того, чтобы стать мнением приспешников Карла Великого, стало господствующим в западной церкви до разделения и Римо-католической церкви по сей день, кроме тех областей, которые ранее были православными (Польша).

Можно сказать, что реакция на западе была умеренно-иконоборческая – реакция слева. Почитание образа на западе все же осталось, но относится оно не к плоскостным, а к объемным изображениям – статуи.

Эта грамота и орос Франкфуртского собора посылаются римскому папе Адриану I, который и не утвердил, и не наложил вето, т.е. вопрос остался спорным.

Через несколько лет к позиции Саввы – игумена Студийского присоединятся прославленные святые: Платон Студит (память 5 апреля), Феодор Студит (племянник Платона, память 11 ноября и 26 января). Они тоже ссылались на то, что делегаты Собора не имели полномочий. И Платон, и Феодор были ревностными иконопочитателями, но были и приверженцами Рима. Федор, например, утверждал, что без благословения папы в Константинополе не могут собрать даже поместный собор – нет, мол, автокефалии.

Такой подход к решению вопроса об иконопочитании (незавершенность) привел к тому, что через 20-ть лет в 811 г. начались новые иконоборческие гонения (Платон и Феодор доживут).

Осенью 790 г. – новое государственное потрясение, которое спровоцировала сама Ирина – Ирина потребовала вторичную присягу войск, где были слова «мы не допустим до трона твоего сына, пока ты жива». Армия восстала и Ирину свергли, но обошлись с ней мягко. В 791 г. ей вернули титул августы и оставили ее доходы и двор. Ирина всегда была человеком партии (Екатерина II умела возвышаться над любой придворной борьбой).

Женой Константина VI стала Мария — внучка Филарета Милостивого (память 1 декабря), которая была безупречной женой, родила двух дочерей Ефросинию и Ирину.

Но опять же в 791 г. императрица Ирина, как раненая волчица, начинает изощряться в интригах – и нашла уязвимое место: начала сводить Константина с одной из своих фрейлин Феодотой. В 795 г. Константин VI обвиняет свою жену Марию в попытке своего отравления. Марию постригают в монахини (умерла в 826 г.), которая хранила в последствии свои монашеские обеты (Лопухина, например, — нет). В 824 г. императрицей стала ее дочь Ефросиния, которая призвала мать ко двору, но она отказалась.

Михианский раскол (михия — прелюбодеяние).

Весь Студийский монастырь выступил против пострижения императрицы Марии и новый брак Константина не признавали. В сложном положении оказался патриарх Тарасий, который жалел Константина, но развод совершить отказался.

Константин находит игумена Иосифа (эконом собора Святой Софии), который и согласился обвенчать императора. Тарасий не изверг Иосифа из священнического сана. Студийский монастырь уходит в раскол – прекращает поминать патриарха Тарасия (Иван Грозный практиковал такое 6-ть раз, да и Петр I, но у нас по этому поводу расколов не было). Весь год, т.е. 795 – 796 гг. длился раскол. Платон прилюдно обличает императора. Платона и Феодора отправляют в ближнюю ссылку – в Фессалоники, но их путешествие в ссылку превратилось в триумфальное шествие. Феодор Студит предлагает принимать священников из Италии, а не рукоположенных патриархом Тарасием. Тарасий все выносит – никаких прещений против Платона и Феодора не было.

Студийский монастырь пользовался огромным авторитетом среди народа, а монахи продолжали усиленную агитацию против императора.

Весной 797 г. – неудачный поход против арабов – весь генштаб (люди Ирины) откровенно предает императора. И, хотя захватов территорий после поражения не последовало, авторитет императора стремительно упал. В октябре 796 г. у Константина от второй жены родился сын Лев, который вскоре умер.

15 августа 797 г. в Порфировом покое императора Константина по приказу Ирины ослепляют. Летописец Феофан по этому поводу свидетельствует: «Померкло солнце на 17 дней, так что суда теряли направление и носились по течению. Все говорили, что солнце отказало в лучах по случаю ослепления царя. Так достигла власти Ирина – мать его». Платон и Феодор Студийские не осудили этот поступок Ирины.

В 797 г. патриарха Тарасия отстранили от государственной жизни – не допускали во дворец. Ирина была мстительной, но осторожной, поэтому патриарха просто отвергнули, но потребовали от него, чтобы эконом Иосиф был извергнут из сана. Феофан пишет так: «Иерарх устыдился этого мужа (т.е. Платона), принеся извинения и призвав к соединению, каковое и произошло после изгнания венчавшего императора (т.е. игумена Иосифа) и ради предотвращения раздора, которого блаженный избегал более всего, хотя и стяжал победную награду.» Патриарх запретил в служении Иосифа, а не изверг из сана – т.е. совсем на поводу не пошел.

В последние 5-ть лет своего правления Ирина превратилась в императрицу – куклу, т.е. приемы, шествия, балы и т.д. и в конце концов ее предало собственное окружение.

Платон и Феодор Студийские возвращены из ссылки в 799 г. В это время вырабатывается знаменитый Студийский устав, гимнотворчество и, частности: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».

800 г. – папа Лев III коронует Карла Великого императором Священной Римской империи, но Запад и Восток все еще живут под обаянием юстиниановой идеи священного империума, т.е. христианская империя должна охватывать весь христианский мир. Обоснование – т.к. в Константинополе сидит на престоле не император, а императрица, то Константинопольский престол объявляется вдовствующим и поэтому-то и коронуется Карл – как единственно законный император христианского мира. На Востоке этот титул не признали, но сделать ничего не могли.

В 800 г. умирает приближенный Ирины евнух Ставракий, который в свое время был пострижен, но в 797 г. презрел свои монашеские обеты и вернулся к своему положению временщика. И с 800 г. у Ирины новый временщик – евнух Аэций, который и предаст ее.

В 802 г. Карл Великий прислал в Константинополь посольство с предложением брачного союза. Ирине под 60 лет – сомнения, переговоры. В переговоры вклинивается Аэций и т.д. (ближайшее окружение Ирины лишает ее престола).

31 октября 802 г. в ночь с воскресения на понедельник императором провозглашают Никифора I – конец Исаврийской династии. 1 ноября Никифору присягнули войска и в тот же день патриарх Тарасий короновал его в храме Святой Софии. Ирина признала нового императора, была сослана в почетную ссылку на остров Принкипо, но через несколько дней ее заключили под стражу и отправили на остров в Эгейском море. 9 августа 803 г. Ирина скончалась.

Позднее при патриархе Фотии, когда идет консолидация востока, всех императоров, созвавших Вселенские Соборы, т.е. Константина I Великого, Феодосия I Великого, Феодосия II Младшего, Маркиана и Пульхерию, Юстиниана I Великого, Константина IV Пагоната, автоматом причисляют к лику святых. Постепенно всех их, кроме Константина I Великого и Юстиниана, отчисляют из лика святых. Греческие святцы содержат еще Феодосия I Великого.

Иконоборческий период показал, что императоры духовно не могут быть ни хранителями догматов, ни хранителями канонической правды, ни наблюдателями за достоинством клира.

Этот период усилиями Церкви и, прежде всего, ее святых мужей провел четкую демаркационную линию между возможностями и задачами, в том числе и христианскими задачами, гражданской власти, возглавителей государства, не — зависимо от их личного благочестия, и между задачей Христова общества, возглавляемого законными иерархами. (Господь был милостив к Константинопольскому патриархату, т.к. за 50-т лет были прославлены 5 патриархов).