История Вселенской Церкви
с элементами агиология
(курс лекций, прочитанных в Российском Православном университете св. Иоанна Богослова)

В. М. Еремина

 

Лекция № 2.

Жизнь первенствующей Цеpкви. Царственное священство. Первый грех, поразивший Церковь (Анания и Сапфира). Изменение состояния Церкви.

 

1. Жизнь первенствующей Цеpкви. Царственное священство.

2. Первый грех, поразивший Церковь (Анания и Сапфира). Изменение состояния Церкви.

 

“Камень живой” (“…как живые камни устрояйте…” (1 Пет. 1.2; 5.9)) – так назван каждый член Церкви, и именно этими словами, теперь непонятными, определяется жизнь пеpвенствующей Цеpкви. Это согласуется с (Мф. 5.48): “… итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный …”.

В каком смысле апостол употребляет термин “священство” в отношении каждого христианина? Ведь апостол Петр хорошо знал, что такое священство ветхозаветное: священник – это молитвенник за народ, приносящий жертвы за его (и свои) прегрешения и за неведение людей. Он есть ходатай перед Богом, имеющий прямое дерзновение к Богу. В этом смысле каждый христианин первенствующей Церкви становится священником, ибо он непосредственно обращается к Богу и ему непосредственно Господь отвечает. Об этом, например, говорится в (Деян. 9.10-11), в стихах, посвященных Анании. Господь обращается к нему: “… Анания”, а Анания отвечает: “… я, Господи”. Господь говорит с Ананией как с другом, так как Анания не сразу пошел исполнять порученное, как солдат, но делится с Господом своими сомнениями о Савле. И Господь ему отвечает и объясняет Свое решение, причем с пророчеством. Перед Ананией развертывается временная перспектива, и Господь свидетельствует о назначенной Савлу епитимии.

В первенствующей Церкви явлено “царственное священство”. (Царь, отличается от служителя. Впоследствии всякая жизнь во Христе стала называться служением, и появились грехи и немощи. Апостол говорил позднее: “…носите немощи друг друга…” (сильные берут немощи слабых) – это следующий этап, после первого греха Анании и Сапфиры. А пока здесь – все царствуют!).

Первые хpистиане свидетельствовали совеpшенную любовь, котоpая изгоняет стpах.

В IV веке, пеpед II-м Вселенским Собоpом св. Григорий Богослов писал: "Некогда сие Тело Великое (Церковь) было совершенно, а тепеpь, смешно видеть".

Первенствующая Церковь получила чудом и мгновенно полноту Духа Святого. В настоящее же время мы стяжаем уже эту благодать большим трудом, но каждый христианин обязан иметь деpзновение к Богу и стяжать Духа Святого. Члены первенствующей Церкви не младенцы во Христе, а в полном возрасте Христовом, народ святой. Каждый царствует, каждый имеет дары (во Славу Божию), причем в изобилии целительство, например, было самым обычным явлением.

Основные моменты первенствующей Церкви:

1. Молитва - славословие и хвала (у нас сейчас в основном – прошения).

2. Общение - радость духовного единения (у нас же сейчас – помощь, долготерпение, несение тягот).

3. Духовное творчество, обилие откровений. Первенствующая Церковь не знала письменного Предания (даже Евангелие появилось позднее). Священное Предание складывается устно.

4. Церковь была неуязвима для гонений (Деян. 4. 1-22, 24). Апостол Петр обращается к первосвященникам Каиафе, Анне и Александру, людям распявшим Христа, и говорит, что Христос “…есть камень” (ст. 11), ссылаясь на Пс. 117.22. (Пройдут годы и апостолы сами начнут требовать от членов Церкви покорности властям. И это тоже истинно, так как к тому времени изменилось состояние Церкви. Как позднее сказал патриарх Сергий – “…Мы живем по нужде каждого дня”, но еще перед этим он же – “…Моя программа – Программа Духа Святого!”).

5. Евхаристия (Благодарение) совершалась по домам (Деян. 2.42-46).

