В.М. Еремина


Отзыв
на книгу Татьяны Мироновой “Крест и меч”, Москва, 2008 г.

Мальчики, только вчера посещавшие школу (а в нашем случае – самоучки – В.Е.), вдруг вырастают как тыква Ионы. Вот они уже составляют новые образцы веры, отличные от правила святых. Гордость заставляет выдумывать новости и не переносит старого. Самонадеянному низко учить истине сообразно писанию. Погружаясь в глубины исследований, он теряет истину ясного учения.” (Преп. Ефрем Сирин, “Против дерзких испытателей”. Цит. по Филарет (Гумилевский), архиеп. “Историческое учение об отцах Церкви”, т. 2. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, с. 120.)

Конечно, в демократическом государстве и обществе можно безнаказанно проповедовать и печатать (были бы деньги!) самые разные теории; но Т. Миронова не может претендовать на почесть вышнего звания (Фил. 3, 14) православной христианки и члена Православной Церкви Христовой. Укажем хотя бы на некоторые несообразности, заведомо несовместимые с Христовой верой.

На стр. 4 читаем: “…Вслед за отцами Церкви (какими? – ни одного свидетельства никаких отцов Церкви не приводится. – В.Е.) мы можем с уверенностью полагать Евангелие своим духовником (?? – В.Е.) и в случае, когда нет вблизи мудрого священника, не скорбеть об отсутствии учителя, ведь Священное Писание и слова Самого Господа всегда перед глазами.”

Так позвольте! И все сектанты и все еретики всегда имели и имеют “Священное Писание перед глазами”. А секты и ереси плодились и плодятся как мухи. По замечанию преп. Ефрема Сирина, “как многие из врачей не понимают своего дела, так точно многие не понимают Писания. Оттого изречения его в устах неразумных толкователей (курсив мой – В.Е.) являются противоречащими”. (“Против дерзких писателей”, р.99).

Автор, видимо, путает элементарные вещи: духовнику исповедуются, он есть свидетель нашего покаяния и посредник между Господом и кающимся. “Мудрого священника” может и не оказаться рядом в нужную минуту; но, во-первых, надо обладать духовным даром “различения духов” (1 Кор.12, 10), чтобы различать истинную мудрость от начитанности и красноречия; во-вторых, если человек истинно взыскует у Господа вразумления, Господь Сам найдет, как и через кого его наставить и вразумить, ибо Он есть “путь и истина и жизнь” (Иоан. 14, 6).

На стр. 9 читаем: “Только поразив огнем и мечом врагов Господа, выгнав со своей земли врагов Отечества, мы (кто – мы? – В.Е.) водворим подлинный мир в России (?? – В.Е.), только тогда мы можем стяжать истинный дух мирен, спасая тысячи и тысячи наших ближних – православных братьев христианской уступчивостью и любовью.”

Это как раз образец полной путаницы понятий, не говоря уже о невежестве. Дух мирен, о котором повторял преп. Серафим Саровский, как раз стяжевается внутренней работой, внутренней борьбой со злом в себе, а не в брате, с изгнанием “бревна” из своего глаза (а потом уже займемся выниманием “сучков” из глаза ближнего!); наоборот, “сначала накорми, а потом спрашивай добродетели” (Ф.М. Достоевский, “Братья Карамазовы”, ч.II, кн.5, гл.5 (“Великий инквизитор”)), сначала “создай условия”, “только тогда можем стяжать истинный дух мирен” (Т.Миронова, с.9) – это одна из самых распространенных, тысячелетиями повторяемых клевет диавола, которые автор, Т. Миронова, и предлагает в качестве “нового” православия.

Особо следует обратить внимание на главу “Не всякая власть от Бога” (с.9-12). Автор осмеливается утверждать, что “над Россией царит иноверческое иудейское иго” – где это она его нашла? Не только президент и правительство состоят из этнических русских и в большинстве открыто православных людей; но если бы таковое “иго” было, то как бы она, Татьяна Миронова, смогла бы защитить докторскую диссертацию? (Кстати же, где и когда – в ее авторской преамбуле не указано! – В.Е.). А сыну ее не дали бы кончить и средней школы, а только 8-летку.

