История Вселенской Церкви
с элементами агиология
(курс лекций, прочитанных в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова)

В. М. Еремина

 

Лекция № 4.

Иерусалимский Апостольский Собор (Д.15) ~48-50 годы.


1. Первый апостольский Иерусалимский Собор. Понятие соборности Церкви.

2. Христовы свидетели в Церковном обществе.


Все было при императоре Клавдии, но после голода 48 года (апостолы Павел и Варнава отвозили пожертвования). Этот период - внешнего спокойствия для Церкви - до Нероновских гонений еще лет 15. Первые гонения от иудейских обществ закончились.

Церковь, гонимая от иудейской теократии; первое рассеяние Иерусалимской Церкви (Д.8.1). Иудейская теократия ополчалась на Церковь только тогда, когда не было римского наместника. Во всех остальных случаях они сами несли ответственность; и гонителей также считали возмутителями общественного спокойствия, как и слишком рьяных проповедников.

Председательствовал на Соборе апостол от 70-ти Иаков - первый епископ Иеpусалимский - брат Господень. Этот Собор в архетипе, то есть в первообразе, несет в себе черты всех последующих Соборов.

Соборы собираются не в обязательном порядке, например, через 4-е года, а в связи с разногласиями, которые нельзя погасить даже авторитетом святости, ибо все свободны, например, в связи с борьбой с ересью, которую никак иначе нельзя было решить.

После Собора вопрос, если есть решение, считается решенным и решение уже обязательно для всех. Отменить решение Собоpа может только другой pавночестный или больший Собоp. Всегда оговаривается - какие решения и каких Собоpов изменяются.

Первый Собор (Д.15.1) собрался именно из-за разногласий по вопросу обрезания.

Силуан Афонский: "Святые ничего от себя не говорят"; но люди, не рожденные свыше, то есть ещё душевные, будут выступать со своими мнениями. Бывают в Церкви люди благочестивые, но еще не рожденные свыше, которые еще не преодолели своей самости и которые могут и будут говорить от себя, но с уверенностью: своё выдают за Божие. И эта опасность сопровождает Церковь на всем протяжении ее бытия; то есть более скромнык могут говорить – “по требованию моей религиозной совести” и так далее, а здесь сказанное от своего ума вылают за голос Церкви.

Первая ересь, вынесенная на обсуждение Собора - сотериологическая – “если не обрежетесь, то и не спасетесь”. (В ереси николаитов никто не сомневался). Здесь столкнулись как бы верования Ветхого и Нового Заветов. Хотя впрочем, ересь названа, но опять настаивали (Д.15.5).

Собоpы собираются тогда, когда не достаточно авторитета святости (апостолы Павел и Варнава) и когда даже чудесные события не убеждают.

То есть этот вопрос касался как бы отношения Ветхого и Нового Заветов. Но что касается “рожденных свыше” – они живут по прямым указаниям Господа здесь и сейчас. Закон как бы имел только тень будущих благ, только прообразование Истины, а сама Истина открывается после Искупления и после ниспослания Духа Святого – этот вопрос в Церкви для многих тогда был ещё не ясен (Д.15.2).

События совершаются, но ни о чем не говорят людям с такими жесткими окамененными сердцами. Тогда собирается Собоp (апостолы, пресвитеры, то есть начальники и представители церковных общин), который “рассматривает” дело, ибо оно касается всех. (Д.15.7) “... по долгом рассуждении Петр...”.

Церкви чужда идея голосования, но согласования.

Консенсус – согласование, которое состоит в долгом взаимном убеждении и тогда достигается единодушие, а не формальная уступка большинству. Ранее все были единодушны, а теперь уже единодушие наступает по долгом обсуждении, но наступает!

Ап. Петр свидетельствует, что для спасения необходимо:

- крещение;

- вера (верою Господь очищает сердце);

- раскрытие сердца (Бог тогда подает Святого Духа) – совершает рождение свыше, то есть обожение.

Ветхий Закон для спасения не нужен, но его можно исполнять по привычке, но, зачем же насаждать его людям, которые до этого его не знали. (“Если бы мы спасались Законом, то Господь Иисус Христос умер напрасно” – ап. Павел).

Собрание умолкло, то есть сердца раскрылись хотя бы для выслушивания свидетельства о явлении Силы и Славы Божией.

(Пpи Пpеобpажении после высказывания Петра о палатках - их осенило облако и в ответ - был глас “... Сей есть ...”, то есть – “… Его слушайте”, а не предлагайте свое мнение).

Затем на Собоpе, как председатель, так как апостолы не имели начальственной власти, берет слово первый епископ Иерусалима – Иаков (память 4.01 по ст.ст.), - брат Господень - в числе 70-ти он первый и который воспроизводит слова пророка Амоса, несколько их видоизменив.