6. Члены первенствующей Церкви имели все общее (Деян. 4.35,42). Позднее эту общность хотели представить как некий коммунизм, но между первенствующей Церковью и коммунизмом существует глубокая разница. Для коммунизма характерно принудительное обобществление имущества и управление им, а в первенствующей Церкви люди сами, добровольно продавали свое имущество, чтобы не терять драгоценного времени на управление им. Членам первенствующей Церкви предстояла еще и миссионерская деятельность. В этой Церкви все распределялось, но именно по нужде, а как уравниловка. Все знали нужды друг друга – можно сказать, что такое состояние можно сравнить с неудержимой благотворительностью. Все постоянно пребывали в общении, в молитве, и времени для управления хозяйством у них не было. Это была совершенно особая жизнь, которую можно было бы назвать “райской”.

7. Абсолютное довеpие к Пpомыслу Божию (Деян. 2.44,45). Именно абсолютное доверие Богу способствовало проявлению этой неудержимую благотворительность.

Каждый христианин именно потому стремился оторваться от имущества, чтобы быть миссионером (так было в первенствующей Церкви, и члены ее жили, как птицы небесные – не сеяли и не жали, но Господь питал их). Это не состояние эйфории, но трезвое состояние, отклик на Божие повеление, и у людей действительно не было никакой потребности в имуществе.

У христиан все дни светлые нет чеpных, так как для народа, “взятого в удел” (1 Пет.2.9), все дни светлые.

 

Грех Анании и Сапфиры.

У многих, читающих книгу Деяний (5: 1-11), возникает вопрос: почему Анания и Сапфира, не отдавшие апостолам всех средств от продажи имения, подверглись такому строгому наказанию? Ведь мы не отдаем все наши деньги Церкви и нищим?! Дело в том, что мы живем уже в другом состоянии церковного общества.

В чем состоял грех Анании?

1. Он нарушил сыновнее доверие к Богу. Христиане – свободные люди и, даже пребывая в состоянии святости, они могут оставить это состояние и поступать по своему разумению, как нарушил сыновнее доверие и Адам.

2. Он совершил грех лжи. Даже когда черные сомнения одолели Ананию, он не открыл их апостолу. (Деян. 5: 3). Если бы он покаялся, то Церковь молилась бы о его немощи и взяла бы эти немощи на себя. Но свобода у человека остается, и поэтому Господь никого не удерживает.

Нарушение сыновнего доверия, умаление веры, грех лжи – все это попытки устроить свою жизнь на маленьком земном основании, попытка строить жизнь на песке, когда рядом находится такой Камень, ставший во главу угла (1 Пет. 2: 6-8).

Сейчас для исправления подобных грехов существуют покаяние и епитимия (наказание по Закону).

Епитимии в первенствующей Цеpкви не было. Поэтому Анания и Сапфира выпали из состояния сыновства и умеpли от pазpыва сеpдца.

Почему же умирает Анания? У архиепископа Иоанна Шаховского есть работа (“О евангельских и не евангельских грешниках”), где написано, что “Анания и Сапфира умирают от своего греха” и это - свидетельство инобытия Церкви в это время. Человек выпал из царственного священства, и он уже не может вернуться назад – это физически невозможно и это сопровождается разрывом плотяного сердца – наступает смерть.

После этого первого греха состояние Цеpкви изменилось, хотя внешне этого как будто не заметно (сохранилось единодушие, творились чудеса, посторонние даже не могли пристать к ним (Деян. 5: 12-16). Но далее, в ст. 17, уже видна разница – апостолы заключены в темницу, и только с помощью ангела им удается выйти. В этом случае Господь через ангела повелел им идти и учить народ (ст. 19-20). Позднее, когда ангел выведет Петра, то скажет ему, чтобы он скрылся. А пока проповедь апостолов продолжается, но реакция на нее уже не та. И только заступничество Гамалиила – учителя Павлова, удерживает первосвященников от наказания апостолов.

Изменилось состояние всех. Сказано после смерти Анании: “…великий страх объял всех…” (Деян. 5: 12-16). Райское состояние пеpвенствующей Цеpкви было утрачено, и Церковь потеряла неуязвимость. Поэтому апостолы, как сильнейшие, принимают бесчестие и радуются, что удостоились его принять.

Но разве неверием членов Церкви не бесчестится имя Христово? Внутреннее бесчестие младших, более слабых, членов Церкви оборачивается внешним бесчестием для сильных, прославленных ее членов – апостолов Петра и Иоанна Богослова.

Внутреннее неверие в членах оборачивается уязвимостью для внешних гонений и, прежде всего, для сильных. Новое состояние Церкви отражается сначала на сильнейших, а потом уже и на остальных. Так теперь будет всегда. Это второе состояние Церкви.



Возврат на предыдущую страницу