История Вселенской Церкви
с элементами агиология
(курс лекций, прочитанных в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова)

В. М. Еремина

 

Лекция № 5.

Гонения на Церковь 64 - 363 гг. Служение мучеников Христовой Церкви.


1. Спорадические гонения на Церковь. (Спорадические – просыпаются как споры – массовые гонения) 64 – 363 годов (64 год – Нероновы гонения, 363 год – год смерти Юлиана Отступника).

2. Служение мучеников Христовой Церкви.


Во время гонений Церковь как бы сжимается, ей уже не до внутрицерковных разбирательств и она, Церковь, отстаивает себя со вне по отношению к внешним.

Хотя до Нерона у императоров были кое-какие понятия о христианах и о Христе; известно, например, что Мария Магдалина в 36 году посетила императора Тиберия, который скончался в 37 году, и объявила ему, что Христос воскрес, и подарила яйцо. Император Клавдий вообще не видел угрозы от христиан.

Но в 64 году христиан обвиняют в поджоге Рима и начинаются гонения. Этот геноцид (не обоснованный) не сопровождался никакими разбирательствовами, ни судебными, ни следственными, хотя Римское право до сих пор – основа всякого законодательства. То есть настолько все было бессмысленно, что даже к апостолам не имели никаких претензий. И апостол Петр, провожая на казнь свою жену, только твердит ей: “жена, помни Господа”.

И как бы в ответ на гонения с июня 68 года по 70 год в Риме смута - меняются три императора и с 70 года устанавливается новая династия императоров – Флавиев, которая обеспечивает государственную стабилизацию и Церковь получает передышку от гонений, за исключением некоторых случаев в отдельных областях империи. Известно, что апостола Иоанна Богослова привели к императору Домициану, но он принял его за одного из богов Олимпа и отправил его в ссылку на остров Патмос, где и было написано Откровение.

В 104 году при императоре Траяне христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законодательных) гонений. Но христиане никогда не были и не могли быть тайным обществом, так как Сам Господь требовал открытого исповедания своей веры - (Мф.10.18-20;27.28;32,33). И апостол Петр (см. 1Пет.3.15) – “…если кто из внешних будет спрашивать у вас отчет о вашем уповании, то дайте отчет с кротостью и благоговением…”. Христианин – свидетель о Христе и словом и делом. Церковь должна быть видна всем – “…не может укрыться град на верху горы…”.

Кстати, катакомбы – крипты домов или полуподземные помещения, где в полу производили захоронения.

Богослужения христиан там и происходили, так как в этом случае христиане находились под защитой двух римских законов:

Locus religiosus – место религиозных общений (культа) – отсюда по закону брать не могли; - о местах отправления религиозного культа.

Collegium funeraticium – погребальные собрания – и отсюда по закону брать не могли.

В Риме эти места были святы, так как в Риме распространено было многобожие – поликонфессиональная империя. (Вообще при развитом законодательстве – хоть один закон, да за нас!). Панихида – всенощная – развилась из древних богослужений.

Христиане не прятались в катакомбах, а проводили Богослужение. (Катакомбная Церковь – придумка Карловчан и не далее как в ~ 30-е годы XX века).

По закону Марка Аврелия христиан преследовали, как уголовников; до этого, как при большевиках – Церкви пытались приписать статью КР (контрреволюция) или АСА (антисоветская агитация), так и при Нероне – поджог Рима, а при Траяне – под тайные общества. До Марка Аврелия, который в 177 году запретил христианство законом, гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными.

Христиане всегда были лояльны к гражданской власти всех рангов в империи. Эти строки недаром написаны в 54 году (к Римл.13.), так как Нерон вступил на трон на крови, отравив двоюродного деда и приемного отца Клавдия, убийство которого сопровождалось кощунством, и через 4-е года убил и мать. И даже при таком императоре Церковь была лояльна к власти (1Тим.2) написано именно после убийства матери Нерона. Эта часть послания вошла даже в литургию “….о властях и воинстве …., ….да тихое и безмолвное житие поживем… ”.

Именно в это время Церковь сформулировала свое отношение к властям на той канонической территории, где она находится. И это не просто лояльное отношение, но - Бога бойтесь – царя чтите. В ответ на гонения христиане не выступали с оружием в руках, не роптали, а каялись даже в мысленном ропоте.