Свидетельство Апостола Павла из Послания к Римлянам, гл.13, она осмеливается называть “расхожей христианской формулой”. Начнем с того, что гражданскую покорность и почтительное отношение к властям проповедовал не только Апостол Павел, но все Апостолы:

Апостол Иуда: “Так точно (как с Содомом и Гоморрой – В.Е.) будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят всякие власти.” (Иуд.8). И далее: “Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.” (Иуд.16).

К слову сказать: на какие это деньги Т.Миронова издала книгу в 3, 12 печатных листов, да тиражом в 10 тыс. экземпляров? Не на свою же зарплату! Значит, “лицеприятие для корысти” сработало-таки! И если бы действительно было “иго”, то никакие “поработители”, “пожирающие русский народ” (с.9), не могли бы такую книгу пропустить безнаказанно.

Апостол Петр: 9 “то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.” (2Пет.2, 9 - 11).

Кстати же, Т. Миронова злословит не только высшие власти, но и святых: например, свят. Филарета Московского, принимавшего постоянное и деятельное участие в переводе Священного Писания на русский язык. Ниже будет показано, насколько ее возражения против синодального перевода безграмотны и, невзирая на докторскую степень (где? когда? – непонятно – В.Е.), обличают безумного неуча.

И, наконец, слова Апостола Петра “Бога бойтесь, царя чтите” (1Пет.2, 17) относятся к Нерону (54-68), который был не только узурпатором (ибо взошел на престол путем убийства своего двоюродного деда и приемного отца Клавдия (41-54), а удержался на престоле путем убийства родных детей Клавдия: Клавдии Октавии и Британника), не только матереубийцей (по его приказу была убита его мать Агриппина Младшая (57)), но и был в высшей степени подвержен “скверным страстям и грехам”, которые над ним и “царствовали” (Т. Миронова, с.11).

Автор пытается превращать Священное Писание и в результате говорит чушь. Как раз о существующей (“сущей”) власти говорит Апостол (срв. греческое ουσαι, им употребленное), т.е. власти не какой-то мечтанной (до Константина Великого оставалось около 300 лет, а до первого православного императора Феодосия Великого (379-395) – 325 лет!), а именно этому, нынешнему кесарю, Луцию Домицию Агенобарбу, по усыновлению – Нерону. И никогда Апостол Павел не участвовал, да и не мог участвовать ни в каких заговорах против Нерона (а их было несколько) и никогда никого из христиан (хотя бы и патрициев, например, Пуда) никогда ни на какую политическую борьбу не благословлял: “Наша брань не против плоти и крови” (Еф.6, 12). И поскольку имеется вполне надежный греческий текст, и точный славянский перевод, и прямой смысл Апостольского увещания: всякая душа да будет покорна властям – покорна сейчас, здесь и теперь, а не через 325 лет, когда тех римлян, современников Апостола Павла, римлян 54 года, давно не будет на свете.

И мы снова обращаемся к преп. Ефрему Сирину: “Писание само по себе совершенно верно себе самому, но между учеными – замешательство мыслей”. (“Против дерзких испытателей”, р.99).

Кстати сказать, в книге присутствует хула и клевета на святителя Тихона Московского (с.11-12). Где это она достала такую цитату из свят. Тихона Московского: “Если они не объединятся и не возьмут Москву опять с оружием, то мы (кто – мы? – В.Е.) погибнем и Святая Русь погибнет с нами”. Никогда ничего подобного свят. Тихон не говорил.

Слава Богу, послания свят. Тихона известны и опубликованы. Даже в послании от 19 января/1 февраля 1918 года Тихон призывает верующий народ противостоять силою властного всенародного вопля – только вопля! Наоборот, в послании от 8 июля (ст.ст.) 1919 года Тихон призывает “далеко отбросить меч” (как искушение, как соблазн!) и особенно беречься обращать свой гнев против лиц еврейской национальности (см. Тихон Московский, святитель. “Архипастырь страждущей Руси”. Слова, послания, письма. Москва, 2004, с.165-170).

В послании от 25 сентября (ст.ст.) 1919 г. Тихон воспрещает духовенству становиться на одну из воюющих сторон и употреблять священные обряды (молебны, крестные ходы и т.д.) как орудие в гражданской войне (там же, с.174-176). И указывает опять-таки на свидетельство Апостола: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” (Рим. 16, 17).

