История Русской Православной Церкви. Лекция №8а

Print Friendly, PDF & Email

Список лекций История Русской Православной Церкви.

Паламитские соборы. Свидетельство Церкви о Сущности и энергиях Божественного естества.

  1. Преподобный Симеон Новый Богослов о стяжании благодати Святого Духа.
  2. Собор 1351 года (именуемый как “дополнительный Вселенский”). Орос Собора 1351 года.

  1. Свидетельство и учительный подвиг святителя Григория Паламы.

На Соборе 1341 года святые Отцы ссылаются на то, что учение о несозданном свете и о приобщении каждого верного, при искреннем стремлении, к божественной благодати содержалось Церковью всегда. Далее, иногда паламитские споры называют исихастскими — это очень неточно. Молитвенное монашеское делание есть все-таки специфический монашеский подвиг. А православное исповедание о Сущности и энергиях Божественного естества и приобщении благодати — общецерковное дело, касается каждого члена Церкви.

Посмотрим, как в третьем гимне описывает приобщение к несозданному свету Симеон Новый Богослов: “Сначала только умным образом, через умное чувство Я удостоил тебя (Симеона – В.Е.), голоса. Дал тебе слышать волю Божию непосредственно, а потом и уча. А после этого человеколюбно явился тебе как Свет. Мало-помалу стал являться тебе, очищая твою душу покаянием, сожигая вещество страстей, как бы густую мглу и тьму”.

Господь идет нам навстречу Своею благодатью, но необходимо встречное движение человека, его личный подвиг, его желание отдать сердце Господу, его покаяние, которое совершается ненасильственно. Его самораскрытие для действования в нем божественной благодати. “После того, как ты просветился постом и трудами бдения, молитвы и великого злострадания [тут и умение уступать, и прощение обид и так далее — то есть здесь перечисляется весь христианский подвиг, но как средство стяжания божественной благодати – В.Е.] Я соделал тебя удобовместимым и очищенным в огне [конечно, не вещественном — В.Е.], чтобы пребывать тебе неопалимым. После этого окружавший тебя Свет весь вошел в тебя и изменил тебя прекрасным изменением”[1].

На июньском соборе 1341 года обвинения Варлаама были признаны несостоятельными не только Отцами, но и император Андроник III согласился и призвал Варлаама принести публичное покаяние прямо на соборе. Варлаам принес оное покаяние, был всеми прощен и радостно принят.

Но не выдержал не то, что “злострадания”, а самого маленького щелчка своему самолюбию; вечером того же дня, переодевшись, удрал в Италию. Уже там, в Италии, он быстро, как меняют одежду, перешел вновь в католичество. Впоследствии был и католическим епископом, но, главное, — учителем Франчески Петрарки, предвестником итальянского раннего ренессанса.

Тем временем, через 4 дня после этого определения собора, скончался Андроник III, в стране начинается смута. Вдова императора Анна Савойская — против других претендентов, Палеологов. Достается тюремное заключение и Григорию Паламе, хотя он никогда ни к одной из политических сторон не присоединялся, но всегда стоял на одной позиции церковного и гражданского мира, взаимного прощения и примирения.

Август 1341 года — новое заседание того же собора, который утвердил орос и осудил доктрину Варлаама. Но оказалось, что Варлаам далеко не одинок. Я уже упоминала, что были исконно греческие деятели, и притом самые крупные и красноречивые, которые стоят на так называемой платформе “византийского гуманизма”, а в сущности — поддерживали секуляризованный подход, отчасти и богословский, — в вопросе о сущности и энергии.

1347 год — новый собор. Третий собор — 1351 года (в конце его скончался естественной смертью Акиндин). На этом соборе Григорий Палама изложил свое точное определение православной веры, которое было принято Собором 1351 года и им названо “православным во всём”.

В последнем абзаце сказано: “Мы принимаем тоже все святые соборы, проведенные Божией благодатию в свое время и место для утверждения благочестия и евангельской жизни; к ним принадлежат и те, которые проведены в этом великом городе в славной церкви святой Божественной Премудрости (Святой Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил, чтобы его с хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Сына и Святаго Духа, и свет будущего века, в который праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на горе (Фаворской), и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы, — что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Божество в созданное и несозданное. А тех, которые благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несозданный и всякая сила и энергия Божественная, — ибо ничего от принадлежащего по природе к Богу не возникло недавно, — они называют двубожниками и многобожниками, точно как нас называют иудеи, “савелиане и ариане”[2].

Итак, как и во времена арианской смуты, когда православное учение о Святой Троице выдавалось за многобожие, так и здесь: учение о несозданных энергиях Божественного естества именуется — многобожием.

Отметим, что и аргументация Отцев I-го Вселенского Собора и Собора 1351 года – похожи: там, в ответ на утверждение о тварности Слова, говорили: “Значит, когда-то Бог был без Разума”; так и здесь: “ничего из принадлежащего по природе Богу не возникло недавно”, то есть иначе бы Бог когда-то пребывал бы без Премудрости, без Всемогущества, без действований (энергий).

“Но мы изгоняем и первых, и последних как настоящих безбожников и многобожников и окончательно отсекаем их от полноты благочестивых, как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Агиоритским…”.

Действительно, утверждение о тварности “всякой силы и энергии Триипостасного Божества” предполагает волю в указанном творении и тем самым – заведомо иноприродные в своей тварности сущности; отсюда, в свою очередь, действительно следовало бы рассечение Единого Божества на созданное и не созданное. [Необходимое дополнение: впоследствии, уже в XV-XVII-м веках в России, такое “отсечение” Премудрости в отдельную сущность привело, как необходимое следствие к ее дальнейшей персонификации; и вот уже Премудрость пишут на иконах в виде “ангела” (т.н. “София Новгородская”)].

Этот орос 1351 года приняла вся Православная полнота, поэтому этот собор с полным правом называется иногда дополнительным Вселенским. Что же касается Русской Православной Церкви, то в это время[3] ее предстоятель при том же патриархе Константинопольском Филофее Коккине, митрополит Алексий, находится в Константинополе и поучается у патриарха Филофея. Патриарх два года готовит его, обучает и вводит в курс паламитских споров и определений соборов. При своем посвящении митрополит Алексий Московский читает определение Собора 1351 года и в полной искренности присоединяется к нему. Так что и Русская Православная Церковь, не имевшая тогда автокефалии, но пользовавшаяся всеми правами автономии, присоединяется к паламитским соборам и завещает это и нам.

Post-scriptum.

В начале XX-го века в русском Афонском монастыре великомученика Пантелеимона возникает и пускает корни, так называемая, ересь “имяславцев”, утверждавших, что “имя Божие есть Сам Бог”.

Ясно, что непроработанность церковным сознанием Русской Православной Церкви вопроса о сущности и энергии Божества и привела к заведомой “путанице”, то есть смешению благодати имени Божия (в частности имени Иисусова) – и сущности Божества; то есть к образованию как бы “четвертой ипостаси” Бога – Святой Троицы.


[1] Симеон Новый Богослов, III гимн.

[2] Точно так же, как православных называют иудеи, поскольку они не исповедуют Святой Троицы, савеллиане (модализм Савеллия: три ипостаси Бога — три образа существования — Отец в определенную эпоху земного времени переходит в Сына, Сын в Духа и так далее); и ариане, поскольку они рассекают Святую Троицу: божество присуще только Отцу, а Сын и Дух — тварны.

[3] Здесь имеется в виду, что в ту же эпоху: 1353-1355 гг.