Поведение христиан во время гонений.

Не все христиане были мучениками. Людей, которые отрекались от Христа заранее или не выдерживали пыток, называли отпавшими и так было во все века.

Гонения, которые были от иудейской теократии, были как бы подпольными и происходили, как правило, когда ослабевала власть. Брат Господень апостол Иаков был сброшен со стены Храма в 62 году как раз в междувластие. При появлении сильного правителя такие гонения прекращались.

Но в 64-м году с Нероном именно власть ополчилась на христиан, но эти гонения фактически только укрепили Церковь. И - (1Пет.4.1,2,12-16,19) – увещевание стоять твердо и не только не роптать, но - вашими страданиями вы – соучастники страданий Христовых и вы принимайте их во Славу Божию, как свидетели Христовы. Мысль – гонения укрепляют Церковь! Страдания надо принимать во Славу Божию.

Все мученики напоминают о Христе распятом; именно поэтому, наблюдая за мучениями, то есть, видя свидетельства, язычники часто обращались к вере во Христа. Церковь возрастала на крови мучеников!

Не каждый христианин может быть мучеником: и поэтому, не каждый христианин должен стремиться к мученичеству, искать его; и такое настроение Церковь стала сразу отсекать. Апостол Петр после первых гонений в 64 году хотел убежать, но на выходе из Рима встретил Самого Христа въяве и спросил Его: “…Камо грядеши, Господи…”, и услышал – “Эо Рома …” - на чистейшей латыни – “…иду вновь распинаться в Рим…”.

Это дает нам существо мученического подвига – они распинаются, то есть подвергаются мучениям для назидания братий, для помощи Христу, как соработники Христовы и если они отказываются от этого соработничества, значит, они вновь приглашают Христа распинаться за них.

Ученики как бы взамен Христа возносятся от земли на кресте (колесуются, сжигаются и так далее – это и есть вознесение от земли) для привлечения всех, ибо Господь сказал: “…как вознесусь – привлеку всех”, (см. Ин.12.32), то есть мучаются для спасения рода человеческого.

Мученики как бы вместо Христа распинаются – для вознесения от земли, для привлечения всех и для спасения всех – Церковь стремиться охватить всю землю. Сектанство, кстати, наоборот: стремится отделиться: мы – избранные, а то толпа.

Мученичество – венец всей праведной жизни, но если человек не имеет мученической благодати в теле (пр. Силуан Афонский – что даже тело желает пострадать за Христа), то такой человек не выдерживает мучений.

Священномученик Петр Александрийский (~311 г., память - 25.11 ст.ст.) в своем послании (прав.8,12) дает определение, что такое мученичество и что надо делать. Поэтому, если не призван, то все оставь, предприми все возможные меры, чтобы скрыться – уклониться от мученичества – мученичество не для всех!

Характер гонений, начиная с Траяна и, еще более, с Марка Аврелия, уже не носит тип геноцида, а это значит, что в первую голову стараются брать так называемых зачинщиков, то есть руководителей общин. И VI-й Вселенский Собор на основе послания Петра Александрийского утвердил – если вместо вас пострадал кто-то другой, то вам это не вменяется в вину.

Эта же мысль в (Д.19.30-32) – когда апостола Павла хотели потащить в цирк на расправу, то его не нашли и вместо него взяли Гайя и Аристарха, а самого Павла – не пустили ученики. А также прецедент апостола Петра – когда его вывел из темницы ангел, то были казнены 16-ть воинов – и он не должен был бежать и спасать их; наоборот, они должны были сами озаботиться и сбежать, увидев, что нет Петра. Да и когда Господь был увезен в Египет Своей Пречистой Матерью и Иосифом Обручником (по Церковному Преданию в сопровождении Иакова), то были убиты 14000 младенцев.

12-ое правило Петра Александрийского – оправдывает взятку для избежания мучений (деньги - прах), а 13-ое правило Петра Александрийского – оправдывает бегство христиан от мучений.

Люди, которые торопятся пострадать, да еще не получив мановения Свыше, не выдерживают, как правило, пыток и тогда - 11-ое правило Петра Александрийского – епитимии от 40 дней до 4-х лет.

Тех же, которые сами себя повергли в кипящие гонения, но не выдержали пыток, быв побеждены немощью плоти, тех Церковь принимает, как кающихся, то есть приносит за них молитвы и приношения.