Я же продолжу и дальше слова Апостола: “Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” (Рим. 16, 18). Уж это г-же Мироновой – не в бровь, а в глаз!

Осталось разобрать главу “Русская кровь – не миф, а научный (?) факт” (с.67). Только вот какой наукой он изучается? – этнографией? френологией? краниологией? – Уж точно, что “смех и грех”!

Да откройте просто “Повесть временных лет” св. Нестора Летописца – и прочтём: как раз Древняя Русь никогда не была этнически однородной – перечисляемые Преподобным народы, населяющие Русскую землю: поляне, древляне, кривичи, вятичи, чудь, меря, мордва, пермь, косоги, яссы и т.д. и т.д. – это ведь разные народы, этнически разные, и только уживчивость, изначально свойственная русскому человеку, позволяла им удержаться вместе. Князья Киевские, начиная со Св. Владимира, всегда женились на иностранках. “Русский человек” всегда воспринималось как понятие не этническое, а нравственное, даже и в XX веке:

“Мы оба пострадавшие,
А значит – обрусевшие…”

(В. Высоцкий, “Баллада о детстве”; курсив мой – В.Е.)

“Русский он по сердцу, русский по уму,
Если я с ним встречусь, я его пойму –
Сразу, с полуслова…”

(Г. Иванов, “Нет в России даже дорогих могил…”)

Что значит “русский по сердцу, русский по уму”? Это “всемирная отзывчивость” (Достоевский); это “милость к падшим” (Пушкин); это “способность первую мысль отдавать Богу” (преп. Силуан Афонский); это – непривязанность к земному, стремление жертвовать земными ценностями (архиеп. Иоанн (Шаховской)). И недаром в русских летописях (обратил внимание В.О. Ключевский) употребляется выражение Русская земля, никогда – русский народ. И он, этот народ, действительно сплав, только плавильная-то печь была раскалена “до алмазного накала” (М. Волошин).

А русская литература, которая, никуда не денешься, есть “честь и слава” (Откр. 21, 26) русского народа. Творцы ее никак не могли похвастаться этнической чистотой – чистотой расы. Пушкин – предки в Африке (Абиссинии). Лермонтов – в Шотландии. Тютчев, Тургенев, Чаадаев – происхождения татарского, из крещеных золотоордынских татар. Достоевский? – если и присутствовала там младшая ветвь бояр Ртищевых, так за 3 века ополячившаяся, посмотрите портрет его отца. Проникновеннейшие русские лирики Фет, Пастернак, Мандельштам – по крови евреи. И так далее, можно продолжать долго. Кстати, у Т. Мироновой есть обмолвка: Оброненное кем-то из писателей, – “поскреби всякого русского, непременно отыщешь татарина” - так это изначально – французская поговорка (принадлежавшая или приписанная Ж. де Местру): “Grattez le Russe, et vous verrez un Tartare.”

А вот на вооружение, осмысление и переплав ее взял Ф.М. Достоевский (“Подросток”, ч. III, гл. 13 (Заключение)). И именно в этом его романе поднята и разработана тема “русского человека”. Как раз там его персонаж, русский с немецкими корнями Крафт вывел “из френологии, краниологии и даже математики”, что “русские – порода людей второстепенная” и, стало быть, в качестве русского совсем не сто́ит жить”. И – застрелился. (А сын-то нашей дамы Иван Миронов – разве не Крафт? – На основании несуразной теории своей маменьки действительно пытался убить А.Б. Чубайса…).

А в том и идея романа Достоевского: любой расизм всегда опирается на какую-нибудь “краниологию”. Только не в том отличительная особенность “русского типа”, а – во “всемирном болении за всех” (там же, ч. III, гл. 7). Вот сама возможность такого менталитета – национальный талант; пять талантов, которые он может принести, если с ним выйти на “торжище” общей русской и мировой жизни – это будущие “слава и честь” русского народа, которые и предстоит ему принести в Новый Иерусалим, сходящий с Неба (Откр. 21, 10, 24-26).

(В. М. Еремина)

2 августа 2009 г.

Память Илии-Пророка.




Возврат на страницу В. М. Ереминой