Текстуально то, что говорит Иаков, не совпадает с текстом пророка Амоса (Д.15.13-21). (Амос 9.11,12. Д.15.16,17) (сравнить). Иаков сделал поправку на падшего ветхого человека - его немощи, в том числе и самого Амоса. Иаков предлагает возложить на не-иудеев некоторые тяжести (Д.15.20) (малое иго), чтобы они:

- воздерживались от идоложертвенного (идол (бес) - оскверняет то, к чему прикасается);

- не употребляли удавленин, крови (до сих пор, например, курам не сворачивают шеи, а топором, крови дают стечь);

- не делали того другим, что не хотят себе.

Господь давал положительную Заповедь – (Мф.7.12), более требовательную, а Иаков как бы снижает требование. (Д.15.21) – как бы уступка другим, то есть иудейский прозелитизм не воспрещается, а как кому угодно. (Синагога – это не Храм, а молитвенное собрание и туда могут придти все).

Но все это пока как бы резюме председателя. Само же постановление осуществляется соборным голосом (ст.22) так: ... Постановление. “Написавши и вручивши ...”, то есть Соборное послание в письменном виде рассылается наиболее крупным церквам.

В Послании Апостольского Собоpа описано - откуда возникла ересь с обрезанием, но имена не названы. Позднее все ереси связаны с именами: Аpиане, Нестоpиане, жидовствующие - Захарий и так далее. Здесь Собоp имена не называет, но “никто им этого не поручал ...” – это как бы административное предостережение (Д15.27). (Имеющий административную власть может дать законное предписание всем членам Церкви поступать согласно Соборному постановлению).

(Д.15.28) - "Изволися Духу Святому и нам ..." - это и есть соборность. (по русски – “ибо угодно …”).

В Православной Цеpкви действует Святой Дух. Согласие со свидетельством Святого Духа, возвещенным через кого-то – это и дает Соборному установлению силу и авторитет. Поэтому – свидетельство Духа Святого. Согласие членов Цеpкви с действием Святого Духа и есть гарантия правильности Церковного Собора - (Д.15).

Силуан Афонский – по вопросу, что есть критерий истинности Цеpкви – свидетельствует: “сама Церковь, имея ум Христов, выжидает и опытно проверяет влияние этих постановлений - если плод добрый, то эти правила становятся жизнью Цеpкви и пока Главе Цеpкви Господу Иисусу Христу не угодно будет дать другое”.

После I-го Собоpа Господь наш сразу же произвел действие – так как “все возрадовались”, то есть не надо было выжидать, внедрять и так далее. Иудо-христианство стало уже не правильным мнением.

I Апостольский Собоp выявил и отверг первую сотеpиологическую ересь.

Законы Моисея не приближают нас и не удаляют нас от Бога, если они для нас второстепенны (Гал.6.15), но если они (Законы) будут на первом месте - то удаляют от Христовой правды (Гал.5.2).

После I-го Собора не все сразу же приняли его постановление как обязательное, особенно те, кто воспитывался на Законе с детства. Апостол Павел даже противостоял апостолу Петру – видно из послания к Галатам (Гал.2.11-14), которое написано после 50-го года.

Привычки детства, если человек не родился свыше, то есть душевный, постепенно переходят в форму предания, воспитания, - мол, “так принято” и так далее. И такой человек убежденно и с верой будет стараться как бы внедрить это даже в Церковь.

Апостол Петр боялся обрезанных, так как сам был воспитан на Законе, он был рыбак - привычка слушать ученых. Но свобода, оставляемая каждому члену Церкви, требует постоянной сердечной работы, постоянного вопрошания ко Господу Иисусу Христу о том, что делать в том или ином случае.

Петр стал бояться иудеев по привычке, не воспросив Господа. (Это вопрошание нужно всем, причем постоянное и по любому поводу). Тогда Господь посылает другого (ап. Павла) и через него поучает Петра.

Кстати, Павлу невозможно было поставить в вину, что он плохо знает Закон (“по учению фарисей”) (Фил.3.5;Гал.1.14). Павел обличал потому, что Господь, проведя Павла по такому пути, что довел его даже до преступления и показал ему весь ужас всякого зацикливания на Законе, что ожесточает человека и может довести такого “законника” до полного противления воле Божией - …Буква убивает!

Еще пример. Чтобы соблюсти Закон, Павел по послушанию идет очищаться, но Господь Сам вмешивается и очищение не закончилось. (Д.21.18-34) - Павла арестовали.

Таким образом, неправильные мнения очень глубоко внедряются в человеке и он может пытаться внедрить их даже в Церковь, как вторую истину, но Господь Сам промыслительно не дает (то какие-то нестроения, то внезапные смерти и так далее). Очищение Павла не состоялось, хотя Церковная власть ему это рекомендовала, то есть поступила не по Божьему разумению. Если Церковная власть поступает не по Божьему, то события жизни, или последствия такие ужасные, что все проясняется.

Попытки навязать Ветхий Закон продолжались еще некоторое время - вплоть до разрушения Иерусалима (~70 год), после которого Церковь была в рассеянии и уже никто не требовал выполнения Ветхого Завета.



Возврат на предыдущую страницу