Иерархам Церкви, клирикам запрещено сознательно искать мучений. Те из клира, которые добровольно вышли на подвиг и пали, а затем хотя и возобновили подвиг, навсегда извергаются из клира - 10-ое правило Петра Александрийского.

Так как – “…оставили стадо Господне и опорочили самих себя, чего никто из апостолов не делал”. И даже те, которые выдержали испытания, в Церкви только терпятся, а не ублажаются. То есть они достойны снисхождения, а не ублажения, так как – “…доколе они были не приткновенны, имели прощение в своем безрассудном поступке. Клирики, которые пали, а затем возобновили подвиг, не могут больше священнодействовати, яко бесчинствовавшие и опорочившие самих себя. Отложив тщеславие в смиренномудрии да пекутся о том наипаче, како скончают свое течение…”, то есть жизненный путь.

Поэтому патриарх Сергий, например, должен был сидеть на виду, на видном месте, с известным адресом, а не искать всяких мучений своими поступками. (Он вел церковный корабль и вел его правильно).

Не все убиенные являются мучениками за Христа!

Положительная (катафатическая) характеристика служения мучеников во Христе слагается из:

мановение Духа Святого – призвание Божие Духом Святым на мученический подвиг (по апостолу (см. 2Кол.18.23) – “…никто да не обольщает вас самовольным служением”).

Часто сопровождается явным явлением Христа или ангелов или через другого человека (Анания и ап. Павел) (Д.9.16). – “…Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое”.

Воля человека совпадает (согласуется) с Волей Божией.

В ответ на призыв Божий, сердце человека отзывается – “Ей, Господи – твой, Господи”, и тогда Воля Божия врождается в сердце человека и становится его собственной и человеческой волей.

См. посл. Игнатия Богоносца к Эфессянам – “…Избавляя меня от рук мучителей, вы покажете мне ненависть. Я ласкаю зверей в надежде, что они съедят мою плоть; я пшеница Божия – пусть измелют меня зубы зверей”.

Преподобный Силуан Афонский дает онтологическую подоплеку - “благодать в теле такая, что само тело желает пострадать за Христа, но если человек напрашивается на страдания, не имея мученической благодати, то он либо не выдерживает мучений, либо ожесточается и начинает ненавидеть своих врагов” - утрачивает любовь.

Явление Силы и Славы Божией при мучениях.

(Д.7.56) – это свидетельство Первомученика Стефана; а в спорадических гонениях часто чудеса были явлены воочию и многим людям (Татияна – глаз выжил, тело восстановилось).

У нас, конечно, тут же сразу же: Как это могло быть? Как это происходило? Почему страдания у мучеников претворяются в чудо?

Когда Христов свидетель действует, то Сам Господь Иисус Христос берет на Себя все страдания, все наши недуги и поэтому, видимо, нервы замолкают - боли нет, раны исцеляются и так далее, но только именно у свидетелей, а не у всех убиенных за Христа.

Например, Елизавета Федоровна в 1904 году в Чудовом монастыре получила предсказание от старца Гавриила о том, что ее живой сбросят в колодец, то есть она уже знала о призыве и ждала мученической кончины, поэтому и смогла до конца выполнить свой долг – пела, перевязывала раны великим князьям, гранаты не разорвались (при раскопках это увидели), а остальные убитые из царской семьи таких явлений не удостоились.

Любовь и прощение к врагам и гонителям, милосердие к согрешившим братиям.

И Господь Иисус Христос – “…прости, отпусти им, Господи, ибо не ведают, что творят” (Лк.23.34) и так и Стефан и Елизавета Федоровна – двое ее палачей сошли с ума, а сошедшему с ума никто не объяснит, что это он делал на благо мирового пролетариата; но для Царства Небесного такой человек вполне благонадежен – рассудка нет, а сердце может каяться.

Церковь в своих постановлениях строго относится к согрешившим, но по свидетельству церковного историка Евсевия Памфила, – всех разрешает и никого не вяжет – не превозносится над павшими, но имеет к ним материнское попечение.

Это не противоречит правилу Петра Александрийского; но Церковь относится к чадам своим вслед за ним со строгостью, как отец. Боголюбезные мученики затем проявляют материнское попечение, то есть с материнской снисходительностью относятся к прегрешившим.



Возврат на предыдущую страницу